Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы к заданию




I. Примерные темы для информационной речи

Материалы к заданию

- Реформы, проводимые в России в последние десятилетия

- Новая литература по избранной специальности

- Обзор новых журналов

- События в нашей стране

- События за рубежом

- Новости культурной жизни города

- Новые достижения науки (медицины, техники)

- Спортивные новости

- Русский язык в современном мире

II. Схема оценки информационной речи

1.Тема и цель

Интересны? Уместны? Актуальны?

2. Вступление.

Интересно ли?

Использован ли прием привлечения внимания?

Не слишком ли длинно?

3. Главная часть

Продуман ли план?

Весь ли материал относится к делу?

Достаточно ли примеров?

Конкретно ли содержание?

Достигнута ли цель? -

4. Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5. Произнесение

Уверен ли говорящийв себе?

 

Правильна ли поза?

Жесты?

Удачен ли темп речи?

Монотонно?

Есть ли контакт с аудиторией?

Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

III. Памятка

Информационная речь с первого до последнего слова — про­дукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с уче­том интересов слушателя, на целесообразном сочетании элемен­тов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудито­рии все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.

Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения ора­тора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.

В заключении еще раз поясняется поставленная цель, под­нимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).

Задание 14. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.

I. План агитационной речи

1. Привлечь внимание, вызвать интерес.

2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.

3. Привести аргументы для доказательства тезиса.

4. Сделать вывод. Сформулировать призыв.

II. Примерные темы для агитационной речи

- «Будь лицом и уважай чужие лица» (Гегель)

- Берегите моральные ценности гражданского общества

- Будьте патриотами

- «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций)

- Работа без устали - ключ к успеху

- Относитесь ответственно и уважительно к русскому языку как государственному языку Российской Федерации

- Занимайтесь риторикой

- Овладевайте искусством полемики

- Берегите здоровье

- Занимайтесь спортом

- Книга, которую каждый должен прочитать

- Посмотрите кинофильм, спектакль

- Сходите на концерт, посетите выставку

- Позвоните (напишите) родителям

- Научитесь зарабатывать деньги

III. Схема оценки агитационной речи

1.Тема и цель

Подходят ли они аудитории?

2. Вступление

Интересно?

Вызывает ли желательную реакцию?

3. Главная часть

Интересен ли материал?

 

Правильны ли доводы?

Достаточны ли аргументы?

Целесообразны ли примеры?

4. Заключение

Ясно?

Убедителен ли призыв к действию?

5. Произнесение

Произнесена ли речьс убеждением?

Правильна ли поза?

Уместны ли жесты?

Удачен ли темп речи?

Есть ли речевые ошибки?

6. Советы выступающему

IV. Памятка

Агитационная речь требует от слушателей большего, чем дру­гие виды речи. Если она не приводит к цели — это самая горькаяиз всех неудач оратора. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и пре­исполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.

Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, како­вы бы ни были ваши завершающие призывы, — все следует раз­вивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь (П. Сопер).

Задание 15. Подберите доводы для доказательства тезиса: «Каж­дый должен заботиться о собственном здоровье» и запишите их. Расположите найденные вами доводы по группам, объединенным общей темой, например: «деньги», «долг». Сравните полученную вами систе­му доводов с приведенной ниже. Что определяет порядок расположения доводов, их количество?

Долг: 1. Человек получает здоровье от Бога (если хотите, от приро­ды). Его долг — не портить то, что он получил, а пытаться это сохранить как дар, как богатство.

2. Здоровый может помогать своим близким, больной сам нуж­дается в помощи, истощая силы окружающих.

3. Здоровье нужно не только самому человеку, но и его родителям, его детям.

Труд: 1. Зачем Бог (природа) дает человекуздоровье? Чтобы он мог выполнить свое назначение в мире — трудиться на благо других и продолжать род человеческий.

2. Духовные усилия и труд не менее «требовательны» к здо­ровью человека, чем труд физический.

Материальные вопросы: 1. Быть здоровым выгодно. Болезнь ведет к большим денеж­ным потерям.

2. Затраты на здоровый образ жизни меньше по сравнению с нездоровым (расходы на табак, алкоголь, на лечение и пр.).

Радости жизни: Человек, погубивший свое здоровье, не мо­жет испытывать всю полноту возможного счастья (А.К. Михальская. Основы риторики).

Задание 16. Продумайте и запишите систему доводов для дока­зательства тезиса: «Образованный человек — полез­ный человек».

Задание 17. Проведите ролевую игру «Экстренная ситуация». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой си­туации.

В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В поме­щении офиса находится большое количество материальных цен­ностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нуж­но организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Директор фирмы (один из студентов группы) проводит со­брание трудового коллектива (остальные студенты), информирует сотрудников о создавшейся ситуации и предлагает свой вариант выхода из нее. Цель директора — убедить сотрудников в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Сотрудники выступают на собрании, соглашаясь/не соглашаясь с предлагаемым директором вариан­том выхода из создавшейся ситуации в соответствии с предвари­тельно выбранной позицией речевого поведения (конструктивная, соглашательская, демагогическая).

Собрание заканчивается голосованием, в ходе которого выяс­няется, удалось ли директору убедить сотрудников в правильности предлагаемого им варианта решения проблемы.

Задание 18. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять бес­процентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив ди­ректора банка (преподавателя), что именно ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: назва­ние фирмы, вид деятельности, состояние дел на сегод­няшний момент, достижения, планы, перспективы; источники фи­нансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное количество баллов (из 10 возможных), получает кредит.

Задание 19. Проведите ролевую игру «Благотворительность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.

Ораторы – представители благотворительных организаций – выступают перед аудиторией (госслужащие, бизнесмены, студенты и т.д. – по выбору выступающего), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект (частная школа, коммерческий банк, спортивные соревнования и др.). После выступления каждого оратора слушатели жерт­вуют определенную сумму денег (10, 30 или 60 тысяч рублей). Сумма записывается на листке бумаги. Можно жертвовать только эти суммы. Побеждает тот, кто собрал больше денег.

Задание 20. Подготовьте приветственную (воодушевляющую речь) речь (3 – 4 мин.). Выберите событие, которому будет посвя­щена ваша речь (юбилей лица, организации; встреча делегации; вручение награды; открытие памятника, мемориальной доски; начало работы съезда, конфе­ренции, симпозиума; памятная дата и т. п.). Опреде­лите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Так как главная задача приветственной речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдох­новить, воодушевить слушателей, обратите внимание на эмоциональность вашей речи, используйте в ней средства речевой выразительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.