КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типовые подходы к принятию решений
ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Для типологии и классификации управленческих решений выбираются различные основания (признаки, критерии). 1. По своей сущности - т.е. целенаправленности, социальной значимости, масштабу управляющего воздействия на общество, его различных сфер, решения можно охарактеризовать какполитические (политико-управленческие) и административные (административно-управленческие). 1. Политические решения -общезначимы, касаются судеб, интересов многих людей; в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие разной силой влияния; они всегда коллективны; направлены на сближение ценностей, задач, целей и средств; основываются на обсуждении различных альтернатив. Виды политико-управленческих решений: - общеполитические правовые решения (Конституция и законы, принимаемые законодательным органом государственной власти и имеющие первичное и общеобязательное значение для всех иных решений и действий; программные документы Президента, Правительства, решения высших органов государственной власти); - административно-политические решения (акты федеральных и региональных отраслевых и функциональных органов управления); - решения представительных органов местного самоуправления. С их помощью регулируется жизнедеятельность местного сообщества, решаются вопросы экономического, социального и культурного развития муниципального образования, обеспечивается выполнение актов государственных органов власти. 2. Административно-управленческие решения целесообразно разделить на две группы: - внутриорганизационные решения - связаны только с организацией работы непосредственно в аппаратах органов государственного управления. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т.д.
- публичные решения - обеспечивают взаимодействие с внешней средой, определяют основные направления госуправленческой деятельности. Анализируя типы организационных культур современных фирм, можно выделить пять основных методологических подходов к принятию решений: 1) традиционный;2) системный;3) ситуационный;4) социально-этический;5) стабилизационный. Традиционный подход. Его особенностью является... отсутствие каких-либо особенностей. Основанные на нем методы управления и принятия решений, приемлемы практически для любых компаний. Тем не менее, в большей степени, традиционный подход характерен для организаций, склонных к бюрократическому стилю работы. В основе традиционного подхода лежит сравнение проблемы (или задачи) со сходными проблемами (задачами), имевшими место либо внутри фирмы, либо в похожих организациях. Он заключается в сравнении (по критерию эффективности) вариантов решения, выявленных в ходе анализа прошлого опыта. Однако на практике, руководители, склонные к такому подходу, как правило, не затрудняют себя глубоким анализом и верификацией решений. К достоинствам традиционного алгоритма можно отнести дешевизну и малые затраты времени. Однако существенными недостатками являются отсутствие гибкости и игнорирование инновационных решений. Системный подход. В основе этого подхода лежит внимание руководства на вопросах взаимовлияния и взаимной обусловленности частей и подразделений организации, как элементов (подсистем) сложной открытой социально-экономической системы. С точки зрения системного подхода эффективность управления определяется величиной синергетического эффекта. Синергетический эффект — это появление у системы нового свойства или заметный прирост эффективности ее функционирования, который возникает за счет правильного объединения элементов системы. Основное отличие состоит в том, что критерием эффективности решения считается максимум эффективности работы организации в целом (как системы).
Ситуационный подход. Базовым принципом ситуационного подхода является отсутствие универсальных принципов управления. Ситуационное управление заставляет руководителя подходить к проблеме принятия решений с позиции детального анализа сложившейся ситуации, ее идентификации и определения наиболее вероятных последствий от применения в этой ситуации известных способов управления.Отличительной особенностью ситуационного алгоритма принятия решений (рис. 22.3 ) является этап прогнозирования последствий управленческих воздействий на развитие сложившейся ситуации, а не на организацию как систему. Социально-этический подход. Этот подход заставляет руководителя принимать организационные решения, которые в наименьшей степени наносят ущерб сферам деятельности организации, ответственным за сохранение благоприятного социально-этического климата внутри фирмы и ее имиджа. Поскольку, как известно, ни одно решение не может благоприятно сказываться на деятельности абсолютно всех частей организации, то одним из наиболее распространенных методов при социально-этическом подходе является разработка компенсирующих решений, призванных максимально «смягчить» наносимый ущерб. Социально-этический подход тесно связан с такими понятиями, как социальная и правовая защита работников, социальная ответственность и этика бизнеса, защита прав потребителя, безопасность условий труда и т.п. Отличительной особенностью принятия решения, построенного на основе этого подхода, является оценка допустимости последствий каждого из вариантов решения. Варианты, приводящие к не допустимым последствиям, исключаются из рассмотрения. Второй особенностью является контроль изменения параметров недопустимого состояния объекта по выбранному социально-этическому критерию в ходе реализации решения. Стабилизационный подход.
Данный подход направлен на поддержании заданной устойчивости бизнес-процессов и гибкости фирмы по отношению к внешней среде. Противоположность предпринимательскому стилю разработки решений (который, кстати, может находить выражение через системный, ситуационный и иные подходы) не означает ущербность и «отсталость» приростной концепции. Для ряда предприятий стабилизационный подход является наиболее приемлемым. ТИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕШЕНИЙ: · интуитивные решения (выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен, при полном отсутствии сознательного взвешивания «за» и «против» по каждой альтернативе, нет необходимости даже в понимании проблемной ситуации); · решения, основанные на суждениях (выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом, при этом логика принятия не очевидна, главное, чтобы аналогичное решение принесло успех в прошлом при сходных обстоятельствах). · Рациональные – обусловленные объективным анализом, основанным на расчете. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение, рациональность.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |