Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7: Планирование деятельности предприятия




План

1. Теория оптимального объема выпуска продукции;

2. Производственная программа;

3. Способы расчета производственной мощности.

1. Теория оптимального объема выпуска продукции. Оптимальность предприятия по размеру зависит от избранного критерия. Обычно в качестве критерия принимается объем производства, что обеспечивает минимум себестоимости.

Под оптимальным размером предприятия понимается размер производства, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по выпуску продукции в установленные сроки с наилучшим значением выбранного критерия.

В качестве критерия оптимальности могут выступать: минимум приведенных затрат на производство и реализацию продукции, максимум прибыли, определенный уровень рентабельности, максимальный экологический или социальный эффект.

Минимально-допустимый размер производственной мощности должен обеспечивать:

- применение прогрессивной технологии;

- использование современных методов организации труда;

- достаточный уровень загрузки оборудования;

- необходимый уровень производительности труда и себестоимости продукции;

- быструю окупаемость инвестиций.

На предприятиях с массовым и крупносерийным производством минимально допустимый размер предприятия определяется по мощности ведущей группы оборудования.

На предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством:

- при широкой номенклатуре выпускаемой продукции - по пропускной способности ведущего комплекта технологического оборудования специализированного цеха, по каждому из основных цехов и по предприятию в целом.

- при выпуске однородной продукции – по пропускной способности ведущего цеха.

Увеличение производственной мощности приводит к улучшению технико-экономических показателей до определенных границ, после которых показатели остаются неизменными или ухудшаются. Это происходит под воздействием прямых и косвенных факторов.

Прямые факторы, оказывающие влияние на размер предприятия делятся на факторы внутрипроизводственные и внепроизводственные.

К внутрипроизводственным факторам относятся: мощности ведущих агрегатов, комплексность оборудования, прогрессивность технологии, уровень использования технологии, прогрессивность технологии.

К внепроизводственным факторам относятся: ограниченные сырьевые ресурсы и ограниченная потребность в готовой продукции, дополнительные вложения в смежные отрасли и транспортные затраты.

К косвенным факторам, влияющим на размер предприятия, относятся изменения структуры производства продукции и изменения в структуре потребления продукции предприятия и производства материальных ресурсов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на размер предприятия, является организационно-технический уровень производства, под которым понимается уровень организации труда и производства, техники и технологии.

Научно-технический прогресс неизбежно ведет к непрерывному росту минимально-допустимых и оптимальных размеров предприятия.

Для определения размера предприятия нет однозначного критерия, поэтому в мировой практике в качестве критерия размера предприятия используют показатели: численность занятых, стоимость основных производственных фондов, годовой объем выпуска продукции.

Считается, что для определения размера предприятия необходимо использовать комплексный критерий, включающий качественные и количественные показатели. Набор показателей для разных отраслей должен отражать отраслевую специфику. Отраслевая принадлежность относится к качественным критериям, а количественные критерии зависят от специфики отрасли. Отраслевые критерии размера предприятия приведены в таблице.

Необходимо различать размер (объем) производства и размер предприятия.

Размер производства всегда выражается количеством выпускаемой продукции в натуральном выражении, размер предприятия – это количество сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производственного использования на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда.

Оптимальный размер производства данной продукции зависит от конкретной рыночной ситуации, специализации производства, межпроизводственных связей и условий транспортировки, что предполагает для данной продукции наличие нескольких оптимумов: максимальный размер прибыли или рентабельности.

Оптимальный объем производства в рыночных условиях определяется на основе анализа спроса и предложения.

Определение оптимального объема производства неразрывно связано с понятием «безубыточный объем продаж».

Безубыточность – это такое состояние, при котором выручка только покрывает затраты и прибыль равна нулю.

Объем реализации соответствующий точке безубыточности, называется порогом рентабельности.

Безубыточный объем продаж может быть рассчитан в стоимостном выражении и в количестве единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы покрыть затраты на ее производство, после чего каждая единица продукции будет приносить прибыль.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (критической выручки) необходимо сумму постоянных расходов предприятия разделить на долю маржинальной прибыли в выручке.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности. Чем больше зона безопасности у предприятия, тем прочнее его финансовые позиции.

Для определения зоны безопасности (запаса финансовой прочности в процентах) используется формула:

Безубыточный объем продаж и зону безопасности можно найти графическим методом.

 

Рисунок 4 - Определение точки безубыточности

По горизонтали показывается объем производства продукции в натуральных единицах или в процентах использования производственной мощности, а по вертикали – затраты на производство (с их разделением на постоянные и переменные) и выручка от реализации. Пересечение прямой линии, отражающей зависимость между выпуском продукции и себестоимостью, и прямой линии выручки от реализации показывает критическую точку объема производства.

2. Производственная программа. Основная цель предприятий реализуется в процессе выполнения производственной программы.

Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления производственной программы должна положена реальная потребность в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном выражении.

Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия, как правило, разрабатывают производственную программу по расширенному ассортименту. Ассортимент — разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.

В ряде случаев объем производства определяется в единицах трудоемкости (нормо-часы).

Наконец, если охарактеризовать объем производства продукции в натуральных и условно-натуральных единицах измерения в силу ее особых свойств невозможно, то применяется оценка объема продукции в денежном выражении.

В целом выбор единиц измерения зависит от характера продукции, объемов ее производства и характера потребления.

Правильное определение единиц измерения, в которых устанавливается план выпуска продукции в натуральном выражении, является весьма сложной и важной задачей. С одной стороны, выбираемая единица измерения должна характеризовать массу потребительной стоимости, поступающей в хозяйственный оборот, а с другой — стимулировать выпуск действительно необходимой обществу продукции.

На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой, реализованной продукции. Товарная продукция является основным показателем произвед­енной программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде. В объем товарной продукции включаются:

- стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

- стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны;

- стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону; стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;

- стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;

- стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и ор­ганизаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции планируется в действующих и сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах ха­рактеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

Реализованная продукция — это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле

РП = ТП + ОН - ОК,

где РП — объем реализованной продукции по плану, руб.;

ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;

ОН — остатки нереализованной продукции на начало планового пе­риода, руб.;

ОК — остатки нереализованной продукции на коней планового пе­риода, руб.

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: готовая продукция на складе, в том числе отгруженные то­вары, документы по которым не переданы в банк; товары отгру­женные, не оплаченные покупателем в срок или срок оплаты которых не наступил; товары на ответственном хранении у покупателя.

Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих ценах и используется для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.

На первый взгляд, кажется, что между товарной и реализованной продукцией нет существенной разницы, ибо по своему составу они одинаковы. На самом деле это не так. Товарная продукция — это изделия и продукция, изготовленные в соответствии со стандартами или техническими условиями, принятые отделом технического контроля, снабженные соответствующими документами, удостове­ряющими их качество, и сданные на склад готовой продукции предприятия-изготовителя. Для включения этой продукции в объем реализации необходимо отгрузить ее заказчику, который должен перечислить плату за нее на счет предприятия-изготовителя. Следо­вательно, товарной называется продукция, подготовленная к передаче в хозяйственный оборот, а реализованной — продукция, уже находящаяся в хозяйственном обороте.

В отличие от товарной продукции показатель объема реализованной продукции более полно характеризует степень участия от­раслей и предприятий в процессе расширенного производства. Факт реализации свидетельствует о том, что данная продукция действительно нужна обществу для удовлетворения его потребностей. При этом очень важно, чтобы выполнение плана по реализации продукции сопровождалось выполнением заданий по ее выпуску в натуральном выражении.

Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.

Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный оценочный показатель дея­тельности предприятия, в объем которого включаются не только готовые изделия, но и незавершенное производство и изменение остатков полуфабрикатов.

Незавершенное производство — незаконченная производством продукция в одних цехах предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предпри­ятия (производства). Так, на предприятиях машиностроения, лесной и других в ее состав не включали незавершенное производство и полуфабрикаты из-за сравнительно небольшого их объема. В этом случае валовая и товарная продукции совпадают по составу, а раз­личие может быть только в ценах.

Валовая продукция определяется как сумма товарной продук­ции и разности остатков незавершенного производства (инструмен­та, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:

ВП = ТП + Нн - Нк,

где ВП — объем валовой продукции по плану, руб.;

ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;

НН, НК— стоимость остатков незавершенного производства на на­чало и конец планового периода, руб.

Чистая продукция — стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства составляет произведен­ный национальный доход. По стоимости она включает необходи­мый и прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной платы с отчислением на социаль­ные нужды, а прибавочному — сумма прибыли.

Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и сопоставимых ценах.

Чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре (ассортименту) продукции, произведенной предпри­ятием, называется нормативной чистой, а если в ее составе учиты­ваются и амортизационные отчисления — условно чистой.

3. Способы расчета производственной мощности. Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассор­тименте с учетом оптимального использования наличного обору­дования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.

Экономическое обоснование производственной мощности — важнейший инструмент планирования промышленного производства. Иными словами, это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.

Производственная мощность рассчитывается по ведущим производственным цехам, участкам и оборудованию с учетом сложившейся кооперации и мероприятий по ликвидации «узких мест».

Под «узким местом» понимается несоответствие мощности отдельных цехов, участков, групп оборудования минимальной мощности соответствующего подразделения, участка или группы обо­рудования. Коэффициент сопряженности рассчитывается по формуле:

где Кс — коэффициент сопряженности; M1 и М2 — мощность ведущих цехов и участков, ед.; Ру —удельный расход продукции первой операции (цеха, участка) для выработки продукции второй, шт., т, и т.п.

Расчет производственной мощности ведется также по всем производственным подразделениям промышленного предприятия начиная с низшего производственного звена к высшему, т. е. от станка к группе взаимозаменяемого оборудования, далее к участку, от участка к цеху основного производства, от цеха к предприятию в целом.

Производственная мощность ведущих подразделений определяется по формуле:

где ПМ — производственная мощность подразделения (цеха, участка); n — количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.; Нт — часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.; Ф — фонд времени работы оборудования, часов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.