Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные качества речи




Модуль 4

Тест рубежного контроля

1. На месте пропуска произносится согласный звук в словах

а) дерма[...]тиновый

б) ко[...]статировать

в) инци[...]дент

2. Орфоэпическая ошибка допущена в слове

а) [тэ]стирование

б) ши[нэ]ль

в) коне[чн]о

3. Ударение неправильно поставлено в слове

а) сли́вовый

б) за́видно

в) опто́вый

4. Неправильно указано лексическое значение слова

а) Атташе — дипломатический работник

б) Аскет — человек, отказывающийся от жизненных благ

в) Гейзер — водоем

5. Правильно указано лексическое значение слова

а) Идиома — устойчивое, неразложимое словосочетание

б) Каземат — игорный дом

в) Мизантроп — человеконенавистник

6. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

а) Четыре кандидата баллотируются в президенты.

б) Циолковский стоял у источников ракетостроения.

в) Рассказывая о спектакле, режиссер сделал небольшую экскурсию в историю театра.

7. Вместо слова обосновать следует употребить основать в предложении

а) Он повторил свои доводы, стараясь обосновать их теоретически.

б) Ломоносов показал происхождение полярных сияний и обосновал свои взгляды на их электрическую природу.

в) Деловые отношения должны быть обоснованы на расчете, знании и интересах дела.

8. Грамматическая ошибка допущена в словосочетании

а) трое девушек

б) оба дома

в) красивый кашпо

9. Не содержит грамматической ошибки предложение

а) Международные договоры утверждаются парламентами.

б) Над болотом кружила пара цаплей.

в) Около семьсот тридцати претендентов приняли участие в конкурсе.

10. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, допущены в предложении

а) Придя пораньше, у вас будет большой выбор товаров.

б) Несколько часов прошли как одна минута.

в) «Охота и рыболовство» опубликовал информацию об открытии охотничьего сезона.

 

Литература

1. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения.

М., Ростов-на-Дону, 2005.

2. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь паронимов русского языка. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-на-Дону, 2010.

4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

5. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М., 2008.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2006.

7. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник.

М., 2003.

8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика. М., 2005.

Комплексная цель

Знакомство с основными коммуникативными качествами речи. Отработка навыков и умений организации языковых средств, способствующих эффективности общения.

 

Темы модуля 2: Точность речи. Понятность речи. Чистота речи. Богатство речи. Выразительность речи.

Задание 1. Подберите определения к данным словам.

О б р а з е ц: аппарат – правительственный, государственный, президентский, парламентский, репрессивный, бюрократический, центральный.

Администрация, власть, государство, конфликт, кризис, лидер, структура, элита.

Задание 2. Подберите существительные к данным прилагательным.

О б р а з е ц: демократический – государство, общество, интеллигенция, преобразования, порядок, ценности, власть, институты, политики, силы, фракции, выборы, пресса, печать.

Властный, высокопоставленный, деловой, общественный, оппозиционный, официальный, политический, социальный, федеральный, экономический.

Задание 3. Составьте с данными словами словосочетания (существительное +существительное).

О б р а з е ц: администрация – президента, города, области, района, завода, вуза.

Дефицит, команда, либерализация, менеджер, механизм, программа, политика, руководитель, свобода, служба, субъект.

Задание 4. Замените выделенные курсивом слова близкими по смыслу.

Главная задача, видный деятель, огромные успехи.

С л о в а: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, ос­новной, насущный, значительный, замечательный.

Задание 5. Составьте предложения со следующими синонимами.

1. Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, оха­рактеризовать, нарисовать, создать образ.

2. Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клей­мить, пригвождать к позорному столбу.

Задание 6. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, вер­ную) клятву.

2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.

3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).

Задание 7. Составьте словосочетания, соединив данные синони­мы со словами, стоящими в скобках.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).

2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, харак­тер, человек).

3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (бо­лезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

Задание 8. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением.

Смелость, родина, благородство, зависимость; подлинный, зау­рядный, активный; отставать, одобрять, освобождать, ослабевать;

естественный, духовный, деятельный, динамичный; доброта, уны­ние, черствость, нежность.

Задание 9. Подберите синонимы и антонимы к прилагатель­ным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обыч­ная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер;

свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

Задание 10. Подберите русские синонимы (слова или слово­сочетания) к словам иноязычного происхождения:

а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс,

паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

6 ) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм,

инфантильный, индифферентный;

в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный,

детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный,

реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 11. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучаст­ник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание 12. Составьте словосочетания со словами рынок, ба­зар; годичный, годовой, используя слова для справ­ки. Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с некоторыми из приведенных слов?

С л о в а д л я с п р а в к и: городской, центральный, крытый, елоч­ный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.

Задание 13. К каждому слову первой группы подберите соответ­ствующее одно или несколько слов из второй груп­пы и запишите образованные словосочетания.

1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, доку­менты, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

Задание 14. Распределите следующие слова на группы с поло­жительной и отрицательной эмоциональной окрас­кой.

Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправ­ляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, наше­ствие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.

Задание 15. Составьте словосочетаниясо следующими па­ронимами.

Гражданство – гражданственность, квалифицированный – квалификационный, дискриминация – дискредитация, удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, демонстративный – демонстрационный.

Задание 16. Определите, какие из следующих слов могут образо­вать паронимические пары.

Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швей­цария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокруши­тельно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, при­дворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.

Задание 17. Составьте предложения со следующими омони­мами.

Среда1 (день недели) и среда2 (окружающая обстановка, обще­ство); повод1 (предлог, причина) и повод2 (ремень); свет1 (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет2 (земной шар, Зем­ля со всем существующим на ней); акция1 (ценная бумага) и акция2 (действие, направленное на достижение какой-либо цели); боны1 (кредитные документы) и боны2 (плавучие ограждения); бумагодержатель1 (владелец цен­ных бумаг) и бумагодержатель2 (приспособление для бумаги); гриф1 (птица), гриф2 (длинная пластинка из дерева у струнных инструментов) и гриф3 (клеймо, штемпель); некогда1 (нет времени) и некогда2 (когда-то); несколько1 (некоторое количество) и не­сколько2 (немного, в некоторой степени).

Задание 18. Объясните значение следующих паронимов. Со­ставьте с ними предложения.

Абонемент — абонент; адресат — адресант; бережно — бе­режливо; статут — статус; экономный — экономичный.

Задание 19. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драма­тичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) произво­дится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.

Задание 20. Определите, какие ошибки допущены в предложени­ях. Отредактируйте предложения.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировоч­ных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Предсе­датель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предо­ставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на скла­дах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Стан­ция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Можно начинать собрание: форум уже есть. 9. Мне некогда зани­маться с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 10. За не­тактическое поведение пассажиру сделали замечание. 11. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.

Задание 21. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обо­снуйте свой выбор. За справками обращайтесь к сло­варям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах долж­на активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улуч­шено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) реше­ний. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения ра­бот оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожари­ща, пожара) посветлело на улице. 5. Некоторые наши фильмы полу­чили (большую признательность, большое признание) за рубе­жом. 6. Ниже своих возможностей (сработали; работали) в де­кабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость решительность) его по­ступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались.

11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как чело­век творческой мысли.

Задание 22. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и словаря иностранных слов установите смыс­ловое и стилистическое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не огра­ничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, воз­можностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактическое, предупрежда­ющее) влияние новых лекарственных средств еще более рази­тельно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свой­ства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминиру­ющая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать само­довлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (кон­цепции, представления) о (персонажах, героях, образах).

Задание 23. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благода­ря, из-за, по причине, в связи, вследствие.

Срыв поставок — расторжение договора; непредвиденные об­стоятельства — задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы — повышение спроса на выпускаемую продук­цию; плохой урожай — повышение цен на зерно; внедрение новой технологии — повышение качества продукции; потеря ра­бочего времени — низкая производительность труда; ремонт обо­рудования — остановка цеха.

Задание 24. Прочитайте приведенные ниже термины. Разбейте их на три группы: 1) термины, которые вы можете объяснить; 2) термины, значение которых вы знаете приблизительно; 3) термины, которые вам незнакомы. Проверьте значение слов по толковому словарю.

Аккредитив, акционер, акция, аренда, аукцион, аукционист, банк, бартер, безработица, брокер, валюта, гиперинфляция, девальвация, демпинг, дивиденд, дилер, евровалюта, заем, залог, импорт, инвести­ция, инвестор, инфляция, картель, клиринг, конвертируемость, кон­куренция, корпорация, кредит, лизинг, лицензия, лот, маклер, марке­тинг, менеджер, оферта, патент, резидент, стагнация, фирма, штраф, экспорт, эргономика.

Задание 25. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выс­тавки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, вза­имно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Задание 26. Сделайте стилистическую правку предложений, уст­раняя однокоренные слова.

1. Рабочие успешно выполнили заданное задание. 2. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. 3. К не­достаткам пособия можно отнести недостаточное количество ил­люстративного материала. 4. Следует отметить следующие недо­статки в работе. 5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6. Судя по тем находкам, которые они на­шли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

Задание 27. Определите характер ошибок в данных предло­жениях, исправьте их.

1. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 2. Это произошло в то время, когда я был совершенно занят. 3. Игра «Бизнес» продается по цене 250 рублей.

4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений. 5. В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города. 6. Коллектив пре­подавателей разрабатывает свои учебные планы. 7. Когда охот­ник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя.

Задание 28. Определите, какие понятия передаются с помощью следующих парафраз. Приведите свои примеры ис­пользования образных, метафорических оборотов вме­сто прямого называния предмета.

Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, зеленый пожар, однорукие бандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве.

Задание 29. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве отве­та используйте фразеологическое выражение.

О б р а з е ц: Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо? — Тяжелый на подъем.

Как говорят: I) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо; 3) о человеке, кото­рый пришел не вовремя, некстати; 4) о кротком, безобидном человеке; 5) о человеке, который держится неестественно прямо; 6) о болтливом человеке; 7) о бесследном исчезновении кого-либо; 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном; 10) о челове­ке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 11) о чувстве большой неловкости, стыда; 12) об очень дальних родственниках; 13) о чем-нибудь необычайном, невероятном; 14) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15) о том, кто не знает чего-либо всем известного.

Задание 30. Исправьте ошибки в использовании устойчивых сло­восочетаний.

1. Толь­ко при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 2. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 3. Я поднял тост за моих далеких друзей. 4. Я вам зуб даю на отсечение, это у вас не получится. 5. Так вот где собака порылась! 6. «Странный ты человек: прекрасно раз­бираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблу­дился в трех березах», - сказал мне мой старший брат. 7. Наше­му герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной. 8. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

Задание 31. В каких сферах общения (бытовое, официально-деловое) могут быть использованы следующие фра­зеологизмы, крылатые выражения.

Держать в курсе; зайти в тупик; звезда первой величины; пля­сать под чью-то дудку; пожинать плоды; вгонять в краску; становиться на дыбы; становиться поперек пути; войти в силу; встре­чать в штыки; подавать надежду; не ударить лицом в грязь; петь дифирамбы; сесть на мель; Содом и Гоморра; эзопов язык; турусы на колесах; курить фимиам.

Задание 32. Составьте текст, используя фразеологизмы, по­зволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

Нести околёсицу; мелко плавать; в подметки не годится; мы­шиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко, ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя, поставить во главу угла.

Задание 33. Проанализируйте отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Выде­лите средства речевой выразительности, использо­ванные писателем.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин – морская волна) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как зарница, объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективное. <…> Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Задание 34. Объясните смысл приведенных афоризмов, посло­виц.

Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ - спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (Вл. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица).

 

Проектные задания

1. Подготовьте сообщение о коммуникативной целесообразности применения речевых средств. Используйте высказывание известного филолога, крупного специалиста по культуре речи Г.О. Винокура: «Для каждой цели свои средства – таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества».

2. Примите участие в дискуссии на тему: «Иностранные слова: за и против».

3. Подготовьте письменный текст на тему: «Время года и состояние души». Используя известные вам средства речевой выразительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.