Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Болтушкин В.В.




Учебное пособие

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

 

Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС

 

 

Уфа – 2010

УДК 908 (470.57)

ББК 26 89 (2 Рос. Баш.)

Б 79

 

Рецензенты:

Матвеева Л.Д., д-р ист. наук, профессор

Уфимской государственной академии экономики и сервиса;

Галин Р.А. ведущий научный сотрудник, профессор

Башкирской академии государственной службы и управления

при Президенте РБ

 

 

Краеведение: Учебное пособие / В.В. Болтушкин. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 92 с.

ISBN 978-5-88469-423-1

 

 

Включает программу курса «Краеведение», тематику и планы практических занятий, примерную тематику курсовых работ, методические указания по выполнению курсовой работы, вопросы подготовки к экзамену, краткий курс лекций, вопросы для самопроверки, сводный список литературы и источников.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм и по направлению подготовки бакалавров 100200.62 Туризм.

 

 

ISBN 978-5-88469-423-1 © Болтушкин В.В., 2010

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие-----------------------------------------------------------------------4

 

Программа лекционного курса------------------------------------------------7

 

Тематика и планы практических занятий----------------------------------15

 

Примерная тематика курсовых работ--------------------------------------26

 

Методические указания по выполнению курсовой работы------------28

 

Вопросы для подготовки к экзамену---------------------------------------30

 

Краткий курс лекций ----------------------------------------------------------33

 

Вопросы для самопроверки---------------------------------------------------81

 

Список литературы-------------------------------------------------------------84

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Краеведение» в учебном плане специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм и по направлению подготовки бакалавров 100200.62 Туризм входит в блок дисциплин специализации и изучается студентами всех форм обучения. По краеведческой тематике студенты выполняют и защищают курсовые работы. Изучение предмета завершается экзаменом. Кроме того, знания по дисциплине проверяются при сдаче комплексного государственного экзамена.

Государственный стандарт подготовки специалистов для сферы туризма ориентирует на глубокие и многосторонние профессиональные знания, важной частью которых является краеведение. Как специфическая наука и учебный предмет оно требует особенно внимательного и ответственного отношения, поскольку относится к дисциплинам, непосредственно формирующим специалиста. Очевидно, что по-настоящему профессиональная деятельность в сфере туризма просто невозможна без всесторонних знаний о крае, где предстоит работать организатору этой отрасли.

Указанную задачу призвано решать краеведение. Являясь комплексной наукой, оно дает разнообразные и обширные сведения о той или иной конкретной территории – ее природных условиях, истории, начиная с древнейших эпох, населении, социально-экономическом и культурном развитии, национальной специфике, а также роли и месте в жизни страны. А это, в свою очередь, выступает непременной предпосылкой организации всех основных направлений туризма – природно-экологического, спортивно-оздоровительного, культурно-исторического, этнографического, рекреационного и других.

Особый интерес представляет системное краеведческое изучение такого уникального региона, каким является Башкортостан, расположенный на границе двух частей света, на стыке нескольких древних культур, имеющий ряд контрастных природных зон и множество достопримечательностей, накопивший богатейшие традиции. Причем с профессиональных позиций пристальное внимание должно быть уделено именно разнообразию и особенностям природы, климата, ландшафтов, флоры и фауны, а также памятников истории и культуры местного многонационального населения. Важно знать, что великолепная природа нашего края славится не только своим эстетическим воздействием, но и обладает целебными ресурсами, помогающими людям возвратить здоровье, восстановить силы.

Использование таких богатейших возможностей как раз и предусматривается республиканской целевой программой развития, прежде всего, внутреннего туризма. Ее основу составляет одобренный Правительством РБ проект «Золотое кольцо Башкортостана», разработанный кафедрой туризма и гостеприимства УГАЭС и реализуемый с 2002 г. при ее активном участии. В зоне проекта расположены наиболее привлекательные краеведческие объекты туризма.

Здесь находится основная часть особо охраняемых природных территорий республики (заповедники, национальные парки, заказники) и др., уникальные памятники природы. Семь туристических комплексов, которые, дополняя друг друга, и составляют «Золотое кольцо Башкортостана», позволяют использовать для развития отрасли все многообразие природных и историко-культурных достопримечательностей Южного Урала. Учитывая это, указанный проект постановлением Правительства РБ утвержден как приоритетная инновационная программа с финансированием из республиканского бюджета.

Отметим, что формирование у студентов целостного, объемного представления о родном крае, перспективах его развития чрезвычайно важно не только для чисто профессиональной специализации. Оно имеет и глубокое интеллектуально-познавательное и воспитательное значение, ибо краеведение само по себе – воспитывающая наука. Курс краеведения в высшей школе призван способствовать нравственному, эстетическому и экологическому развитию студентов, формированию их мировоззрения.

Изучение краеведения предусматривает соответствующий лекционный курс, проведение практических занятий и, как указывалось, написание курсовой работы. Кроме того, наглядное и конкретное освоение краеведческого материала предполагает учебные посещения музеев, тематические экскурсии по г. Уфе (история застройки; памятники архитектуры; памятники монументального искусства), ознакомительную практику в заповедниках, на туристских маршрутах республики. Знакомясь с предлагаемой учебной программой по краеведению, следует иметь в виду, что она, во избежание дублирования, составлена с учетом тех знаний, которые студенты уже получили, изучая актуальные проблемы истории Башкортостана, историю культуры Башкортостана и другие.

По итогам изучения дисциплины студент должен знать теоретические основы краеведения, его научные принципы и различные направления, главные объекты и источники изучения родного края, краеведческое движение и его формы, а на этой методологической базе – всесторонние краеведческие характеристики Башкортостана.

Студент должен уверенно ориентироваться в специальной литературе, краеведческой библиографии для самостоятельного поиска необходимой информации, реализовать полученные знания о крае в организации и расширении сервисной деятельности, прежде всего внутреннего туризма, умело использовать огромный воспитательный потенциал краеведения.

Настоящая разработка включает: программу лекционного курса; планы практических занятий с рекомендуемым минимумом литературы по каждой теме; тесты для самопроверки; примерную тематику курсовых работ и методические указания по их выполнению; контрольные вопросы, которые ориентируют на оптимальную подготовку к экзамену, краткий курс лекций, список литературы, дифференцированный по содержанию изданий.

Все эти материалы имеют целью помочь студенту правильно организовать эффективную самостоятельную работу и получить необходимые краеведческие знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.