Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая трансформации или производственных возможностей человека




Б. Технологический выбор в любом обществе

Ошибочное построение доказательства — ошибка, проистекающая из предположения, будто то, что верно для части, верно также и для целого.

Следующее явление часто наблюдается в экономической области: кажущееся правильным для индивидуума не всегда верно для общества в целом; и наоборот — представляющееся верным для общества вполне оказывается ошибочным для отдельного его члена. Никакого толка не будет, если все зрители на параде встанут на цыпочки, чтобы лучше видеть. Однако приподнимись кто-то из зрителей один — и он от этого только выиграет. В экономической области подобных примеров масса. Проверьте, какие из вышеприведенных 7 примеров можно отнести к ошибочному построению доказательства. Хотя с гораздо большей пользой для себя вы могли бы поискать новые аналогичные примеры.

Итак, нами рассмотрено основное положение экономической теории, гласящее, что определяющее влияние на выбор между относительно редкими товарами оказывает ограниченность совокупных ресурсов. Использование простейших арифметических примеров и графических диаграмм убедительно его подтверждает. Для тех, кто занимается экономической теорией, известна роль важных наглядных пособий, облегчающих усвоение многих ее разделов и представленных в виде диаграмм и графиков. Ваш труд будет вознагражден в будущем, если с самого начала вы сумеете уделить им внимание и понять их.

Итак, возьмем хозяйство с определенной численностью занятых в нем работников, располагающих определенной суммой технологических знаний, определенным количеством фабрик и орудий труда, владеющих землей, имеющих свою долю гидроэнергии и природных богатств. Решая задачу, что и как производить, это хозяйство рассматривает целесообразность в производстве самых различных товаров распределения между ними имеющихся в его распоряжении ресурсов. Например, сколько земли отвести под пастбище и сколько засеять пшеницей? На каких фабриках наладить производство шпилек для волос? И какое количество квалифицированного труда может быть занято на машиностроительных предприятиях?

Несомненна сложность подобных проблем как при принятии какого-либо решения, так и при их обсуждении. В этой связи и требуется поставить вопрос в более простом виде. Допустим, что мы ограничиваем наше производство лишь двумя экономическими благами (видами экономических благ). Широко известен в этой связи пример производства пушек и масла. То есть речь идет о традиционном выборе между военным и гражданским производством. В то же время подобный ход универсален. Так, при увеличении по решению правительства ресурсов, выделяемых на строительство общественных дорог, уменьшается их объем для частных строек, увеличение потребления продовольствия ведет к уменьшению производства одежды, вообще увеличение потребления обществом приводит к сокращению производства машин и товаров производственного назначения, что, в свою очередь, в перспективе приведет к сокращению производства потребительских товаров.

Однако возьмем наш пример с пушками и маслом. Итак, допустим, что на производство масла (гражданских товаров) направлены все ресурсы. В то же время масло можно производить до какого-то максимального количества в год, так как это зависит от количества и качества ресурсов, эффективности применяемой в хозяйстве технологии. Итак, максимальное количество масла в нашем примере — это 5 млн. фунтов. Большее невозможно из-за ресурсов и уровня технологии.

Другой крайностью могло бы стать использование для производства пушек всех 100% имеющихся ресурсов. При этом максимально можно было бы выпустить15 тысяч пушек определенного образца.

Безусловно, при наличии других вариантов данный пример выглядит крайностью по своему содержанию. То есть при сокращении некоторого количества изготовляемого масла появляется возможность сделать также и некоторое количество пушек. В табл. 2-1 и показаны две крайности — А и F, где А — это исключительное использование всех ресурсов для производства масла, а F — для их направления в военную отрасль. Точки Е, D, С, В показывают данные о возрастающем производстве масла вместо пушек. Таким образом, масло как бы “трансформируется”, разумеется не буквально, а как показатель переброски ресурсов от одного вида продукции к другому, в пушки.

Гораздо нагляднее эти варианты производства возможно проиллюстрировать графиком производственных возможностей или производственной трансформации, в котором на горизонтальной оси откладывается количество масла, по вертикальной — количество пушек (см. рис. 2).

В результате мы можем от цифровой таблицы перейти непосредственно к графику. Для этого отложим 5 единиц масла вправо и 0 пушек по вертикали, в результате чего получаем точку Е. Откладывая 0 единиц масла вправо и 15 пушек вверх, отмечаем точку А.

Возможно, используя меньшие, нежели миллионы и тысячи единиц измерения, заполнить все промежутки между нанесенными на графике точками и получить, соединив их, кривую производственных возможностей (рис. 3).

Таблица 2-1. Полное использование ограниченных ресурсов означает, что общество должно выбирать: производить ли ему больше маслаили больше пушек

Возможности Пушки, тыс. штук Масло, млн. фунтов
A    
B    
C    
D    
E    
F    

Альтернативные возможности производства масла и пушек. Экономические ресурсы возможно направить на выпуск пушек вместо масла.

Из всех приведенных ниже рисунков можно вывести следующее существенное обстоятельство:

Для производства одного товара экономика полной занятости всегда вынуждена поступиться производством другого товара. Разумеется, здесь содержится возможность перевода некоторых ресурсов с производства одного товара на выпуск другого; та же сталь может быть использована для производства пушек и для строительства сельскохозяйственных машин в области маслопромышленности.

Таким образом, законом жизни в экономике полной занятости является замещение. Перечень для общества альтернативных возможностей выбора и представлен кривой производственных возможностей (трансформации).

Табл. 2-1 возможно дать в виде рис. 1:

Масло, млн. фунтов Пушки, тыс. штук

Рис. 1. Альтернативные возможности производства. Ресурсы на производство дополнительного количества пушек определяются издержками в производстве определенного количества масла то есть производится только лишь 2 млн. фунтов масли и тыс. пушек. При вводе неиспользуемых ресурсов появляется возможность сделать больше и пушек и масла. В таком случае мы перемещаемся в точки D или Е и получаем большее количество как пушек, так и масла.

Именно это обстоятельство помогает ответить на вопрос о различиях исторического опыта США, Англии и России во времена второй мировой войны 1939-1945 гг. Каким образом начиная с 1940 г. США смогли превратиться в “арсенал демократии” и одновременно достигли наивысшего жизненного уровня по сравнению с прошлым?

Это произошло в основном за счет использования материальных и людских ресурсов, не использовавшихся ранее. Германия, с другой стороны, начала подготовку к войне еще в 1933 г., т.е. за шесть лет до ее начала. Подготовке к войне предшествовал период массовой безработицы, которая по своей остроте и дала возможность Гитлеру получить голоса и обеспечить ему мирный приход к власти. При этом почти все расширение производства за счет пуска ранее остановленных заводов было ориентировано не на рост гражданского потребления, а на военную продукцию. И третьим примером может стать Советский Союз после начала второй мировой войны. Общество уже находилось непосредственно на довольно низкой кривой производственных возможностей, которой почти не предшествовала безработица. И русские не имели практически выбора, кроме как перейти с гражданского производства на военное, что и привело к ограничению удовлетворения ряда потребностей населения.

Приведенная выше кривая производственных возможностей составлена с учетом фиксированного количества ресурсов и данного уровня технологического развития. Чтобы уяснить это поставим два вопроса. Первый: как поведет себя кривая производственных возможностей при условии возрастания в течение ряда лет населения и численности рабочей силы страны? Второй: как она будет выглядеть после технологических усовершенствований и технических открытий инженеров и ученых в области производства пушек и маслопромышленности? Совершенно ясно, что в обоих случаях мы будем наблюдать сдвиг кривой производственных возможностей, направленный вовне. В данном случае появляются возможности расширения производства и пушек и масла. Что и подтверждает человеческий опыт предшествующих столетий экономической истории (Рассчитайте и вычертите на рис. 3 новую кривую, иллюстрирующую рост производительности.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 78; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.