Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции




Философия марксизма начала распространятся в странах Европы еще при жизни К. Маркса. Однако основоположники марксизма предупреждали, что миропонимание К. Маркса – это не доктрина, а метод. Оно дает не готовые догмы, а основные ориентиры для дальнейшего развития и метод для исследования. Кроме того, философия марксизма отличается от учений его последователей (И. Дицген, К. Каутский, Ф. Меринг, П. Лафарг, А. Лабриола – Запад; Г. Плеха­нов, В. Ленин, Н. Бердяев, И. Сталин и многие другие – Россия). К. Маркс, ознакомившись с марксизмом во Франции, сказал П. Ла­фаргу: “Ясно одно, что сам я не марксист”. Ф. Энгельс увидел в русском марксизме “окаменелую догму”, тексты из Нового Завета.

Одним из крупнейших пропагандистов и последователей философии марксизма был В. Ленин (1870–1924). Отдавая должное теории К. Маркса, он признает, что не рассматривает еекак нечто законченное и неприкосновенное, а, напротив, считает, что она заложила краеугольные камни науки об обществе, человеке, о преобразовании мира; указывает, что для русских социалистов особенно необходима самостоятельная разработка учения К. Маркса, потому что теория дает лишь общие руководящие положения, но необходимо учитывать социальные реалии и специфику российской действительности.

Одна из особенностей существования философии марксизма – борьба за чистоту, благодаря которой она достигла всемирного триумфа. Однако здесь и заключается источник ее трагедии: плодотворное творчество, обогащаемое марксистами Запада, Г. Плехановым, В. Лениным, постепенно стало прерогативой отдельных лидеров российского марксизма. Плюрализм изгонялся из философии марксизма, а сама теория все более превращалась в набор догм, цитатничества, комментаторства, оказавшись изолированной от мировой философской мысли.

Такое отношение к марксизму характерно для деятельности И. Сталина (1879–1953). В условиях культа личности И. Сталина философское творчество сводилось нередко к пересказу и комментированию примитивных представлений о законах, категориях и чертах диалектики, к возвеличиванию всего советского и отрицанию буржуазной культуры. После смерти И. Сталина начинается обновление духовной атмосферы в стране и в том числе в философии.

В 60–70-е гг. ХХ в. в Украине появляются труды В. Шинка­рука, М. Злотиной, Е. Осичнюка и других украинских философов.

Особая роль в развитии философской мысли в Украине принадлежит П. Копнину (1922–1971), директору Института философии АН УССР. В Институте философии сформировался крупный центр по разработке новых направлений в философии. Сюда входили П. Коп­нин, М. Попович, С. Крымский, И. Бычко и др. Успехом в развитии отечественной истории философии стало создание пятитомной “Философской энциклопедии”.

Но догматизм не был полностью преодолен, поскольку этому мешала административно-командная система.

Конец XX в. ознаменовался теоретическим и практическим кризисом марксизма. Человечеству еще предстоит философски осмыслить кризис и исторический опыт марксистского движения. Марксизм основан на диалектике, и к нему следует относиться диалектически. Есть ошибочные, устаревшие положения, но есть и непреходящие ценности.

Известный современный американский философ Дж. Лоунер отмечает, что истинный марксизм не уничтожен. Марксизм подлинный следует развивать, например как руководство по преодолению углубляющихся проблем современности.

Западный обществовед Дж. Белбрей не менее категоричен: “Откровенно говоря, считаю Маркса слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам”.

Э. Фромм (1900–1980) – социолог, психолог и психоаналитик – показал огромную разницу между взглядами К. Маркса и воззрениями коммунистов тоталитарного толка. “Маркс не был ни фанатиком, ни оппортунистом, он представляет самый цвет западного гуманизма: он был человеком бескомпромиссного чувства правды, проникая мыслью до самой сущности реальной жизни, он никогда не позволял себе обмануться фальшивой оболочкой, он был человеком, свободным от тщеславия и жажды власти. Это была целостная личность, озабоченная судьбами человечества и наделенная несокрушимой самоотверженностью и мужеством. Он представлял западную философскую традицию в самых лучших ее чертах: и главная из них – безграничная вера в разум и прогресс”.

Первый президент Чехии постсоветского времени В. Гавел сказал честно: “Мы все – часть коммунизма, мы все голосовали за коммунистов, они получали в большинстве случаев 99,99%. А теперь люди лебезят перед дебольшевизаторами. Те, кто действительно работал против коммунистов, не испытывают потребности свести счеты”.

Истина, по словам Ф. Бэкона, является дочерью Времени, а не Авторитета, потому История рассудит сторонников и противников марксизма. Как сказал Н. Кармазин, “Хладный пепел мертвых не имеет заступников, кроме нашей совести”.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое категорический императив И. Канта?

2. Как понимать выражение И. Канта – “вещь в себе”?

3. Каковы, по И. Канту, три основных вопроса разума?

4. Что такое абсолютная идея у Г. Гегеля?

5. Что такое антиномии?

6. Как И.Г. Фихте трактует соотношение “Я” и “не-Я”?

7. Как в философии Ф. Шеллинга согласуется субъективное и объективное?

8. О необходимости какой особой новой религии говорит Л. Фейербах?

9. В чем заключается антропологическая философия?

10. Как надо понимать высказывание Ф. Энгельса о Л. Фейербахе: “материалист внизу, но идеалист вверху”?

11. Каковы три основные части марксизма?

12. В чем заключается творческий характер философии марксизма?

13. Каковы теоретические источники философии марксизма?

14. Какова роль трех великих открытий 30–50-х гг. XIX в. в формировании диалектического материализма?

15. Каковы исторические и социально-политические условия и предпосылки возникновения марксистской философии?

16. Что означают слова Ф. Энгельса: “Л. Фейербах был материалист внизу, но идеалист вверху”?

17. Как вы понимаете 11-й тезис К. Маркса о Л. Фейербахе: “Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”?

18. Что и почему В. Ленин назвал “живой душой марксизма”?

19. В чем вы видите основные достоинства философии К. Маркса?

20. Какие положения марксовой теории можно отнести к ее недостаткам?

21. Какова историческая судьба марксизма?

 

Литература

1. Антология мировой философии. – Т. 3. – М., 1970.

2. Асмус В.Ф. Эммануил Кант. – М., 1970.

3. Бур М. Фихте. – М., 1965.

4. Дворцов А.Т. Гегель. – М., 1972.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 1989.

6. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

7. Мир философии. – Т. I. – М., 1991.

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 21. – М.; 1972.

9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

10. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

11. Ильин В.В. История философии. – С.Пб., 2005.

12. Бердяев Н.А. Классический марксизм и марксизм русский. (Источники и смысл русского коммунизма). – М., 1990.

13. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.

14. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

15. История философии: Учебник для высшей школы. – Харьков, 2002.

16. Краткая история философии. – М., 1997.

17. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. – Т. 13.

18. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 3.

19. Марксизм: Pro et contra. – М., 1992.

20. Марксистская теория человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии XIX в. – М., 1995.

21. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – М., 1992.

22. Философское сознание: драматизм обновлений. – М., 1991.

23. Философия. – М., 2002.

24. Філософська і соціологічна думка. – К., 1990–1997.

25. Щерба С.П. Філософія. – К., 2003.

26. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 21.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.