Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям 1 страница




Раздел 4. Советский период в Российской истории. Современная Россия.

Методические указания по изучению разделов дисциплины

Контроль самостоятельной работы студентов

Контроль самостоятельной работы осуществляет преподаватель в аудитории в отведенные для этой цели часы. Формы проведения контроля определяются преподавателем. К ним относятся:

- собеседование;

- устный опрос;

- контрольная работа;

- проверка индивидуальных заданий;

- деловая игра;

- компьютерное тестирование;

- зачет по теме (разделу).

Результаты контроля самостоятельной работы учитываются для оценивания успеваемости студентов при текущем контроле. Большое значение для студента имеет самоконтроль. Важно не просто получить положительную оценку, но проявить полученные знания. На контрольных занятиях нужно оптимально организовать свою деятельность, правильно спланировать время. Например, рассчитать, сколько минут приходится на каждый вопрос теста при наличии какого-то количества вопросов и времени. Обязательно мобилизоваться, не отвлекаться на посторонние предметы. Ответ на вопрос не обязательно вспомнить, его можно логически вывести из имеющихся знаний.

 

2.1 Раздел 1. От Руси к России (IX – начало XVI вв.)

Сущность, формы и функции исторического знания. История (греч. historia) - рассказ о прошлыхсобытиях, повествование о том, что известно. Таково первоначальноезначение интересующего нас термина. С течением времени содержаниеэтого понятия расширилось. Изучение основ современного состоянияисторической науки – составная часть гуманитарного образованиястудентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений в человеческом обществе. Как писал Ключевский В.О.: «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отраслинаучного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия иуспехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии ирезультатах».

Корни исторических знаний уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых представителей научного знания - Геродота (481 - 425 гг. до н.э.), изложившего в своем труде «История» не только собранные им сведения об историческом прошлом различных народов, но и географическую, этнографическую, политическую информацию об Ойкумене (совокупности областей Земли, заселенных, по представлениям древних эллинов, людьми). Но Геродот лишь механически описал все, что было ему известно; его книгу нельзя назвать критической, в которой сопоставлялись бы источники информации, рассматривались различные точки зрения на, то или иное событие. Лишь с течением времени сформировалась специальная отрасль исторической науки – источниковедение, занимающаяся классификацией и изучением различных видов исторических источников. Именно на основе их всестороннего изучения мы можем судить о тех или иных сторонах развития человеческого общества.

История как наука многогранна. Она включает:

1 Изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история).

2 Исследование отдельных стран, регионов, континентов (история Европы, история Азии и Африки и т.д.).

3 Изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.).

4 Отрасль знания, находящуюся на стыке нескольких дисциплин – философию истории, которая призвана выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии человеческого общества. В советское время, при господстве марксистского понимания исторического процесса, существовала однозначная трактовка различных событий и явлений, на Западе же философии истории в ХХ веке уделялось особое внимание. Многие труды зарубежных мыслителей в этой области стали теперь общедоступными.

С историей также тесно связаны вспомогательные исторические дисциплины (источниковедение, историческая география, палеография, нумизматика, ономастика, геральдика, генеалогия и др.), без которых самонакопление исторического знания было бы невозможным. Сбор и анализ знаний относительно ранних этапов истории человечества, истории дописьменной, происходит благодаря таким наукам как археология и этнография.

История выполняет социальные, научно-познавательные и воспитательные функции.

Функция социальной памяти. Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформулировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…».

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. «Без знания истории, - писал В.О.Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…».

История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего Отечества, истории развития человечества.

История России как государства насчитывает чуть более тысячи лет. Если принять во внимание, что вид Homo sapiens (человек разумный) появился более 30 тыс. лет назад, то тысяча лет – это совсем небольшой отрезок времени. Однако за этот период Россия прошла крайне сложный, противоречивый и драматичный путь развития. Неоднократно менялись формы ее государственно-политического устройства, название государства, законы по которым это государство существовало. Можно утверждать, что в мире найдется немного государств, которым пришлось пережить так же много испытаний, как нашему Отечеству.

Но именно благодаря самобытности, противоречивости и драматизму пройденного исторического пути, Россия внесла уникальный вклад в развитие мировой цивилизации. Обращение к истории Руси, России помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда пришли, куда идем, во имя чего? Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

Научно-познавательная функция. Научно-познавательная функция - неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков из прошлого опыта. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?».

Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов общества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов.

В эпоху Просвещения в своей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дидро и Даламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминание о них мешает их повторению». Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа.

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. Образованный человек не может равнодушно относиться к страданиям людей, несправедливости, а также к героическим поступкам своих предков. Он не может не осуждать преступления, политику террора и насилия.

Историография. Особое место в изучении истории занимает историография. Историография - научная дисциплина, изучающая историю исторической науки, появление и накопление исторических знаний. Главная задача историографии - раскрытие закономерностей различных этапов исторического познания.

Типы цивилизаций в общественно-историческом процессе. Запад и Восток как мощные цивилизационно-формирующие центры. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть жизнь человечества в ее развитии и результатах. Человеческое общество выражается в разнообразных союзах людей, родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят один в другой, наконец, разрушаются, - возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.

Успехи людского общежития, приобретение культуры не являются результатом одного народа, а созданы совместными усилиями всех народов, постоянно взаимодействующих друг с другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не прерывались. Изучая историческое прошлое человечества, мы, прежде всего, выстраиваем хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны, и т.д. В развитии исторической общности людей также выделяются последовательные этапы: на физиологических основах кровной связи строилась первобытная семья, семьи образовывали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, в верховной власти и законе. В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государства и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо.

Признавая правомерность и логичность поступательного, формационного подхода, следует отметить, что развитие человеческой общности значительно богаче. Мировое сообщество представляет собой совокупность народов, живущих на различных уровнях развития производительных сил, культуры, даже в рамках одного государства. Возникает суждение о многомерности социальной действительности.

Следует учитывать цикличный характер временного измерения; сутки, времена года, цикл жизни человека от рождения к зрелости и смерти, смену поколений. История свидетельствует, что судьба многих народов также носит цикличный характер: становление, расцвет и гибель государств Древнего Востока, Древних Афин и Рима, исчезновение целых народов, таких как скифы, сарматы, шумеры, майя и др. С этой точки зрения исторический процесс – это смена целого рода цивилизаций, существовавших в различное время в различных регионах планеты.

Под цивилизацией понимается качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни того или иного народа или группы стран на определенном этапе развития.

Уровень материальной, духовной, социальной жизни, уровень достигнутого человеческим трудом и разумом называют также культурой. Поэтому некоторые историки определяют цивилизацию как уровень культуры. Так, В.О.Ключевский указывает: степень «выработки человека и человеческого общежития», «достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой или цивилизацией: признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляет содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры или цивилизации» На современном этапе общеисторического развития истории выделяют два основных типа цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная.

Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственны частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных рыночных отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее, чем в других районах мира складывание капиталистических отношений. В основе преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот тип цивилизации лежит, прежде всего, рационализм человека, а в основе вероучения бог-человек, Христос, спаситель и преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности человека.

Восточная сложилась на базе культуры Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразование окружающей действительности.

Суммируя оценки различных цивилизаций, можно сделать следующие выводы:

- цивилизация отдельной страны или народа носит характер частного;

- мировые цивилизации, западную и восточную можно отнести к особенному;

- общемировую цивилизацию с ее общими закономерностями и общечеловеческими ценностями можно рассматривать как общее.

Для исторической науки, таким образом, необходимым является непременное использование этих трех категорий. Это относится и к изучающим историю России. Процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед вопросом об итогах отечественной истории, о месте России в мировой цивилизации.

За свою более чем тысячелетнюю историю государство российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы. Как найти в истории России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Эти вопросы ставились давно. Можно выделить четыре точки зрения.

Первая точка зрения заключается в том, что Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. ХIХ в. русские историки и литераторы К.Д.Кавелин, Н.Г.Чернышевский, Б.И.Чичерин и др., получившие название «западников». Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.

Вторая – Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д.Тредголд, определяя принадлежность России к восточно-американской цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм – сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в ХV - XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.

Третья – Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные «славянофилами», такие как Н.Киреевский, С.Хомяков, К.Аксаков, Ю.Самарин, в 40-е гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, «славянский характер» русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви - франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается из самого себя. Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О.Ключевского, определялась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.

Четвертая – Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. ХХ века, опирались на географической положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе.

Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. Чтобы оценить место России в мировом цивилизационном процессе, необходимо проследить тот исторический путь, который прошло государство Российское.

Древние народы на территории России. Первые города в Северном Причерноморье возникли как результат греческой колонизации в конце VII – начале VI в. до н. э. Они распространяли свое политическое и экономическое влияние на прибрежную зону Черного и Азовского морей. Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами, основанными греками, были Ольвия и Херсонес на Крымском полуострове, а также Боспорское государство, распо­лагавшееся по обоим берегам Керченского пролива.

Ближайшими соседями Ольвии, Херсонеса и Боспора были скифские племена. Часть их занималась земледелием (на пло­дородных землях Крыма), другие – скотоводством (в степных районах), развитым было и ремесленное производство. В конце V – начале IV в. до н. э. у скифов произошло имущественное расслоение и образовалось государство, в котором власть царей передавалась по наследству.

Как в греческих городах-государствах, так и у скифов достаточно широко использовался труд рабов (ими становились преимущественно военнопленные). Однако он не имел решающего значения для развития экономики региона, главной производительной силой были свободные общинники.

Все перечисленные государства имели устойчивые экономические и политические связи, как между собой, так и с соседними странами, в первую очередь с Грецией, а позже – с Византией.

Государства Северного Причерноморья были одними из первых на территории нашей страны.

Восточные славяне в древности. Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами – реки Одер на западе, Днепр – на востоке, побережье Балтики – на севере, Карпаты – на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обоже­ствляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы – Перуна, скота - Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе кото­рой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI – VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (кня­зьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбо­ра дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия – крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Расселение восточных славян. Славяне в XV веке заселили Восточно-Европейскую равнину, Прикарпатье. Здесь были наиболее благоприятные условия для проживания: не очень холодный климат, плодородная земля.

Отсюда в течение VII -VIII вв. славяне расселились по линии Днепр-Волхов. По этой линии с севера на юг проходил великий торговый путь из «варяг в греки». Он сделался главным стержнем, вокруг которого шло объединение русских земель в единое государство. В IX – X вв. восточные славяне занимали уже обширные земли к западу и востоку от этой линии, западную часть Русской равнины от Черноморского побережья на юге до Финского залива и озера «Неве» (Ладожского) на севере. Здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, драговичей, северян, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Средние области Руси занимали тогда непроходимые дремучие леса, у которых приходилось отвоевывать участки для пашни. Примитивными орудиями труда, топором, мотыгой, бороной-суковаткой люди расчищали участок, обрабатывали землю. 2 – 3 года участок давал неплохой урожай, потом переходили на новый участок. Такая система называлась подсечным земледелием.

На юге, в степной полосе, использовалась другая система земледелия – «перелог», при котором участок использовали до тех пор, пока не истощался, потом переходили на другой участок. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, капусту, морковь, репу, огурцы. Славяне занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Разводили лошадей, свиней, коров.

Селились по берегам рек. Здесь возникали русские города: Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород-Великий, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов.

Общественно-политические формы организации восточных славян. До расселения славянских племен по Русской равнине они жили в формах первобытнообщинного строя. Славяне жили большими коллективами родственников – родами. Род имел общее имущество, его члены были равноправными. Свои дела решали на общем собрании – вече. Здесь из числа лучших выбирали старейшин и военных предводителей. Старейшина был верховным судьей, разбирал споры, определял наказание. Распространена была кровная месть. Несколько родов объединялись в племя, во главе которого стоял князь. Несколько племен составляли более крупные образования – межплеменные союзы.

Постепенно, с ростом производительных сил, шел процесс распада первобытнообщинного строя. Выделяются отдельные (парные) семьи, которые объединяются в соседскую общину. Ее владения делились на общественные и личные. Появление личной собственности привело к имущественному неравенству. Бывшая родоплеменная знать захватывала большие участки земли. Началось формирование феодального общества, антагонистических социальных групп: феодалов и попавших к ним в зависимость крестьян.

Образование древнерусского государства «Киевская Русь». Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

1) Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

2) Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г.Байер, А.Шлецер, Г.Миллер).

3) Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков). Варяги, скорее всего, сыграли роль ускорителя процесса образования Древнерусского государства. Они были приглашены в Новгород местными жителями в качестве наемной дружины, а затем захватили власть и использовали ее для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрикакняжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с « Повестью временных лет» Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. В IX в. сложились два крупнейших центра фор­мирования русской государственности — Новгород и Киев, между которыми шла напряженная борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Результатом похода новгородского князя Олега в 882 г. стало об­разование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Олег упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.).

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье – это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружи­ной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стаби­лизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав (сын Игоря и Ольги). Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю. Теперь перед страной стояла задача укрепления границ.

Государственное управление в Киевской Руси. Киевская Русь была раннефеодальным государством. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю. Он управлял государством при помощи военной дружины. В отдельных частях Руси правили местные князья, подвластные ему. Население облагалось данью. Вооруженные силы состояли из дружины великого князя, дружин местных князей, бояр и народного ополчения, которое набиралось в годы войны. Использовались и войска наемников. Имелся и флот, состоявший из судов, выдолбленных из дерева. В древнерусском государстве были еще сильны пережитки родового строя.

Основу хозяйственной жизни Древней Руси составляло земледелие, земля была главным богатством. Собственниками земли являлись князья, представители родовой знати (бояре), дружинники, а позже и церковь. Часть земель по-прежнему принадлежала свободным общинникам, которые вели свое хозяйство, имея необходимые орудия труда. Таких общинников называли смердами.

Это была самая многочисленная по составу группа крестьянского населения. Однако притеснения со стороны князя и бояр, дружинников и духовенства вели к разорению части смердов и изменению их социального статуса. Из числа разорившихся смердов формировались новые категории зависимого населения. Рядовичами называли малоимущих или разорившихся крестьян, заключив­ших договор (ряд) об условиях работы на господина. Договор был обязателен для выполнения обеими сторонами. Но у крестьянина было меньше возможностей выполнить его в полной мере В случае, если договорные условия им не выполнялись, рядович чаще всего становился полностью зависимым. (холопом). Неко­торые общинники порой обращались к богатым землевладельцам с просьбой одолжить на время инвентарь, рабочий скот, зерно для посева или другое имущество (купу). Таких людей называли закупами. Они были обязаны нести различные повинности в пользу заимодавца до полного возврата долга и процен­тов с него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.