Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление рыночных отношений в России, Украине и странах Балтии (1991-1995) 2 страница




В первые месяцы после распада Советского Союза в стране предпринимаются шаги в направлении рыночных преобразований, которые подтолкнула начавшаяся либерализация цен в России. В марте 1992 г. парламент Украины принял "Основы национальной экономической политики", которые предусматривали разгосударствление и приватизацию, структурную перестройку и модернизацию промышленности. Вместе с тем эта экономическая концепция предполагала отказ от ряда принципиальных положений, принятых при образовании СНГ: выход из рублевого пространства, переход к взаиморасчетам со странами Содружества на базе мировых цен, переориентация внешней торговли на западные рынки и т.д.

В 1992 г. в стране продолжалось формирование рыночной инфраструктуры – действовали 44 товарные биржи, около 3 тыс. брокерских контор, свыше 2 тыс. посредническо-коммерческих предприятий, 67 коммерческих банков, немало сервисных центров, торговых домов, агентств, бюро и т.д. В Международный валютный фонд была направлена развернутая программа рыночных преобразований, которая получила его одобрение. Украина становится членом МВФ. Вместе с тем экономические преобразования, проводимые в Украине, имели определенные отличия от российских реформ. Руководство страны встало на путь постепенных экономических перемен с сохранением значительных регулирующих функций государства. Заявляя о приверженности к рыночным регуляторам, правительство сохранило прежнюю вертикальную систему управления народным хозяйством, систему государственного заказа, централизованное распределение важнейших ресурсов.

Первый год самостоятельного существования украинского государства не принес положительных сдвигов в экономике, начался процесс ускоренного падения важнейших макроэкономических показателей. По сравнению с предыдущим годом национальный доход за 1992 г. составил 85%, промышленная продукция – 91, продукция сельского хозяйства – 89%. Наибольшее падение произошло в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, что обусловлено нехваткой материалов и комплектующих, поступавших из бывших советских республик. Особенно взрывной характер принял рост потребительских цен, которые в 1992 г. взлетели более чем в 30 раз.

Неудачи Украины на начальной стадии экономических преобразований в известной степени связаны с исходными условиями реформ. Некоторые из них характерны для многих бывших республик СССР. Это наследие административно-командной системы, изношенность производственных фондов, иррациональная производственная структура. Негативную роль сыграли разрыв хозяйственных связей с соседними странами и скачок цен на импортируемые энергоносители.

Кроме того, нельзя не учитывать весьма высокую степень интегрированности Украины в советский хозяйственный комплекс. Ко всему этому в экономической структуре страны значительным оказался удельный вес отраслей, которые нуждаются в постоянной поддержке государства и слабо поддаются реформированию: угольная, горнорудная, космическая и др.

Немалую роль в экономическом спаде сыграли и субъективные просчеты правительства Украины в определении народнохозяйственных приоритетов, отклонения от выработанного ранее курса.

После вынужденного отпуска цен в январе 1992 г. в Украине проводится откровенно проинфляционная политика, для которой характерны огромный бюджетный дефицит, неограниченная денежно-кредитная эмиссия, рост цен, обвальное падение реальных доходов подавляющего большинства населения. Правительство практически не пыталось прибегнуть к жесткой денежно-кредитной политике. Пребывание в рублевой зоне, наличие единой валюты для бывших советских республик к этому не предрасполагало.

В ноябре 1992 г. новое правительство Л.Кучмы, пришедшее на смену кабинету В.Фокина, не получившему поддержки парламента, принимает ответственное решение о выходе из рублевого пространства. В стране была введена самостоятельная национальная валюта – карбованец, что давало возможность оздоровить финансовую систему и на основе ее стабилизации остановить падение производства.

Для преодоления критического положения в народном хозяйстве премьер-министр Л.Кучма предложил программу чрезвычайных мер, которая предполагала:

установление минимального потребительского бюджета для малоимущих;

переход к рыночным ценам под контролем государства;

формирование бездефицитного государственного бюджета;

запрещение Национальному банку осуществлять кредитную эмиссию;

введение налога на капитал и др.

Реализовывать эту программу предстояло в сложной социально-политической ситуации. Крупнейшее оппозиционное движение – "Рух" – требует выхода Украины из СНГ, коммунисты обвиняют политическое руководство в распаде СССР, директорский корпус государственных предприятий требует отрегулировать механизм взаимоот­ношений с Россией. Забастовки шахтеров, энергетический голод, социальная нестабильность не позволили добиться финансовой стабилизации.

В этих условиях главное внимание уделялось обеспечению устойчивой работы предприятий с сохранением госзаказа и государственным регулированием цен. Монетарные рычаги экономической политики рассматриваются как второстепенные и подчиненные основной задаче – стабилизации промышленности и сельского хозяйства.

В начале 1993 г. правительство представило Верховному Совету Украины "Основы национальной экономической политики на 1993 г.", в которых предполагались меры, нацеленные на финансовую стабилизацию путем ограничения кредитного субсидирования отраслей экономики, учета реальных возможностей бюджета, введение штрафных санкций к предприятиям, выплачивающим своим работникам экономически необоснованную высокую зарплату, и др.

Однако требование проводить жесткую денежно-кредитную политику не получило должной поддержки. С призывом "не допустить распродажи национального достояния" промышленного достояния" промышленное и сельскохозяйственное лобби в украинском парламенте добивается щедрых кредитных вливаний для спасения государственных предприятий от банкротства. При этом усиливается налоговое давление на предпринимательский сектор.

В первые месяцы 1993 г. наметилось некоторое замедление спада производства, что было достигнуто дорогой ценой – усилением кредитной эмиссии, безостановочной работой печатного станка. Инфляция, составлявшая в предыдущем году в среднем около 30% в месяц, стремительно перерастает в гиперинфляцию, достигнув к осени в среднем уровня 70% в месяц, а в декабре 1993 г. из-за нового повышения цен уровень инфляции превысил 90%. Денежная эмиссия за год выросла в 25 раз, что привело фактически к разрушению финансовой системы и остановке инвестиционного процесса в стране. Украина попадает в тройку государств с самым высоким в мире уровнем инфляции вместе с Бразилией и Заиром.

В итоге 1993 г. не принес экономике Украины ожидаемого подъема. Предположения о благоприятных предпосылках к созданию независимой экономики не нашли материального подтверждения. Уровень инфляции стал измеряться уже пятизначными цифрами. Согласно данным официальной статистики, падение ВВП в 1993 г. составило 14% по сравнению с 1992 г., а национального дохода – 15%. Промышленное производство сократилось почти на 8%, реальная заработная плата – на 52%. В наихудшем положении оказались легкая индустрия, где падение производства достигло почти на 1/3, и транспорт, где грузооборот сократился на 29%. Продукция сельского хозяйства при поддержке со стороны правительства и благодаря высокому урожаю выросла более чем на 7%.

На фоне борьбы с гиперинфляцией заметно ослабло реформирование отношений собственности, хотя законы о приватизации были приняты еще весной 1992 г. Программа приватизации на 1993 г. не была выполнена. Поэтому государственному сектору не противостоит никакая конкуренция. Приватизации муниципальной собственности всячески препятствовали местные органы власти.

Резко выросло административное вмешательство в денежно-кредитную сферу. Парламент по мере раскручивания инфляционной спирали, в нарушение банковского законодательства вмешивается в деятельность банков, директивно регулируются процентные ставки и валютный режим. В ноябре 1993 г. была предпринята попытка прекратить валютные торги на межбанковской бирже.

Все это не способствовало экономическим преобразованиям в стране, формированию рыночной среды, сохраняло бюрократические методы управления, свидетельствовало об отсутствии последовательной программы хозяйственной реформы.

1994 г. принес экономике Украины и его народу новые трудности и испытания. Проведению последовательного экономического курса мешали как противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти, так и общеполитическая, социальная обстановка в стране.

Законодательный орган страны отказывается продлить правительству Л.Кучмы чрезвычайные полномочия на проведение экономических перемен, не поддержав в целом реалистическую политику премьера. Л.Кучма уходит в отставку. Образуется своеобразный вакуум власти. Страна жила ожиданием президентских выборов в марте и июле 1994 г., в ходе которых нарастала политическая напряженность, усилились сепаратистские настроения в Крыму.

Прошедшие летом 1994 г. президентские выборы в Украине принесли победу Л.Кучме, который выступил с программой выхода экономики из кризиса. Основой курса экономических реформ президент объявил необходимость ускорения формирования рыночных отношений. Программа предусматривала:

развитие предпринимательства;

либерализацию торговли;

создание новой законодательной базы;

кардинальные изменения в денежно-кредитной политике;

бескомпромиссную борьбу с преступностью и коррупцией.

Однако решительных шагов по реализации провозглашенного курса президент в течение первых ста дней правления пока не предпринимал. Ситуация же в экономике страны продолжала ухудшаться. Депутатское большинство, представленное левыми силами, одобрило 144-триллионную эмиссию, которая взорвала спавшую было инфляцию, вдвое увеличив курс доллара и более чем вдвое цены. За чертой бедности оказались еще сотни тысяч граждан. Осложняются взаимоотношения с Россией и Туркменией по поводу расчетов за энергоносители. Долг Украины этим странам превысил миллиард долларов. Потеряв около трети своего рынка в России, Украина не сумела приобрести его на Западе.

В этой ситуации Л.Кучма отвергает тезис об исключительной ориентации на Запад, заявляя о необходимости развития стратегического партнерства с Россией и странами СНГ при первоочередном укреплении двусторонних связей с государствами Содружества.

В октябре 1994 г. президент страны начинает проводить курс на радикальные экономические преобразования. В целях финансового оздоровления народного хозяйства отменяются дотации на производство убыточной продукции, отпускаются цены, а также фиксированный курс карбованца к твердым валютам. Провозглашается необходимость тотальной приватизации, существенного сокращения бюджетного дефицита и т.д.

Начавшаяся в октябре – ноябре 1994 г. вторая волна либерализации цен вызывает в стране новый взрыв инфляции, достигшей в октябре 70 % и сохранявшейся до февраля 1995 г. Хозяйственные итоги завершившегося года принесли новые разочарования. 1994 г. для экономики Украины оказался наиболее сложным. Несмотря на определенное снижение инфляции, ее уровень составил 40 %. Наиболее сильным за все годы независимости было падение производства. В промышленности оно сократилось почти на 28%, в сельском хозяйстве – на 17%. Реальная заработная плата снижается на 17% и составляет 1/3 от уровня 1990 г. В конечном счете, ВВП по сравнению с 1990 г. упал на 43%.

1995 г. характеризуется определенной стабилизацией денежно-кредитной сферы. До середины года постоянно снижались темпы роста цен. Уровень инфляции в отдельные месяцы опускался до однозначной цифры. Это позволило укрепить денежную единицу страны, поднять доверие к ней. В 1996 г. в Украине введена собственная денежная единица – гривна.

Позитивные тенденции в ходе финансовой стабилизации сопровождались существенно возросшими темпами приватизации. В 1995 г. в Украине было разгосударствлено 16265 объектов, из которых 4051 относится к общегосударственной собственности. Это вдвое больше, чем в 1994 г. В итоге за 3,5 года часть государственной собственности в Украине сократилась с 96 до 62%.

В 1995 г. остановить спад производства не удалось, но произошло резкое его замедление. Снижение объемов индустрии составило около 13%, что более чем в 2 раза меньше предыдущего года. Вместе с тем промышленное производство и финансово-кредитная сфера пока еще далеки от реального восстановления позиций начала 90-х гг. и нуждаются в более эффективных рыночных методах управления.

Важное место в экономической структуре Украины занимает агропромышленный комплекс. В ходе экономических перемен в стране создаются определенные законодательные основы, хотя и не совсем совершенные, для ликвидации государственной монополии собственности на землю и становления ее различных форм, среди которых предполагалось распространение частной собственности в различных ее формах: индивидуальной (семейной), групповой, коллективно-паевой (долевой).

В Украине начался процесс раздела колхозных земель на паи между членами трудовых коллективов. Практически завершена приватизация имущества коллективных хозяйств путем его раздела на паи, с предоставлением их собственникам – членам коллективных хозяйств – права на изъятие своих паев, а также на их передачу в наследство и продажу. Однако право реализации паев используется довольно редко.

Реформирование государственных сельскохозяйственных предприятий фактически находится на начальной стадии. Медленно проходит становление фермерского хозяйства. К началу 1995 г. в Украине насчитывалось более 36 тыс. фермерских хозяйств, которым было выделено в среднем по 20 га. Причинами слабого развития фермерства являются в первую очередь отсутствие материальных и денежных ресурсов, слабая поддержка со стороны государства, а также психологическое не восприятие большинством крестьян, выросших в условиях колхозного строя, индивидуальных хозяйств, моральная неподготовленность, а часто и неспособность многих из них вести самостоятельное хозяйство. Кроме того, в условиях жесткого экономического кризиса, падения жизненного уровня большинство сельских жителей видят в коллективном хозяйстве определенную социальную защиту. Становлению новых форм хозяйствования на селе препятствует и отсутствие необходимой инфраструктуры для их обслуживания.

Немалую помеху реформированию села представляет и политическая нестабильность украинского общества, отсутствие общественного согласия в проведении реформ. Так, представители коммунистического и социалистического дви­жения, которое широко представлено в парламенте, не признают права частной собственности на землю, отстаивают общественные формы землепользования. В итоге структура собственности в сельском хозяйстве меняется довольно слабо по сравнению с рядом других социалистических государств.

Экономические перемены в Украине, как и в ряде, других бывших советских республик, резко ослабили социальную защищенность большинства населения, вызвали резкое снижение жизненного уровня. В 1994 г., в период наибольшего падения производственных макроэкономических показателей, реальные доходы граждан упали до 19% к базовому уровню 1991 г. Покупательная способность средней заработной платы по различным продуктам питания снизилась за период 1990 – 1993 гг. в 3 – 9 раз, а минимальной заработной платы – в 10 – 29 раз. В 1992 – 1994 гг. особенно резким было падение реальных размеров пенсий. За чертой бедности оказалась подавляющая часть населения. Сокращение объемов производства привело к резкому уменьшению занятости. Уровень фактической безработицы в стране по различным оценкам составляет от 1,2 млн. человек до 3,5, что составляет 20 – 25% трудоспособного населения.

Определенный перелом в сферу социальной защиты внес 1995 г., когда впервые за последние годы была преодолена тенденция снижения жизненного уровня населения, рост номинальной заработной платы опережал прирост потребительских цен. Однако осенью 1995 г. при ускоренных темпах инфляции эта тенденция изменилась. Позитивным в социальной сфере явился и начавшийся с октября 1994 г. рост долларового эквивалента средней зарплаты. В декабре 1995 г. он достиг 68,2 дол. по сравнению с 30,6 дол. в декабре 1994 г. Правительством принимаются меры по оказанию адресной помощи наименее защищенным социальным слоям общества – детям, инвалидам, пенсионерам.

Таким образом, преобразования в народном хозяйстве Украины характеризуются огромными сложностями и противоречивостью. В силу целого ряда причин становление рынка происходит непоследовательно, при исполнении решений не хватает твердости и решимости, а сам процесс формирования новых экономических отношений подвержен сильному политическому противостоянию.

Рыночные преобразования в государствах Балтии. Литва, Латвия и Эстония вышли из состава СССР в 1991 г. раньше всех бывших союзных республик и провозгласили государственную независимость. Для этих стран был характерен более высокий уровень экономического развития по сравнению с другими союзными республиками. Произведенный национальный доход на душу населения на 10 – 19% превышал среднесоюзный уровень. Характерно, что, когда в СССР в целом в 1986—1989 гг. темпы развития народного хозяйства снижались, в Прибалтийских республиках они по сравнению с предшествующим пятилетием выросли: в Литве – 1,3 раза, в Эстонии – в – 1,4, в Латвии – 1,5 раза.

Прибалтийские государства были меньше интегрированы в общесоюзную экономику, созданные здесь отрасли не были ориентированы на удовлетворение общесоюзных потребностей в отличие от Украины и Беларуси. Значительная часть производственного потенциала была направлена на удовлетворение собственных потребностей, что впоследствии облегчило структурные рыночные преобразования.

Начавшиеся реформы в Литве, Латвии и Эстонии проводились в соответствии с традициями монетаризма:

отказ от прямого государственного регулирования деятельности предприятий;

последовательная либерализация цен;

поддержка частного предпринимательства;

приватизация и акционирование государственной собственности;

переориентация на европейский и мировой рынки;

привлечение иностранного капитала;

жесткая финансово-кредитная политика.

Глубокий экономический кризис, приведший к распаду СССР, наложил существенный отпечаток на экономическую жизнь государств Балтии, которые не предполагали вступления в СНГ и сразу поставили задачу преодоления экономической зависимости от России посредством расширения торговли с Западной Европой.

Однако в первые месяцы самостоятельного развития Балтийские страны, как и большинство советских республик, оказались в полосе постоянно растущей инфляции, разрушающейся финансово-кредитной сферы.

В первой половине 1992 г. в бывшем Советском Союзе в пределах одного денежного пространства действовали 15 независимых центральных банков бывших союзных республик, которые выдавали кредиты. Сложилась своеобразная конкуренция за выпуск максимального количества денег, причем не только наличных, но и кредитных, что вело к неизбежной дестабилизации рубля. И если республиканский банк отказывался от подобных мер, то его республика получала меньшую долю общего объема национального продукта, так как другие заплатили бы ей кредитами, а не товарами и услугами.

В этой ситуации утверждение экономического суверенитета Прибалтийские страны начали с выхода из рублевой зоны, перехода к конвертируемой и устойчивой национальной валюте.

В мае 1992 г. начала восстанавливать свою довоенную валюту Латвия. Первоначально был налажен выпуск латвийских рублей в качестве временной валюты, используемой наряду с российским рублем по курсу 1:1. В июле того же года латвийский рубль – рублис стал единственным законным платежным средством во внутреннем обращении. Менее чем через год – к июню 1993 г. – в стране вводится лат, который становится единственным платежным средством.

В октябре 1992 г. в качестве единственной национальной валюты другое Прибалтийское государство – Литва начала использовать талон (купон), до этого обращавшийся параллельно с российским рублем. В июне 1993 г. талоны как временная валюта были заменены литовским литом в соотношении 100: 1. С августа 1993 г. хождение иностранной валюты на территории было республики запрещено.

В июне 1992 г. национальную валюту – крону вводит Эстония. Устанавливается фиксированный курс кроны по отношению к немецкой марке – 8:1. Центральный банк страны с самого начала гарантировал конвертируемость кроны. Эстонская валюта до настоящего времени остается наиболее стабильной, ее девальвация запрещена законом.

Введение собственных национальных валют сопровождалось жесткой денежно-кредитной политикой:

сокращением расходов бюджета;

отказом от финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии;

ограничением выдаваемых банками кредитов;

переводом кредитования на коммерческую основу и др.

В итоге высокие темпы инфляции, составившие в 1992 г. в Литве – 1162,5%, в Латвии – 958, в Эстонии – 1042,4%, в 1993 г. составили соответственно 188,3; 35 и 35,7%. Вместе с тем, несмотря на столь значительные успехи в смягчении инфляции, ситуация в этой области еще далека от желаемой. В 1994 г. уровень инфляции в Латвии составлял около 46%, в Эстонии – 47, в Литве – 45%.

Имевшиеся у Прибалтийских республик в первые месяцы независимости достижения в антиинфляционной политике не были дополнены успехами в сфере производства. Свертывание экономических связей с Россией и другими бывшими советскими республиками и резкое удорожание традиционного импорта привели к обвальному спаду производства.

В Литве объем промышленного производства в 1992 г. сократился в 2 раза, продукции сельского хозяйства – на 30%. В 1993 г. объемы производства снизились на 46% по сравнению с 1992 г. В Латвии в 1992 г. производство промышленной продукции сократилось на 35%, в 1993 г. – еще на 38%. В Эстонии в 1992 г. продукция промышленности упала на 39%, сельского хозяйства – на 21%. В результате такого сокращения производства происходил фактический развал государственного сектора экономики, который ранее работал на союзный комплекс. При этом падение затронуло и отрасли легкой, пищевой промышленности, чья продукция адресовалась внутреннему потребителю.

Во второй половине 1993 г. в Эстонии замедлился спад производства и наметилась определенная стабилизация, хотя еще недостаточно устойчивая. Эта тенденция сохранилась в Эстонии и в 1994 г. ВВП за 1994 г. увеличился по сравнению с 1993 г. на 5%. В 1994 г. явственно обозначается и выход из спада экономики Литвы: ВВП вырос на 1,5%. Положительные сдвиги произошли и в экономике Латвии.

Таким переменам способствовали рыночные преобразования, иностранные инвестиции, начавшаяся реструктуризация производства, расширение негосударственного сектора экономики.

В ноябре 1992 г. Европейский союз выделил Балтийским странам займы, рассчитанные на семь лет. В ходе визита президента США Б.Клинтона в Ригу в 1994 г. было объявлено об официальном учреждении Балтийско-американского фонда предпринимательства для содействия развитию частного сектора в Литве, Латвии и Эстонии.

В области торговли политики стран Балтии стремятся уменьшить зависимость от бывших советских республик, переориентироваться на Запад и другие мировые державы. Провозглашаются почти полный отказ от протекционизма, свободная и в основном беспошлинная торговля. В 1994 г. ЕЭС подписал соглашения о торговле с Балтийскими государствами, которые вступили в силу в 1995 г. и предполагают создание зон свободной торговли промышленными товарами между ЕЭС и Прибалтикой.

Наибольших результатов в переориентации внешней торговли на мировые рынки добилась Эстония. В начале 1993 г. на западные страны приходилось 2/3 ее товарооборота, хотя, в 1990 г. 90% в нем занимали советские республики.

Однако вхождение в мировую экономику сопряжено с немалыми сложностями. Незащищенность внутреннего рынка ведет к доминированию импорта, ставит в тяжелое положение собственных производителей. Ощущается недостаток валютных средств и слабая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Зависимость этих государств от России и других стран СНГ оказалась сильнее, чем предполагалось, и они вынуждены обращаться к рынку бывших советских республик для приобретения необходимых материально-технических ресурсов и реализации собственной продукции.

В тяжелом положении в странах Балтии в условиях перехода к рынку оказалось сельское хозяйство. Формальное упразднение колхозов и совхозов в этих республиках сопровождалось приватизацией сельхозугодий, созданием фермерских хозяйств. Бывшие колхозники фактически оказались лишенными техники, денежных средств, государственной поддержки. Это привело к обозначившимся процессам натурализации, резкому падению объемов аграрного производства.

Особенно глубоко кризис поразил аграрный сектор Литвы. Здесь сельскохозяйственное производство по сравнению с 1989 г. уменьшилось более чем наполовину. Это объясняется сокращением сельхозугодий, спадом урожайности, сокращением поголовья скота, которое к началу 1994 г. составляло около 60% от уровня 1991 г. Кроме того, в результате распределения земли в стране средний земельный надел составляет примерно 9 га, что недостаточно для ведения высокорентабельного хозяйства. Большую роль в сельскохозяйственном производстве играют сельские жители, имеющие в подсобном хозяйстве 2 – 3 га земли.

К 1995 г. в Литве частные хозяйства составили 60% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Обозначилась тенденция увеличения производства сельхозпродукции в частных фермерских хозяйствах.

Аналогичные процессы проходили и в сельскохозяйственном секторе Латвии и Эстонии, где особенно резко снизились показатели животноводства. В Латвии поголовье скота сократилось почти на 40%, в Эстонии несколько меньше. В результате в латвийских хозяйствах производство мяса в 1993 г. составило лишь около 62% от уровня 1990 г., молока – 64,4, яиц – 42,3%. Сокращение этих показателей, хотя и в меньших размерах, обозначилось и в Эстонии.

При этом необходимо отметить, что в советские времена значительная часть сельхозпродукции предназначалась не для внутри республиканских прибалтийских рынков, а для всесоюзного потребления, ибо Латвия, к примеру, производила тогда около 170 кг мяса на каждого жителя, и этого количества хватило бы, чтобы снабдить все республики Средней Азии. Однако для производства этой продукции СССР поставлял тогда в необходимых количествах и технику, и горюче-смазочные материалы, и разнообразные корма.

В новых условиях хозяйствования в государствах Балтии происходит закономерная реструктуризация производства, предполагающая сокращение сельскохозяйственного комплекса из-за отсутствия прежнего рынка. Например, в Эсто­нии доля промышленного производства в ВВП в 1994 г. составляла 21,1%, а сельскохозяйственного – чуть более 8%, тогда как в 1989 г. соответственно 36,3 и 16,6 %, но при этом увеличилась доля торговли и сферы услуг в 2,5 раза.

Вместе с тем стабилизация сельскохозяйственных отраслей в республиках Балтии осложняется неконкурентоспособностью многих видов аграрной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, куда поступают более дешевые продукты питания как из ближнего, так и из дальнего зарубежья-.

Значительное место в рыночных преобразованиях Балтийских государств занимает приватизация. Первой этот процесс начала Литва, где приватизация проходила быстрее, чем в соседних Прибалтийских странах. Закон о первоначальной приватизации государственной собственности был принят уже в феврале 1991 г. На продажу выставлялись многие государственные промышленные, торговые и другие предприятия, а также жилье и земля. Граждане Литвы получили для этой цели приватизационные чеки. Разгосударствлению в первую очередь подлежали мелкие и средние объекты. В середине 1994 г. в частном секторе было занято 63,5% от общей численности занятых в хозяйстве в целом. Наиболее высокий уровень занятых на частных предприятиях был в сельском и лесном хозяйстве – 96% от общего числа занятых; в торговле – 93,4, в обрабатывающей промышленности – 63%. Предприятия приватизировались тремя методами: аукционы, продажа акций, продажа за твердую валюту. Двумя наиболее крупными объектами продаж за валюту явились Клайпедская табачная фабрика и Каунасское кондитерское предприятие.

В Латвии приватизация шла медленнее. Только осенью 1993 г. было создано Управление по приватизации государственных фирм. На базе государственных предприятий создаются акционерные компании и частные фирмы. До ноября 1993 г. власти продали лишь 15 из 703 предприятий, выставленных на продажу. Всего было приватизировано лишь 13% госпредприятий. В сельской местности к началу 1994 г. крестьянским хозяйствам было передано свыше четверти общей площади обрабатываемых земель, вступил в силу Закон о приобретении земли в личную собственность.

Управление по приватизации в Эстонии, организованное в середине 1992 г., подготовило список из 37 крупных компаний, предназначенных на продажу. В 1993 г. были проданы еще 52 компании. Как и в других странах Балтии, здесь быстрее проходит приватизация малых предприятий. К началу 1994 г. свыше 80% сферы услуг и общественного питания находилось в частных руках.

Характерной особенностью приватизации, проходящей в Балтийских республиках, является принятие законов о возвращении бывшим владельцам и их наследникам прав собственности на движимое и недвижимое имущество. Предприятия, национализированные в 1940 г., подлежали возврату их прежним владельцам. Однако процесс восстановления в правах бывших собственников, так называемая реституция, проходит весьма трудно и сопряжен со многими сложностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.