Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для бакалавров

ВОПРОСЫ к зачету

Для бакалавров

1. Понятие «риторика» и его развитие в произведениях известных специалистов по теории риторики. Риторика – наука об убеждении.

2. Судебное и политическое красноречие Античного мира.

3. Диалектика Сократа и ее значение для развития риторики как науки.

4. Риторические приемы Аристотеля и Демосфена.

5. Красноречие в республиканском Риме и Римской империи.

6. Судебные выступления Лисия и Цицерона.

7. Риторический идеал. Античный риторический идеал, древнерусский и современный.

8. Развитие риторических традиций в России.

9. Проблемы периодизации русской риторики.

10. Риторическое наследие М.В.Ломоносова.

11. Вклад Н.Ф. Кошанского в разработку проблем общей риторики.

12. Кризис русской риторики в середине 19 века. В.Г.Белинский – «злой гений риторики».

13. Основные классификации красноречия. Роды и виды (жанры) красноречия.

14. Специфические особенности судебного красноречия.

15. Российское судебное красноречие второй половины XIX века.

16. Характеристика идеального защитника и обвинителя в работах А.Ф. Кони.

17. Особенности судебного красноречия Ф.Н. Плевако.

18. Нравственные основы судебной речи.

19. Обвинительная и защитительная речь.

20. Этапы подготовки речи (риторический канон).

21. Использование этапов подготовки речи современными юристами.

22. Риторический канон: инвенция и диспозиция. Структура прямой и обратной хрии.

23. Риторический канон: элокуция, запоминание произнесение. Риторические тропы и фигуры.

24. Аргументация: специфика понимания в рамках риторики.

25. Основные различия между корректной (лояльной) и некорректной (нелояльной) аргументацией.

26. Основные требования к говорящему. Основные требования к слушающему.

27. Правила рефлексивного и нерефлексивного слушания.

28. Законы и принципы современной общей риторики.

29. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли.

30. Приемы убеждения слушателей и воздействия на аудиторию.

31. Невербальные средства судебного оратора.

32. Особенности имиджа современного судебного оратора.

33. Кинесические особенности этикетного невербального общения в суде (жесты, мимика и т.д.).

34. Основы техники речи судебного оратора. Основные характеристики голоса. Артикуляционные и фонационные упражнения.

35. Структура публичного выступления и подготовка к нему.

 

 

ЗАДАНИЕ к зачету

 

1. Составьте публичную речь на произвольно выбранную тему (из предлагаемых или подобранных самостоятельно).

Предлагаемые темы

1) Смертная казнь: за или против?

2) Суд присяжных – прошлое или будущее суда?

3) Эвтаназия: за или против?

4) Клептомания – болезнь или преступление?

5) Эффективен ли детектор лжи?

6) Телевидение: полезное или вредное времяпрепровождение?

7) Боевики для подростков – «хорошее» или «плохое» кино?

8) Легкое ли это ли чтение – детективы?

9) Нужно ли высшее образование в наше время?

10) Судья: призвание, профессия или хобби?

11) Служба в армии: долг или честь?

12) «Властвовать собою»: наука или природный дар?

 

Обратите внимание: ни на один вопрос нельзя ответить однозначно. Это требование должно быть соблюдено и при формулировке вами собственной темы речи. Раскрыта же тема должна быть с четко прослеживаемой точкой зрения оратора на проблему.

2. Оформите текст публичной речи на листах с полями не менее 5 см с обеих сторон.

3. Составьте партитуру произнесения речи с расстановкой наиболее значимых пауз, интонаций, ключевых слов, логических и психологических ударений. Выделите ораторские приемы.

4. Подчеркните в тексте речи тезис (Т) и аргументы (А1, А2,… Аn).

5. На полях слева обозначьте: моя роль – …, моя аудитория – …, цель речи – …

6. На полях справа постройте структуру аргументации, показав соотношения тезисов и аргументов между собой.

7. Подготовьте речь для публичного выступления

Рекомендации:

1. Отрепетируйте речь, выучив несколько начальных фраз наизусть.

2. Продумайте выбор одежды и ее цветового решения для выступления.

3. Продумайте, какие вопросы вам могут быть заданы слушателями, и подготовьте ответы на них.

4. Подготовьте 2-3 цитаты, афоризма или интересного примера по теме выступления на случай, если понадобится «взять паузу».

5. Подготовьте свои вопросы слушателям.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РИТОРИКЕ

I. Выберите текст для риторического анализа (речь судебного оратора, политического деятеля, нобелевскую лекцию и т.д. – на выбор).

II. Сделайте риторический анализ текста по схеме:

 

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, род красноречия (общественно-политическое, судебное, академическое, социально-бытовое, богословско-церковное).

2. Вид речи (лекция, речь на митинге и пр.)

3. Характеристика содержания: рассказ о событиях, текст закона и пр.

4. Анализ дискурса: ситуация из жизни; события до и, возможно, после; кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и т. д.;

5. Что (было, должно стать) известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада.

6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентирована речь?

7. Анализ на соответствие коммуникативным требованиям.

Особенно тщательно анализируются:

а) композиция речи, сюжетные линии;

б) этикетные формулы, обращения;

в) соблюдение норм культуры речи;

г) аргументация (основной тезис, соотношение рациональной и эмоциональной аргументации, последовательность аргументов);

д) средства выразительности (фигуры, тропы, фразеологию, афоризмы и пр.);

8. Анализ ораторских приемов (приемов “живой речи”);

9. Прогноз (анализ) восприятия речи, степени ее воздействия на слушателей.

10. Перечень ожидаемых вопросов (с ответами).

11. Ответ на три вопроса:

1) что хотел сказать?

2) что сказал?

3) что сказал ненамеренно?

 

Обратите внимание: при подробном риторическом анализе может наблюдаться пересечение и повтор искомых величин, что легко объясняется спецификой речевого общения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы к дифференцированному зачету по ОБЖ | Вопросы к зачету по риторике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 97; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.