Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии проектирования мебели. Этапы выполнения работ.




Краткая характеристика стилей мебели (мебель древнего мира, мебель западной Европы, русская мебель, мебель XX века)

Общие закономерности развития материальной формы (производственные факторы, стиль и мода)

Для практической работы над формой любого изделия и особенно при разработке перспективных программ мебели, а так же интерьеров необходимо знать причины, которые оказывают влияние на эволюцию формы предметов.

 

Каждой общественно-экономической формации присущ свой характер оформления всех объектов материальной культуры, соответствующий общественно-политическому строю, материальным возможностям общества, господствующей идеологии, бытовому укладу жизни, уровню развития культуры, эстетических представлений людей и т. д. Поэтому возникновение новых форм никогда не было случайным, оно являлось отражением возникновения и развития тех или иных формаций.

Эволюция форм архитектуры, техники, бытовых предметов происходит под влиянием двух групп факторов: производственных и стиля и моды. Первая группа - это уровень развития техники и технологии, материалы и их свойства. Эти факторы оказывают влияние на структуру предметов, принципы их функционирования и конструкцию и эволюционируют форму как бы изнутри. Стиль и мода видоизменяют форму предмета как бы снаружи.

Стиль в архитектуре (а мебель является малой архитектурой) и искусстве понимается как определенная устойчивая общность содержания, творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. Формирование и установление нового стиля - процесс длительный. Особенно таковым он был в прошлом.

Мода - это непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля она характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. Моде свойственна непрочная, быстропроходящая популярность.

Говорить о том, что производственные факторы меняют форму только изнутри, а стиль и мода только снаружи, было бы неверно. Влияние тех и других факторов взаимосвязано. Истории известно немало примеров, когда замена только материала вела к изменению формы, а с изменением стиля менялась технология или привлекались новые материалы.

Изменение производственных факторов всегда объективно и с одинаковой закономерностью сказывается на форме изделий независимо от их содержания - будь то предметы декоративно-прикладного искусства или утилитарные. Стиль же и мода по отношению к разным вещам действуют как бы избирательно. На утилитарный предмет они влияют незначительно. Если же он несет большую долю духовного и имеет эстетическую ценность, влияние стиля и моды на него сильно возрастает.

В прошлом, в эпоху ремесленного производства, стиль формировался в сфере архитектуры и изобразительного искусства. Считалось, что объекты техники не только не оказывали влияние на формирование стиля, но и не являлись его носителями. В действительности же это не так. Рано или поздно, но стиль распространялся и на технику, хотя и в меньшей мере. Предметы, близкие к искусству (мебель, посуда и т. п.), всегда имели тесную связь с ним. Однако художественные начала проникали и в далекий от искусства предметный мир. Так, в период господства готического стиля, который явился вершиной средневековой инженерной и архитектурной мысли, единство предметного мира становится уже явным. Архитектурные формы откровенно копируются и бытовыми предметами.

В более поздний период, когда аристократия и церковь стремились выразить свое богатство и престиж, архитектура барокко XVII-XVIII веков дала формам пышную декоративность и причудливость. При создании бытовых предметов, как и в архитектуре, главное внимание уделялось не функции, а декоративному моменту.

Из приведенных примеров видно, что художественные начала проникали и в далекий от искусства предметный мир. Если же степень декоративности предметного мира сильно возрастала, то это приводило к изменению его функции. Например, ружье, инкрустированное дорогими материалами, использовалось уже не на охоте, а в качестве декоративного предмета на стене. В разряд декоративных предметов переходит, например, и дорогая посуда из хрусталя или фарфора.

В эпоху развития техники изменение принципа функционирования вещи бывает настолько глубоким, что это до неузнаваемости меняет ее конструкцию и форму. Так, диван из дерева, пружин, ваты и тканей может быть заменен на полиэтиленовую оболочку, наполненную воздухом, а массаж тела человека выполняет само кресло, но уже другой, нетрадиционной конструкции. Рано или поздно, но технический прогресс всегда приходит в жилище человека, принося с собой и новые формы.

Информация, которую дает внешний вид предмета, называется информативностью формы. Форма раскрывает конструкцию, а конструкция информирует о форме. Чем сложнее предмет, тем меньшей информативностью обладает его форма.

 

Современная промышленность многих стран тиражирует мебель исторических стилей в большом количестве - эту мебель с удовольствием приобретают многие потребители. Но большинству людей историческая мебель малоизвестна, а то и вовсе неизвестна или даже кажется диковинной. Отдельный исторический предмет или копия его в современном интерьере может оказаться невпопад. Поэтому не только специалисты, но и люди разных профессий не могут обойтись без познаний в области стилей мебели и интерьера. Для того чтобы заимствование опыта прошлого не было случайным и не выглядело нелепо, необходимо знать закономерности проявления мебельных стилей, условия их возникновения и те тесные взаимосвязи, которые существуют между образом жизни людей и формами мебели.

Форма мебели была всегда тесно связана с архитектурой своего времени и, как правило, следовала за ней.

Основные закономерности формообразования в мебели и архитектуре во многом идентичны, разница заключается только в масштабе. Поэтому мебель и называют «малой архитектурой».

Нам достаточно лишь кратко отметить те исторические стилевые черты мебели, которые и сегодня заимствуются многими дизайнерами и могут быть полезными для современной практики, в частности как идеи символики, образности, пластики формы, приемов декорирования.

Представление о мебели древних народов может в определенной мере дать наблюдение за жизнью низкоразвитых племен, в которых еще сохраняются родовые отношения. Между их орудиями и предметами труда и предметами и орудиями труда первобытных людей есть много общего. Некоторые народности Африки и Южной Америки как в прошлом, так и сейчас с большим мастерством и фантазией изготавливают различные предметы, в том числе и мебель. Мебель из массивной древесины свидетельствует о развитом чувстве формы. Следует отметить ярко символическое выражение формы, знаковость изделия-сиденья: тяжесть сидящего кто-то должен поддерживать.

Мебель рабовладельческого общества также символична, но здесь уже совершенно другой смысл символики. Если сиденье табурета первобытного общества держит один человек, сомасштабный с сидящим, оказывая услугу равноправному соплеменнику, то у рабовладельческого общества появился трон, седалище которого держат львы, слоны, много человечков, малых и тщедушных по сравнению с восседающим господином. Символическое изображение власти господина над простолюдинами появилось в ассиро-вавилонской мебели. Отсюда и в архитектуре позднее пошли опоры в виде человеческих фигур - атланты, кариатиды, гермы и т. п.

Приверженность к зооморфизму у древних египтян выражалась изготовлением отдельных элементов мебели в виде частей животных, например ножек в виде звериных лап. Боковым сторонам кроватей часто придавали форму шагающих зверей. В культовых изделиях были свои символы, например изображения святых.

Древние мастера-мебельщики, особенно греки и римляне, дали миру много новшеств, которые вошли в историю мебельного искусства и на протяжении более двух тысяч лет являлись источниками формирования почти всех последующих стилей. Часть этих древних новшеств, не утратили практического значения и в настоящее время.

Первый европейский стиль периода средневековья - романский - господствовал около 400 лет (VIII—XII века). Основной функцией романской архитектуры была оборонительная, поэтому для нее характерны тяжелые закрытые формы, статичность. Соответствующей была и мебель, которая изготавливалась в рамках натурального хозяйства в основном крестьянскими мастерами. В этот период понятия «мебель» в современном смысле не существовало, так как постоянные войны и грабежи не создавали условий для благоустройства жилища. Мебельное ремесло было весьма примитивно. Основными исполнителями были кузнец и плотник, а основным инструментом последнего - топор и струг. Украшением мебели была резьба и кованые железные накладки, которые одновременно выполняли и роль крепежной фурнитуры. Примитивная плоскостная резьба переносилась из архитектуры без соблюдения классических пропорций. Мебель сбивали грубо, без придания ей пластичности. Античная роскошь, искусство изготовления и оформления были преданы забвению. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры. Вместе с тем черты романского стиля оказались необыкновенно живучими в народной мебели, которая в полной неприкосновенности сохранила их до XVIII века, а отдельные и до настоящего времени. Этому способствовала схожесть условий жизни, способов изготовления, применяемых инструментов. Изделия лишь постепенно освобождались от излишнего материала и слегка облегчались в пропорциях.

В наше время, начиная с 90-х годов, романский стиль вновь напомнил о себе, явившись источником стиля кантри (в переводе - сельский, деревенский). Откровенная фурнитура кованого типа в современной мебели - это также подражание романскому стилю. К мебели стиля кантри наиболее подходит такой материал, как сосна.

Начиная с XII века, под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью стали делать балдахин. Тогда он был обоснован функционально, с целью защиты от холода и создания камерности в больших по размеру и плохо отапливаемых каменных залах замков. К балдахину возвращались и в другие стилевые периоды, но уже больше как к элементу украшения и атрибуту интимизации обстановки.

Готический стиль в мебели в странах Западной Европы отшумел целых три столетия - с XII по XV век, сменившись затем на два столетия стилем Возрождения (Ренессансом). Современную мебель в готическом стиле делают в Англии, а в стиле Возрождения в ряде западноевропейских стран, но в небольшом количестве.

В XVII веке во многих странах утвердилась абсолютная монархия. Происходит своеобразная унификация многих сторон жизни. В придворную жизнь аристократии входят пышные парики, расшитые одежды, вычурность манер, неестественность поз, движений и т. п. Во всем поведении и быте творится нечто театральное. Для восхваления разбогатевшей монархии, аристократии и церкви потребовалось искусство нового стиля. Таким стилем стал барокко.

Барокко (от итал. barocco - букв, странный, причудливый) зародился в Италии и был естественным продолжением Ренессанса. Основные элементы его восходят к античности. Этот стиль отличают повышенная динамичность композиции, контрасты масштабов, материалов и фактур, цветовые эффекты, беспокойный ритм кривых линий, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Стиль барокко, как и его завершающий этап - стиль рококо, - оказывает наибольшее влияние на современные формы художественной мебели, поэтому этим стилям уделим некоторое внимание.

Изделия барокко изменили характер геометрических форм. Вместо прежних кругов и полукругов используются сложные динамические спирали и овалы, линии изламываются и искривляются, плоские поверхности заменяются выпуклостями и вогнутостями.

На ранних этапах в форме барокко есть некоторая тяжеловесность и неуклюжесть. Мебель получает столярный характер, она со строгаными рамками и глубокими профилями. Шкафы и бюро-кабинеты скорее напоминают произведения ювелира. Отдельные фигуры бюстов и сфинксов, статуэтки, медали и накладные орнаменты выполняются из позолоченной бронзы. От украшений не остается ни одного свободного места. В филенки вставляется мрамор, мозаика или цветные стекла. Иногда вместо бронзы применяется резное дерево.

Кресла и стулья имели ножки изогнутой или пирамидальной формы, иногда с кувшинообразным расширением в верхней части. Они массивны, украшаются резьбой и скрепляются проножками или слегка изогнутыми крестовинами с резным вазоном на середине. Изящной формы ножки оканчиваются расходящимися в стороны завитками. Изделия обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой.

С развитием стиля шло и освоение новых материалов: кости, перламутра, фарфора, черепахи, камня и др. Они активно использовались при оформлении рам для картин, оправ для зеркал.

В Голландии достоинством стиля барокко является конструктивная ясность построения формы, целесообразность. Изделия нарядны, не перегружены декором. Это обусловило применение образцов голландского барокко в современной мебели.

В ЗО-е годы XVIII века длительная эпоха барокко находит свое полное завершение искусством стиля рококо (франц. rococo, от rocaille - декоративный мотив в виде раковины). В отличие от масштабности барокко архитектура рококо создает постройки интимного, камерного характера. Интерьер отличают уют, изнеженность и изящество. Так же изящны и декоративны скульптура, живопись, весь быт аристократии. Рококо отрицает монументальность и неподвижность, создается иллюзия бесконечного движения. Этому стилю чужды прямая линия, симметрия и кривая линия правильных очертаний.

Около 1770 года во Франции сложился новый стиль - классицизм (от лат. classicus - образцовый). Классицизм - это искусство симметрии и статики. В мебели ножки выпрямляются, вздутые поверхности исчезают, линии декора повторяют очертания поверхности предмета. Плоскость становится четко выраженной. Диваны, кресла и стулья также эволюционируют в сторону спокойных решений. Ножки выпрямляются и превращаются в тонкую, суживающуюся книзу колонку, покрытую каннелюрами. Локотники также выпрямляются, на их концах появляются волюты. Становятся строгими формы сиденья и спинки.

Стиль классицизм с его более простыми формами стоит значительно ближе к нашему образу жизни, чем барокко и рококо с их вычурными формами. Поэтому многие классические приемы композиционного построения изделий, а также архитектурно-художественные приемы декорирования используются в практике современного проектирования.

Высшей и завершающей точкой классицизма явился стиль ампир (от франц. empire - империя). Сущность этого стиля выражена в самом его названии. Наполеон, первый император Франции, стремился окружить себя пышностью и блеском, как некогда делали это римские императоры. Искусство ампира становится масштабным и монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодная торжественность, покой, упорядоченность, строгая симметрия. Стиль ампир отличается от классицизма тем, что он переносит на изделия античные формы в виде прямого заимствования.

После ампира в ряду оригинальных стилевых направлений, вытекавших из логического развития мебельных форм, последним был стиль бидермейер. При нем в последний раз имело место единство между окружающей средой и предметным миром.

В мебели использовалось облицовывание строганым шпоном толщиной 2-4 мм (его получали вручную). Облицовывались только двери и лицевые поверхности, в том числе ножек и локотников кресел и диванов. В качестве основы служили сосна и тополь. Во избежание коробления при одностороннем облицовывании давалась длительная выдержка заготовок. Столяры того времени в совершенстве владели технологией облицовывания. Сейчас применение такой технологии невозможно. Плиты не допускают одностороннего облицовывания, а при современных объемах производства непозволительны длительные, по нескольку месяцев, технологические выдержки.

В середине XIX века наметился сдвиг в сторону большого разнообразия форм. Кроме элементов декора снова появляются гнутые ножки и усложненные контуры. Новое направление получило название неорококо. Оно было не столько стилем, сколько модой. Духу эпохи отвечала мебель с формальными элементами прошлых стилей, в частности рококо. Предметы в стиле неорококо включали элементы и других стилей, то есть неорококо был предвестником зарождающейся эклектики.

Со второй половины XIX века темпы развития капиталистического производства быстро возрастают. Налаживается массовое машинное производство товаров. Осваиваются новые материалы и технические приемы. Новые потребности и условия требовали новых форм, однако эпоха оказалась неспособной к творческому формообразованию и вынуждала ограничиваться обновлением старых стилей. Но стилевые формы феодализма оказались в противоречии с требованиями капитализма, что нередко приводило к уродливым решениям, типа чугунных готических колонн.

Подражание прошлым стилям сводилось к механическому соединению в одном изделии разнородных стилевых элементов или к произвольному выбору стилевых форм предыдущей эпохи для оформления художественного произведения более поздней эпохи, имеющего качественно иной смысл и назначение. Такое явление получило название эклектики (от греч. eklektikys - выбирающий). Так как формальные элементы эклектики заимствовались из исторических стилей, то наряду с данным понятием существует и термин «историзм».

Заметим, что эклектика иногда проявляется и в создании современной мебели, формировании интерьеров. Присутствие в одном интерьере изделий разных стилей (а промышленность дает их в избытке) явление вовсе не редкое, а это не что иное, как эклектика.

За вторую половину XIX века был дискредитирован целый ряд исторических стилей. Машина и индустриальная техника оказались камнем преткновения для всех выдающихся деятелей эпохи эклектики. Они не увидели в машине носителя прогресса и все надежды связывали с возвратом к культуре ручного художественного ремесла.

В конце XIX века засилье «новых стилей» превращало квартиры зажиточных горожан в подобие свалки стилей. Ускоряющийся темп жизни требовал удобства и целесообразности мобильной меблировки помещений. Для этого надо было освободиться от груза эклектизма, учесть и использовать возможности новой техники и машинного труда.

Передовые художники противопоставили засилью эклектики культ машины, материалов, техники. Представители нового стиля - модерна (что означает «новейший», «современный») восприняли машину как таковую и пытались использовать ее для производства таких вещей, которые обладали бы и технической, и эстетической формой. Это был значительный шаг вперед по сравнению с концепцией, когда в машинном производстве видели лишь отрицательную сторону.

С лозунгом «назад к природе» модерн создал сложную систему орнамента на мотивы стилизованных цветов и растений, который доминировал не только в корпусных изделиях, но и в стульях и креслах. Конфликт между новым орнаментализмом и техникой до конца так и не был преодолен. Стиль модерн, быстро распространившийся по всей Европе, просуществовал недолго.

В истории мебельного искусства XIX-XX веков произошло событие, последствия которого не утратили актуальности для современной мебели и мебели будущего. Это изобретение гнутой мебели М. Тонетом в 1841 году. Дешевая, она быстро завоевывает рынок. Количество реализованных стульев достигало десятков миллионов штук. Гнутой мебелью занимались и другие предприятия, но их поиски привели к мебели, отличной от мебели фирмы «Тонет». Финский архитектор А. Аалто первый предложил использовать гнутоклееные элементы, которые впоследствии получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в настоящее время.

Эксперименты в поисках оригинальной формы приводили и к иррациональным решениям, например к штампованным изделиям.

В конце первого десятилетия XX века модерн начал вытесняться новым стилем, получившим название «конструктивизм». В его основе лежала целесообразность, предлагавшая рациональные формы, очищенные от декора.

Появление первых архитектурных построек в духе конструктивизма совпало с кубизмом, который был очередным шагом к абстрактному искусству. Чистые цвета и красивые сочетания линий и пятен делали композицию своеобразно декоративной, поэтому мода на кубизм захватила и архитектуру, и прикладное искусство.

На основе «новых принципов» голландский архитектор Г. Ритвелд разработал в 1917 году необычное по форме и конструкции кресло, названное им «аппарат для сидения». Этот аппарат стал своеобразной вехой, началом отсчета новой линии развития мебели.

В послевоенное время мебель развивается в связи с архитектурой. Мебели отводится роль одного из компонентов предметно-пространственной среды, количество предметов сводится к минимуму. Старые гарнитуры вытесняются секционными изделиями. Начинает все больше распространяться мебель из унифицированных элементов. Она выпускается в разобранном виде и собирается на дому у потребителя.

Переход на индустриальное производство серийной мебели сопровождается типизацией и унификацией. Выпускаются унифицированные блоки и секции, которые можно комбинировать в любом сочетании в зависимости от вкуса покупателя и размера квартиры.

Переход в 50-е годы на панельное домостроение привел к отказу от прежних принципов меблировки квартир штучной мебелью. Появилась мебель секционная, стеллажная, трансформируемая, комбинированная.

После 1975 года получила развитие секционная мебель, блокируемая в стенки по ширине и высоте, так называемые «стенки». В 80-е годы появились новые подходы к проектированию мебели. Были определены наиболее массовые группы мебели для функциональных зон квартиры. Выявилась также потребность в штучных, отдельно стоящих изделиях мебели.

Стремительное обновление форм мебели явилось следствием изменения технологии, появления новых материалов, перемен в жизненном укладе и сопровождающих его новых эстетических представлениях людей. Мебель последних десятилетий XX века созвучна современной.

Проследив историю мебели на протяжении почти всей цивилизации человечества, нетрудно заметить, что у большинства современных изделий имеется немало прототипов и аналогов из далекого прошлого.

Отличительной особенностью настоящего времени является то, что практически все население пользуется мебелью фабричного производства. Современные условия позволяют выпускать мебель на любой вкус, от исторических стилей до постмодерна, а производители стараются удовлетворять самые изощренные вкусы покупателей. Поэтому современная мебель отличается большим разнообразием дизайнерских направлений, которые захватывают в свой круг и многие исторические стили, вернее их стилизации или компиляции.

Многие авторы статей рекламных журналов легко подходят к названиям стилей: сфотографировали новый индивидуальный интерьер квартиры - ему подбирают «новый» стиль. С таким подходом нельзя согласиться. Калейдоскоп современных форм мебели не позволяет дать им единое стилевое название, но разнообразие форм -это не разнообразие стилей. Более правильным будет считать их направлениями дизайна современной мебели.

Вначале условимся, что под современной мебелью будем понимать выпускаемую промышленностью в настоящее время, независимо от того, когда она была спроектирована. Мебель, которая проектируется, спроектирована или изготовлен только ее образец, будем называть перспективной. В связи с такой классификацией не будет большой ошибкой считать, что современный этап мебельного искусства в нашей стране и странах СНГ начался вместе с историей самих стран после распада СССР.

Схожесть технологии и применяемых материалов в разных странах, широкий торговый обмен мебелью обусловливают и некоторую ее стилевую близость. Правда, с сохранением национальных традиций и культурных особенностей разных стран, проявляемых в искусстве бытовых вещей, в том числе и мебели.

В связи с изложенным рассмотрение бытовой мебели целесообразно вести не по странам, а по направлениям ее дизайна, двигаясь от простейших по форме к более сложным.

Направлений дизайна современной мебели больше, чем описано ниже. Некоторые из них или кратковременны, как мимолетная мода, или неконкретны, поэтому на них останавливаться не стоит.

В определении дизайнерских направлений мебели нет четких границ - где заканчивается одно и начинается другое. Например, одно и то же изделие мебели можно в равной степени отнести к демократичному или авангардному направлению, к художественному или элитному и т. п. На крупных международных выставках выделяют целые залы для мебели современного модерна. Это мебель, которую можно отнести и к минимализму, и к авангарду, и к демократичному дизайну. Заметим, что термин «модерн» в значении этого слова (новейший, современный) применим вообще к любой новой мебели, то есть он переходящий: по мере появления новой мебели он автоматически переходит к ней. С другой стороны, «модерн» - это и исторический стиль на стыке XIX-XX веков.

Упрощенчество и минимализм. Одно из современных направлений дизайна мебели и оформления интерьера, которое получило распространение в западных странах, - минимализм. Его не следует относить к стилям, это скорее мода.

Минимализм выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и приемов декорирования. В идеале - это изделие без корпуса (несколько полок на стене), интерьер без гардин, ковров, предметов декоративно-прикладного искусства и т. п.

Упрощение формы обусловливает и упрощение конструкции мебели. Поэтому упрощенчество привлекло такое стилевое направление, как кубизм.

Минимализм оправдан тогда, когда он является выражением интеллектуально богатой личности и когда соответствует образу жизни, приближающемуся к своеобразному крайне выраженному аскетизму. В противном случае минимализм является слепым следованием моде.

Упрощенчество и минимализм в конструктивном отношении близко смыкаются с так называемым утилитарным направлением дизайна, когда форма изделий является следствием решения утилитарных задач, а художественные цели при этом не ставятся.

Утилитаризм исходит из предпосылки, что любая вещь обладает двумя свойствами - полезностью и красотой и что соотношение этих свойств в разных предметах неодинаковое (например, в полках для слесарного инструмента и для красивой посуды). В таком случае подход к проектированию меняется в соответствии с изменением соотношения красоты и полезности. Минимализм же видит вещь как таковую, в единстве, аккумулируя все ее свойства, в том числе и эстетические, в одном -минимуме, который начинает выступать как идеал, как самоцель.

Этнографическое (народное) направление. Проектирование изделий этого направления ведется с учетом национальных традиций под народную мебель. Народная же в некоторой степени отождествляется с сельской, деревенской, а последняя получила название «кантри». В отличие от прошлой сельской мебели, которую самодеятельные мастера выполняли вручную, в настоящее время изделия под сельские изготавливаются на совершенном оборудовании, поэтому они «посовременили».

Мебель в народном стиле воспринимается естественнее, если поверхности изделий придается налет времени. Для этого выполняется специальная отделка - патинирование. Иногда делается искусственное старение материала.

Авангардное направление. Авангард - это направление в художественной культуре, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель. Авангардизм тесно связан с модернизмом.

Изделия авангардного направления отличаются новизной функции, принципа ее осуществления, новизной материала, формы, технологических особенностей изготовления. Не будет ошибкой, если к такой мебели применить термин «модерновая», так как по сути оба эти термина имеют схожее значение.

Примером авангардной мебели могут служить кровать с водяным наполнением, кровать в форме круга, детская кровать в виде легкового автомобиля. Материал изделия также может вывести его в число авангардных. Например, изделия, выполненные из одного стекла или картона.

Хай-тек. Это сравнительно новое название направления в дизайне, под которым понимают эстетические возможности высоких технологий, новых материалов и конструкций. При таком понимании хай-тек близко смыкается с авангардным направлением. Разница в названиях.

Демократичное направление. Мебель этого направления ориентирована на массового потребителя и относительно невысокие цены изделий. В данном случае используются рациональные конструктивные схемы изделий и материалы, обеспечивающие высокую производительность (древесностружечные плиты, синтетические облицовочные материалы и т. п.). Диапазон мебели демократичного направления весьма широк. С одной стороны он граничит с мебелью минималистского направления, с другой - художественного.

Мебель демократичного направления может иметь рациональные с точки зрения материалоемкости конструктивные схемы, активно использующие пространство при хорошем композиционно-художественном решении. Отличающаяся от традиционных форм, она приобретает некий художественный оттенок. Например, профильные элементы придают особую пластику набору для прихожей. Впечатление художественной мебели создает и набор офисной мебели. И что-то художественное в нем есть, но в принципе он не вышел за рамки демократичного дизайна.

Художественное направление. Мебель этого направления представляет собой наиболее разнообразную группу. К ней следует относить изделия с декоративными или конструктивными элементами, которым придана художественная форма или которые подвержены различным приемам декорирования (резьба, интарсия, тиснение и др.). К художественной мебели следует относить и выполненную в любых исторических стилях или под исторические стили (так называемая стилизация). Сам стиль прошлых эпох относит изделия к определенному слою культуры и уже поэтому приобретает художественную ценность.

Одно из направлений художественной мебели получило название рустикальное. Оно достаточно широко распространено в европейских странах.

Желая усилить художественную выразительность изделий рустикального направления, филенки рамочно-филенчатых дверей иногда украшают резьбой, которую выполняют на обрабатывающих центрах, а реже вручную.

Стремление сделать изделие еще красивее привело к тому, что к рустике с резьбой стали добавлять отдельные элементы исторических стилей. Как правило, это барочные элементы, венчающие главную секцию набора или изделия, в виде карниза. Надо отметить, что подобные вставки хорошо вписываются в общую композицию. Более того, они даже необходимы, для того чтобы прямолинейный карниз композиционно связывался с рисунками профильных резных дверей. Изделия подобного типа пользуются хорошим спросом у покупателей. Подчинение же и формы дверей барочному карнизу переводит количество в качество - изделие уже становится по стилю в ряд с историческими. Правда, это изделия стилизованного барокко, то есть упрощенного. А такая форма больше подходит не только для технологии, но и для современного образа жизни.

Современная технология формирования вспенивающегося материала в пресс-форме позволяет выполнять любую сложную форму барокко. Жидкие компоненты вливают в пресс-форму, в которой они вспениваются и зреют в течение нескольких минут. Отлитые детали защищают и отделывают, и «барокко» готово.

В современной мебели художественного направления используют различные архитектурно-художественные элементы исторических стилей (арки с замками, пилястры и ножки с каннелюрами, карнизы с орнаментом, розетки, фиалы, выступающие цоколи и др.). В ряде европейских стран, особенно в Испании и Италии, а также во Франции, Германии, Англии, выпускают мебель в чисто исторических стилях (так называемая «ремейка»).

Мебель художественного направления делают во всем мире, но при этом учитывают свои особенности культуры, традиции, а также технологические возможности.

Элитная мебель. В ряде случаев необходимо оборудовать интерьеры представительского характера (правительственные, посольские и т. п.), для которых первостепенное значение имеет престижность, образность формы, уровень материалов и др. В таких случаях имеет место индивидуальный подход при разработке и изготовлении мебели. Материалоемкость, унификация и тому подобные показатели отступают на второй план, а то и вовсе не учитываются.

Среди потребителей бытовой мебели также немало людей, для которых стиль, форма, эстетические достоинства играют первостепенную роль и ценятся значительно выше утилитарных функций.

Можно отметить, что элитная мебель - это высший уровень мебели художественного направления. Не исключено также, что к элитной мебели могут относиться и некоторые лучшие изделия других дизайнерских направлений.

 

Стадии разработки конструкторской документации на все виды изделий установлены в соответствии с ГОСТ 2.103 ЕСКД.

В начале анализируется мебельный рынок, направления дизайна в соответствии с потребительскими предпочтениями, выявляется платежеспособность населения и устанавливаются ценовой уровень покупаемой мебели, возможности предпочтения. Анализ выполняют разные службы: маркетинг, отдел сбыта, дизайнеры, технологи.

После этого разрабатывается эскизный проект. Он выполняется в виде чертежей общего вида, сборочных, чертежей сложных деталей, декоративного оформления. Эскизный проект выполняется в объеме, необходимом и достаточном для изготовления опытного образца. На этом этапе выполняется материал, определяется конструктивное решение, цвет и отделка изделия. Таким образом, эскизное проектирование является важнейшим этапом разработки нового изделия.

При разработке эскизного проекта рождается, как правило, несколько решений. На основании их тщательного анализа выбирается лучшее.

По разработанному эскизному проекту изготавливается один или несколько опытных образцов. Опытный образец представляется на художественно – технический совет. ХТС рассматривает все новые образцы мебели и выносит рекомендации о постановке изделий на производство.

После получения положительного решения ХТС выполняется рабочая конструкторская документация. Она вкл. чертежи: общего вида, сборочные, сборочных единиц и деталей, а так же спецификации на чертежа сборочные и сборочных единиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.