Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности




Экономическая диагностика инновационной деятельности предприятия представляет собой процесс всестороннего иссле­дования состояния инновационной деятельности с использованием преимущественно экономических методов, моделей, процедур оценок и т. д. в целях выявления проблем, «узких мест» в ее осуществлении.

Цель экономической диагностики — выявление проблем, «узких мест» в исследуемом объекте. Объектом диагностики, состояние которого определяется на основе всестороннего исследования, в данном случае является инновационная деятельность предприятия. Предметом диагностики являются ее «узкие места». Ситуация возникновения таких проблем и «узких мест» — проблемная ситуация.

Диагностика инновационной деятельности позволит решить следующий комплекс аналитических задач:

· определить соответствие инновационной деятельности целям, задачам и стратегии предприятия;

· изучить состояние инновационной деятельности;

· выявить «узкие места», проблемы в ее осуществлении;

· распознать симптомы возникновения проблемных ситуаций;

· проанализировать причины возникновения таких ситуаций;

· оценить их влияние на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприятия в целом;

· оценить реализацию функций инновационной деятельности.

Завершением исследования должно стать заключение о состоя­нии объекта, то есть постановка диагноза.

Классифицироваться экономическая диагностика может по периодичности, срочности, содержанию, глубине исследования, широте охвата (табл. 17.2).

Отличительной особенностью диагностики является выявление причинно-следственных связей в объекте, определение их структуры, целенаправленности и тесноты.

Таблица 17.2

Классификация видов экономической диагностики

Классификационный признак Виды экономической диагностики
1. Периодичность · Эпизодическая · Перманентная
2. Срочность · Оперативная · Стратегическая
3. Содержание · Функциональная (процессная) · По результатам
4. Глубина исследования · Экспресс-диагностика · Диагностика по существу
5. Широта охвата · На уровне предприятия · На уровне подразделения · По типу новшества

Можно выделить следующие подходы и методы экономической диагностики, представленные в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Подходы и методы экономической диагностики

Подходы Методы
· Вероятностный 1. Сбор и обработка информации:
· динамический · опрос;
· нормативный · наблюдение;
· системный · функциональный · изучение официальных и неофициальных документов;
· экспериментальный · статистическая сводка и группировка информации;
  · другие методы обобщения информации.
  2. Диагностическое обследование:
  · анализ;
  · экономическая, в том числе экспертная оценка;
  · прогнозирование;
  · моделирование;
  · контроль; · мониторинг

Содержанием экономической диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики. Он состоит из восьми этапов:

1. Организация и подготовка проведения экономической диаг­ностики.

2. Методическое обеспечение экономической диагностики.

3. Информационное обеспечение экономической диагностики.

4. Моделирование исследуемого объекта.

5. Диагностическое обследование.

6. Верификация результатов диагностики.

7. Разработка рекомендаций по использованию результатов экономической диагностики.

8. Оформление результатов диагностики.

На первом, организационно-подготовительном, этапе форми­руется рабочая группа, определяется ее состав, число исполнителей и руководитель. Кроме того, составляется техническое задание на проведение диагностики и календарный план работ.

В состав рабочей группы могут входить специалисты из различных подразделений предприятия, связанных с осуществлением иннова­ционной деятельности, а также (или) специалисты-эксперты со стороны и технические работники. Число исполнителей определяется в зависимости от объема предстоящей работы и намеченных сроков ее выполнения. В случае необходимости и состав группы, и число испол­нителей могут быть изменены. Руководитель группы назначается из числа ведущих специалистов предприятия в области инноваций. Им может быть инженер-исследователь, главный конструктор, главный технолог, главный инженер и т. п.

На этапе методического обеспечения исследования осуществля­ется обоснование и выбор методов диагностики. Известно, что мето­ды различаются между собой точностью, трудоемкостью, объемом используемой исходной информации, необходимостью разработки специального математического обеспечения и использования ЭВМ.

Этап информационного обеспечения исследования предполагает сбор и обработку данных об объекте исследования, а также определение и изучение норм, нормативов, стандартов, эталонов, инструкций и положений, характеризующих его нормальное состояние. Сбор, систематизация и аналитическая обработка информации должны осуществляться в разрезе всех основных ее видов.

Следующий этап экономической диагностики — моделирование исследуемого объекта. Понимая под моделированием замещение реального объекта моделью, обеспечивающей изучение некоторых свойств оригинала, можно считать, что оно позволит упростить изучение исследуемого объекта. Сохраняя структуру реального объекта, на данном этапе строится фактическая и ожидаемая (плановая и прогнозная) модель инновационной деятельности предприятия.

Этап диагностического обследования начинается со сравнения фактической и ожидаемой модели исследуемого объекта. Сравнение рекомендуется проводить по определенным группам показателей. Результаты сравнения соотносятся с установленными нормами, нормативами, стандартами, эталонами, инструкциями и положе­ниями, характеризующими нормальное состояние инновационной деятельности. Таким образом, выявляются проблемные ситуации в ее осуществлении и симптомы их возникновения, позволяющие сделать заключение о состоянии объекта исследования.

Достоверность и точность поставленного диагноза определяются на этапе верификации результатов диагностики. Причинами низкой точности и достоверности могут быть: недостоверность исходной информации, неправильный выбор методов диагностики, недостаточная компетентность исполнителей, неадекватность модели реальному объекту исследования, ошибки в вычислениях.

Следующий этап экономической диагностики инновационной деятельности предприятия — разработка рекомендаций по выходу из проблемных ситуаций. Учитывая результаты диагностического обследования, а также влияние проблемных ситуаций на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприя­тия в целом, определяются пути выхода из таких ситуаций и разра­батывается программа действий, содержащая соответствующий комплекс мероприятий.

Завершается процедура диагностики этапом оформления результатов. Составляется отчет по проведенному исследованию, содержащий следующие основные разделы:

· характеристика исследуемого объекта;

· цель, задачи, вид диагностики;

· обоснование использованных методов диагностики;

· характеристика использованной информации;

· обоснование направлений диагностики;

· перечень проблемных ситуаций и симптомов их возник­новения;

· причины возникновения проблемных ситуаций;

· диагноз;

· пути выхода из проблемных ситуаций;

· программа действий.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под инновационным проектом?

2. Каковы цели и задачи разработки и реализации инновационного проекта?

3. Какие показатели эффективности инновационных проектов Вы знаете?

4. Перечислите и охарактеризуйте динамические методы оценки эффективности инновационных проектов.

5. Для чего проводится экспертиза инновационных проектов?

6. В чем суть балльной оценки инновационных проектов, разработанная в компании «Континентал групп»?

7. Какие методы экономической диагностики Вы знаете?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление инновациями и инновационной деятельностью является приоритетным направлением развития национальной экономики. Непрерывное появление все новых и новых технологий вызывает постоянное преобразование экономической системы. В какой-то момент времени уже невозможно управлять новой хозяйственной действительностью старыми методами.

Экономико-правовая среда, в которой действуют предприятия, находится в постоянном движении. Именно разработка и внедрение новых технологий в сфере производства товаров и предоставления услуг является неотъемлемым фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке.

Среди современных направлений совершенствования инновационной деятельности можно выделить:

· выведение инновационного управления с функционального на корпоративный уровень руководства предприятия;

· разработка методических подходов к формированию инновационного развития предприятия на принципах стратегического менеджмента;

· необходимость учета типа и масштаба инноваций в процессе разработки, реализации и оценки новых технологий.

Первоисточником эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот является создание научно-практических основ системы инновационного менеджмента на предприятиях. Инновационный менеджмент призван создавать необходимые условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и внедрения различного вида инноваций: продуктовых, технологических, социальных и др.

Несмотря на сложное экономическое положение многих промышленных предприятий в настоящее время проявляется тенденция к усилению их инновационной активности, что требует специальной подготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

 

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авторское свидетельство — документ, удостоверяющий авторское право на изобретение.

Виолент — тип компании, характеризующийся «силовой» стратегией. Организация-виолент занимается крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих запросы к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен.

Заявка на разработку и освоение продукции — исходный технический документ заказчика, содержащий предложения о разработке и освоении в производстве необходимой ему продукции, включая сроки проведения этих работ, технико-экономические требования к заказываемой продукции и объемы ее производства.

Изобретение — результат научных исследований и разработок либо производственной деятельности; новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области экономики, социальной сферы, обороны, являющееся продуктом интеллектуальной деятельности, техническим воплощением идеи, направленным на удовлетворение определенной потребности общества.

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инновации (нововведения) — новшества, доведенные до внедрения или внедренные в практическую деятельность. Инновации представляют собой новую наукоемкую продукцию, товар (услугу), технологию, новые методы управления, востребованные рынком и защищенные как объекты интеллектуальной собственности, или являющиеся секретом мастерства (ноу-хау).

Инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы, методы управления или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Инновационный менеджмент — направление общего менеджмента организации, осуществляемого на высшем уровне руководства. Главная цель инновационного менеджмента — определение направлений инновационной деятельности организации в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции и технологии; рационализация менеджмента организации; совершенствование организации производства и услуг.

Инновационная программа — комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию инновационных проектов, увязанных по ресурсам участников программы и срокам.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом увязанных по срокам, исполнителям и потребляемым ресурсам, оформленных комплектом проектной документации.

Инновационный процесс — получение и коммерциализация изобретений новых технологий, видов продукции и работ, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Коммутант — тип компании, ориентированный на удовлетворение местно-национальных потребностей. Организация-коммутант приспосабливается к удовлетворению небольших по объему потребностей конкретного клиента.

Конкурентоспособность продукции — соответствие продукции сложившимся требованиям данного рынке на рассматриваемый период. Обеспечение конкурентоспособности выступает как одно из важнейших условий, которому должна удовлетворять продукция, подлежащая разработке и освоению.

Конструкторская подготовка производства — совокупность процессов и работ, направленных на создание новых конструкций продукции машиностроения и совершенствование выпускаемых изделий.

Малые инновационные фирмы — мелкие фирмы в области нововведений, для которых характерны следующие черты: 1) узкая специализация научных поисков и небольшая номенклатура выполняемых разработок; 2) разработка ими ведется на отдельных этапах, где не требуется больших затрат ресурсов; 3) они быстрее внедряют результаты НИОКР в производственный процесс; 4) высокая степень риска, обусловленная особенностями инновационной деятельности.

Модернизация выпускаемого изделия — разработка изделия, проводимая с целью замены выпускаемой продукции изделием с улучшенными отдельными показателями качества путем частичного изменения его конструкции. Модернизация изделия производится по общим правилам разработки продукции. Модернизированному изделию присваивается новое обозначение. Модернизации подлежат только устаревшие изделия, предусмотренные к снятию с производства. Неправильно относить к модернизации работы по созданию модификаций изделий и по совершенствованию выпускаемой продукции непосредственно в процессе производства.

Научно-исследовательская работа по созданию продукции — комплекс исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания новой или модернизации выпускаемой продукции. НИР по созданию продукции — разновидность прикладных работ, служит начальным этапом комплекса по созданию и освоению новой техники и проводится в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществить без проведения соответствующих исследований. Одним из результатов такой НИР являются технические требования для включения в техническое задание на разработку продукции.

Научно-технический прогресс — процесс получения новаций, начиная от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Новшество — оформленный результат фундаментальных, поисковых, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; ноу-хау.

Ноу-хау — технические, управленческие или другие знания
и практический опыт технического, коммерческого, финансового
и иного характера, представляющие коммерческую тайну, которая не оформляется патентом.

Опытно-технологическая работа — комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и технической документации на них.

Организационно-плановая подготовка производства — совокупность процессов и работ, направленных на разработку проекта организации производственного процесса в пространстве и во времени, системы организации и оплаты труда, материально-технического обеспечения, нормативной базы для внутризаводского планирования с целью создания необходимых условий для высокопроизводительного и бесперебойного освоения и выпуска новой продукции требуемого качества.

Освоение производства новой продукции — производственный процесс, в течение которого проходит необходимая отладка технологического процесса, организации и планирования производства с целью запуска новой продукции в заданном объеме и до­стижение проектных экономических показателей.

Освоенная продукция — продукция установившегося промышленного производства, выпускаемая предприятием в заданном объеме с требуемыми технико-экономическими показателями. Термин «Освоенная продукция» применяется, как правило, по отношению к конкретному предприятию. Продукция, освоенная на одном предприятии, в случае ее передачи на другое предприятие, требует также освоения применительно к особенностям последнего.

Патент —документ, удостоверяющий право собственности лица на какое-либо изобретение или открытие.

Патиент — тип организации, специализирующийся на узких сегментах рынка и удовлетворяющих потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Свои дорогостоящие товары организации-патиенты адресуют тем, кого не устраивает стандартная продукция.

Планирование инноваций — процесс, включающий обоснованный выбор целей, определение инновационной политики, разработку мер и мероприятий, методы достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных управленческих решений.

Прикладные научные исследования — научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.

Продуктовые инновации — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

Процессные инновации — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического или управленческого процесса, способа производства (передачи) услуг, используемый в практической деятельности.

Сертификация — деятельность третьей стороны, не зависимой от изготовителя и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Субъекты инновационной деятельности — предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов или услуг, технологических процессов или способов производства (передачи) услуг.

Техническое освоение — производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень технических показателей новой продукции. Учитывая высокие требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции в рыночных условиях, производственный процесс, в течение которого происходит техническое освоение, выполнять, как правило, нецелесообразно. Проектные технические показатели нового изделия должны быть достигнуты в опытном производстве на экспериментальных и опытных образцах во время подготовки производства к серийному (массовому) выпуску новой продукции.

Технологическая подготовка производства — совокупность мероприятий, обеспечивающих его технологическую готовность. Технологическая подготовка производства включает совокупность процессов работ по созданию прогрессивной технологии, технологической оснастки, нестандартного оборудования, нестандартной технологической и измерительной аппаратуры, необходимых для организации производства новых изделий, а также работ по непрерывному их совершенствованию.

Товарный знак (знак обслуживания) — оригинально оформленное графическое изображение, сочетание цифр, букв или слов и т. п., предназначенное отличать товары или услуги одних производителей от однородных товаров или услуг других производителей.

Установочная серия — первая промышленная партия изделий, изготовленная в период освоения производства по документации серийного или массового производства с целью подтверждения готовности производства к выпуску продукции с установленными требованиями и в заданных объемах.

Фундаментальные научные исследования — экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества.

Экономическое освоение — производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень экономических показателей новой продукции (трудоемкости, себестоимости, рентабельности продукции).

Эксперимент — система операций, воздействий и (или) наблюдений, направленных на получение информации об объекте при исследовательских испытаниях.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, Ю. П. Экономический рост производства на основе инноваций: монография / Ю. П. Анисимов, И. В. Усачева; под. ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: АОНО ВПО «ИММиФ», 2008. —270 с.

2. Анисимов, Ю. П Организация инновационной деятельности. Инновационное предпринимательство: монография / Ю. П. Аниси­мов, Е. В. Солнцева; под. ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад, 2005. — 255 с.

3. Анисимов, Ю. П Освоение продуктовых инноваций: монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, В. Б. Артеменко; под ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003. — 413 с.

4. Управление бизнесом при развитии инноваций: монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, В. Б. Артеменко, Л. В. Прозоровская; под. ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад, 2004. — 501 с.

5. Инновационная система региона: монография / Ю. П. Анисимов, С. В. Шапошникова, Т. М. Грязнова, Е. В. Солнцева; под. ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: «ВИТЦ», 2007. — 576 с.

6. Анисимов, Ю. П. Инновационный менеджмент: практикум / Ю. П. Анисимов, И. В. Усачева. — Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. — 96 с.

7. Мониторинг состояния и пути развития инновационного бизнеса региона: монография / Ю. П. Анисимов, А. А. Грачев, С. В. Шапошникова и др.; под. ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: ВОРОНЕЖИНТЕХ, 2006. — 324 с.

8. Анисимов, Ю. П. Освоение продуктовых инноваций: монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, В. Б. Артеменко; под ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2003. — 413 с.

9. Анисимов, Ю. П. Развитие производства на основе инноваций: монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, Ю. П. Усова; под. ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2007. — 256 с.

10. Анисимов, Ю. П. Устойчивость развития предприятия при инновационной деятельности: монография / Ю. П. Анисимов, О. Н. Григорова; под ред. Ю. П. Анисимова. — Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. — 188 с.

11. Аньшина, В. М. Инновационный менеджмент: Концепция, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — / В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. — М.: Дело, 2006. — 584 с.

12. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиции: учеб. пособие / И. В. Афонин. — М.: Гардарики, 2006 — 301 с.

13. Барютин, Л. С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л. С. Барютин. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 518 с.

14. Бовин, А. А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередников, В. А. Якимович. — М.: Омега-Л, 2006.— 415 с.

15. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2004. — 502 с.

16. Маркетинг инновационного процесса: учеб. пособие / Н. П. Гончарова, П. Г. Перерва и др. — Киев: Изд-во КГУ, 1998. — 267 с.

17. Гунин, В. Н. Управление инновациями: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модель 7. /В. Н. Гунин. — М.: ИНФРА-М. 2000. — 272 с.

18. Дандон, Э. Инновации: как определить тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон;пер. с англ. С. Б. Ильина. — М.: Ершина, 2006.— 304 с.

19. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2007. — 505 с.

20. Завлин, П. Н. Инновационный менеджмент: справочное пособие / П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. — СПб.: Наука, 1997. — 560 с.

21. Зинов, В. Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение / В. Г. Зинов. — М.: Дело, 2005. — 496 с.

22. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 343 с.

23. Казанцев, А. К. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учебник / А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. — СПб.: Наука, 2004. — 576 с.

24. Ковалев, Г. Д. Основы инновационного менеджмента: учебник / Г. Д. Ковалев, В. А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 208 с.

25. Круглова, Н. Ю. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство РДЛ, 2001. — 352 с.

26. Моисеева, Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. — М.: Внешторгиздат, 1993. — 256 с.

27. Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. —471 с.

28. Робертс, М. Идеальный инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов /М. Робертс. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 240 с.

29. Санто, Б. Инновации как средство экономического развития / Б. Санто. — М.: Прогресс, 2001. — 397 с.

30. Управление инновациями / А. А. Харин, И. Л. Коленский, Н. Н. Пущенко и др.; под ред. Ю. В. Шленова. — М.: Высш. шк., 2003. — 295 с.

31. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2004. — 600 с.

32. Хорев, А. И. Инновационная деятельность в научно-произ­водственных интеграционных структурах / А. И. Хорев, В. И. Ште­фан. — Воронеж: Воронеж гос. технол. акад., 2007. — 328 с.

33. Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / О. М. Хотяшева. — СПб.: Питер, 2005 — 318 с.

34. Швандара, А. В. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Швандара; под ред. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 382 с.

35. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. — 563 с.

36. Бизнес- планирование инноваций /Ю. П. Анисимов, В. И. Штефан, Е. В. Солнцева, Д. Б. Лебединская. — Воронеж: Научная книга, 2008. — 556 с.

 

Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.