Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы для зачета




1. Назовите факторы возникновения и развития экономических учений. Какие этапы (школы) выделяют в истории этих учений?

2. Как формировалось определение предмета экономической теории? Каким он был в ранних воззрениях, в учении классиков, в марксизме, в других школах?

3. Когда и почему появились первые экономические воззрения? Что они собой представляли? Сохранилось ли их теоретическое и практическое значение до наших дней?

4. Почему меркантилисты утверждали, что богатство – это деньги и что оно создается в сфере обращения?

5. Назовите общие черты и особенности раннего и позднего меркантилизма.

6. Почему меркантилисты выступали за активное вмешательство государства в экономику?

7. Значение «экономической таблицы» Ф. Кенэ в разработке теории общественного воспроизводства.

8. Сохранилось ли значение идей физиократов о «естественном порядке» до наших дней?

9. Чем отличались взгляды физиократов от взглядов меркантилистов? Были ли последователи у этих учений?

10. Где и почему возникла классическая экономическая теория? Есть ли основания считать П.Буагильбера и У.Петти предшественниками классической политической экономии?

11. Почему учение А. Смита можно охарактеризовать как систему? Каковы ее составные части, основные выводы?

12. В чем состоит смысл идей А. Смита о естественном порядке и «невидимой руке»? Методология А. Смита.

13. По каким признакам учение А.Смита относят к классическому учению? Чем отличались его взгляды от учений предшественников?

14. Какие выводы и положения работы А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» получили развитие в работах его последователей и критиков? Современна ли эта работа?

15. Почему учениеД.Рикардо породило оценку политической экономии как «мрачной науки»? Что явилось основным предметом исследования этого учёного?

16. Каковы общие и отличительные черты теорий А. Смита и Д. Рикардо?

17. Почему Ж.-Б. Сэй утверждал, что общие кризисы перепроизводства при капитализме невозможны? Каково назначение теории факторов производства Ж.-Б. Сэя и его вывода о том, что предложение рождает спрос? («Закон Сэя»).

18. Какой вклад внёс Дж. Ст. Милль в развитие идей классиков?

19. Научное и ненаучное в выводах во взглядах Т. Мальтуса. Основные положения его работы «Опыт о законе народонаселения».

20. Идей западноевропейских социалистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Нашли ли они практическое воплощение? Приведите примеры для доказательства ответа.

21. Историческая школа в экономической науке: основные представители и их идеи. Как развивалось это направление? Почему историческую школу нередко объединяют с институционализмом?

22. Какие задачи поставил перед собой К. Маркс при написании «Капитала»? Структура работы.

23. Каково содержание теории прибавочной стоимости, капитала и его форм по Марксу?

24. Какова историческая судьба экономического учения К. Маркса? Почему это учение переживает кризис?

25. Какими чертами характеризовалась экономическая мысль России 2-й половины XIX – начала ХХ века? Почему марксизм быстро распространился именно в России? Российская экономико- математическая школа.

26. Каковы экономические взгляды В. И. Ленина, их практическое значение?

27. Каковы основные черты метода австрийской школы? Представители австрийской школы и их основные идеи.

28. Какие методы экономического анализа предложил маржинализм? Каков смысл этого понятия? Какие экономические школы разделяли принципы маржинализма?

29. Что означало появление неоклассического подхода в экономической мысли? В чем значение работы А. Маршалла «Принципы экономической науки»?

30. Почему при трактовке вклада Дж. М. Кейнса в экономическую теорию часто говорят о «кейнсианской революции»?

31. Методология анализа Дж. М. Кейнса, его «основной психологический закон», «учение о мультипликаторе».

32. В чём продолжили и в чём дополнили учение Кейнса его сторонники?

33. Каковы основные положения теории монетаризма? Идеи М. Фридмена. В чем смысл «денежного правила» монетаризма?

34. Какие причины обусловили появление институционализма и какими чертами он характеризуется? Современные направления в институционализме.

35. Применимо ли определение отечественной экономической мысли как «российская национальная экономическая школа»? Кто из отечественных экономистов получил признание за рубежом? За какие выводы, предложения?

 

 

3. Примерные темы рефератов (приведены а «Содержании

дисциплины»)

4. Перечень вариантов контрольных работ

1. Мыслители древности и средневековья о характере экономических отношений и государственном устройстве.

2. Черты сходства и различия во взглядах меркантилистов и физиократов.

3. Почему учение А.Смита и Д.Рикардо называется «классическим» учением?

4. Современны ли предложенные Т.Мальтусом меры регулирования численности народонаселения? Какие факторы влияют на эту численность?

5. Черты общественного и экономического устройства согласно учениям западноевропейских социалистов.

6. Решение арифметических задач производства прибавочной стоимости по К.Марксу (состав капитала, его органическое строение и т.д.).

7. Этапы маржинализма: общие черты и различия.

8. «»Кейнсианская революция» в мировой экономической мысли: аргументы «за» и «против».

9. Оценки экономических процессов в учении кейнсианцев и монетаристов.

Какая из теорий более практична?

10. Российская трансформационная экономика в оценке западных экономистов.

 

5. Контрольно-измерительные материалы.

 

1. Схематизация экономических школ и учений: краткое определение школы (учения), описание предмета изучения и основных методов.

2. Тесты.

Комментарии и пояснения к выполнению
заданий тестирования

 

Цель тестирования – выявить общий уровень подготовки студентов по истории экономических учений – знание экономических школ и направлений. Их представителей, основных выводов и положений. Общее количество тестов – 40.

Каждый вариант теста содержит три задания.

 

Первое из них требует указать (обозначить) имя ученого, который по своей идейно-теоретической направленности не совпадает с тремя остальными.

Например, в первой строке задания 1 (вариант теста №1) указаны четыре представителя экономической мысли. Р. Оуэн, Н. Г. Чернышевский, В. Леонтьев, М. И. Туган-Барановский.

Трое из них – Р. Оуэн, Н. Г. Чернышевский, М. И. Туган-Барановский в той или иной степени обращались к теории социализма, а В. Леонтьев критически относился ко многим ее аспектам будучи сторонником конкретно-математического анализа. Это положение фиксируется соответствующей записью: 1 г).

Аналогичные записи следует делать по пункту 2 и 3.

 

Второе задание построено на необходимости упорядочить смысловые значения левой и правой колонок – привести в соответствие имена исследователей (или школ) с тем, какие выводы, идеи они содержат.

Например: 1. Фридмен М. – представитель монетаризма. Поэтому в письменном виде следует записать: 1 и). Имя Монкретьена А. неразрывно связано с его работой – «Политическая экономия». Поэтому правильной записью будет- 7 в) и т.д.

В третьем задании необходимо:

1) дать определение указанной теории (школы);

2) сформулировать ее главные выводы и предмет исследования;

3) назвать представителей указанной теории (школы).

 

Вариант 1

 

Задание I

1. а) Р. Оуэн, б) Н. Г. Чернышевский, в) М. И. Туган-Барановский, г) В. Леонтьев.

2. а) У. Джевонс, б) К. Менгер, в)Дж. С. Милль, г) Дж. Б. Кларк.

3. а) А. Смит, б) Е. Бём-Баверк, в) К. Маркс, г) В. И. Ленин.

Задание II

Фридмен М. а) Идея мультипкликатора
Ранний меркантилизм б) Гипотеза жизненного цикла
Смит А. в) «Политическая экономия»
Кан Р. Ф. г) Функциональный социализм
Кейнс Дж. М. д) Организационно - производственное направление русской экономической мысли
Модильяни Ф. е) Теория длинных волн
Монкретьен А. ж) Инвестиционный мультипликатор
Адлер-Карлссон Г. з) Система денежного баланса
Кондратьев Н. Д. и) Монетаризм
Чаянов А. В. к) Теория абсолютных издержек в международной торговле

 

Задание III

Английская классическая политическая экономия

Вариант 2

 

Задание I

1. а) Б. Гильдебранд, б) Г. Шмоллер, в) Л. Брентано, г) К. Бюхер.

2. а) Дж. М. Кейнс, б) Дж. Робинсон, в) А. Маршалл, г) Г. К. Мюрдаль.

3. а) В. Петти, б) П. Буагильбер, в) Ф.Кенэ, г) А. Тюрго.

 

Задание II

1. Коуз Р. а) Теория сравнительных издержек в международной торговле
2. Поздний меркантилизм Б) Гипотеза постоянного дохода
3. Рикардо Д. В) Теория общественного выбора
4. Фридмен М. Г) «Национальная экономия»
5. Лист Ф. д) Эластичность спроса и предложения по цене
6. Маршалл А. Е) «Дорога к рабству»
7. Бьюкенен Дж. Ж) Теория праздного класса»
8. Хайек Ф. З) «Предельная полезность»
9. Веблен Т. и) Экономическая теория прав собственности
10. Визер Ф. К) Система торгового баланса

 

Задание III

Французская классическая политическая экономия (физиократы)

 

 

Приложение 2.

Рейтинговый контроль знаний

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.