Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том Дж. Коннелли




 

Вопрос представляет собой одну из логических форм. Он включает в себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Нельзя задать вопрос, не имея представления о предмете обсуждения, так же как и для того, чтобы ответить на вопрос, нужна компетентность, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

 

Умение правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом помогает достичь лучшего взаимопонимания в деловой коммуникации. Задавать вопросы – еще один способ углубить понимание и таким образом пробудить осознанность. Профессиональные менеджеры знают, как с помощью вопросов быстро и точно получить информацию. Русская поговорка гласит: «Кто спрашивает, тот и ведет». Не умеющий задавать вопросы партнер заставляет своих собеседников угадывать его намерения и ожидания, ведь грамотно заданные вопросы позволяют направлять беседу, переговоры в нужное русло. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

 

Значение вопросов при деловом взаимодействии:

 

· вопрос – удобная форма побуждения («Вы могли бы…?»);

 

· с помощью вопросов привлекается внимание партнеров;

 

· вопросы несут определенную информацию (вопрос «Где вы храните свои деньги?» предполагает, что спрашивающий знает, что у партнера есть деньги, а следовательно, и есть место, где они хранятся);

 

· с помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);

 

· сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение человека к теме вопроса и к задавшему вопрос;

 

· вопросы помогают разговорить партнера;

 

· правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;

 

· вопросы создают основу для доверительных отношений.

 

Виды вопросов:

· информационные – для сбора необходимых сведений;

 

· контрольные – для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью;

 

· для ориентации – придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения;

 

· подтверждающие – чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения;

 

· ознакомительные – для ознакомления с целями, мнением партнера;

 

· однополюсные – повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;

 

· встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию;

 

· альтернативные – предоставляют возможность выбора;

 

· направляющие – если партнер уклоняется от темы;

 

· провокационные – с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию;

 

· вступительные – позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера;

 

· заключающие – для подведения итогов делового взаимодействия.

Закрытые вопросы – ведущие (наводящие) вопросы, на которые можно ответить очень коротко. Кроме вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет», прямыми являются и вопросы типа «сколько?» и «что именно?».

Открытые вопросы – часто начинаются со слов «что», «почему», «как». Они выявляют ключевые факты в ситуации. Но в деловой ситуации партнеры, как правило, не любят отвечать на вопрос «почему»?

 

 

Вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?» очень полезны для пробуждения осознанности. Есть еще два существенных вопроса: «Как?» и «Сколько?».

 

Вопрос «Что?» или, еще лучше, «Что именно?», «Что конкретно?» полезен, когда собеседник употребляет слово, которое вам прежде не встречалось или которое можно по-разному толковать.

 

1). А. – На этот раз мы решили заказать воблеры.

 

Б. – Что такое «воблер»?

 

2). А. – В этой компании я не получаю абсолютно никакого признания?

 

Б. – Что вы имеете в виду, говоря «признание»?

 

А. – Чтобы меня хотя бы изредка немного хвалили.

 

Вопрос «Кто?» имеет смысл задавать, когда человек использует местоимение (он, она, они), а вы не уверены, что знаете, кого он имеет в виду.

 

А. – Он сказал ей, что они должны сделать это вместе.

 

Б. – Давайте уточним. Кто именно сказал? И что они должны сделать?

 

Вопросы «Где?» и «Когда?» дают конкретное указание времени и места.

 

1). А. – Я совсем застрял с этим докладом.

 

Б. – В какой части доклада вам стало трудно?

 

А. – С основной частью все было в порядке, но выводы никак не получается сделать.

 

2). А. - Я скоро поговорю с Головиным.

 

Б. – Когда конкретно.

 

А. – Завтра в двенадцать, перед совещанием.

 

«Как?» - очень полезный вопрос. Он всегда используется с глаголами и дает возможность быстро получить информацию высокого качества.

 

А. – Мне надо научиться лучше управлять своей командой.

 

Б. – Как именно вы собираетесь учиться?

 

А. – Еще не знаю. Надо понаблюдать за другими, почитать книги…

В ответ на такой казалось бы простой вопрос собеседник практически разрабатывает план действий.

 

Вопрос «Сколько?» добавляет ясности и пробуждает осознанность в тех случаях, когда речь идет о количестве, размере или масштабе.

 

1). А. – Мы почти наверняка выйдем за пределы продаж.

 

Б. – На сколько?

 

2). А. – Я серьезно обеспокоен новой стратегией, которую вчера предложил Денис.

 

Б. – На сколько обеспокоен, если считать по десятибалльной шкале?

 

А. – Хороший вопрос. Наверное, на 3 – 4 балла.

 

Б. – Так стоит ли нам обсуждать это сейчас?

 

А. – Нет. Важнее обговорить сегодняшнее собрание директоров. Все ли готово?

 

Вопрос «Почему?» чаще всего вызывает выяснение причин или оправдания, которые не способствуют пробуждению осознанности. Ведь он может означать очень много: «В чем заключается ваша цель?», «Какие у вас основания?», даже осуждающий «Ну почему же так?». Поэтому лучше задавать более конкретные вопросы: «Чего вы хотите этим добиться?», «Какие причины стоят за вашим решением?», «Что здесь для вас особенно важно?».

 

На начальной стадии таких видов деловой коммуникации, как переговоры и торги, целесообразно вести беседу таким образом, чтобы говорил партнер, а для этого его нужно побуждать к разговору. «Заставить» партнера говорить о своих намерениях, потребностях и проблемах можно с помощью специальных вопросов. Например: о его мнениях; о фактах в его работе; наводящие, связанные одновременно с его бизнесом, деятельностью и выдвигаемыми затем инициативами; вопрос о согласии «Хотели бы вы иметь такие преимущества?», поддерживающий участие партнера в беседе и формирующий у него благоприятный взгляд на предложение. Если ответ «Нет», то тогда можно задать вопрос-объяснение «Почему?», выявляющий скрытые возражения. Если нет уверенности в том, что партнер согласен на сделку, то задается суммирующий вопрос-мнение «Вот все выгоды… Что вы думаете по этому поводу?». Если все равно нет уверенности, то задается вопрос, связанный с поиском ориентиров, «Какие преимущества вас интересуют в большей степени?», «Могли бы вы перечислить ваши предложения?». После выяснения можно поставить вопрос-заявление «Если я докажу, что это преимущество весомо, то вы примете предложение?». Если вы слышите ответ «Нет», то можно задать вопрос о скрытом препятствии «Может быть, есть еще какие-то причины?». Таким образом, вы собираете информацию, позволяющую корректировать принимаемые решения.

 

Как правильно отвечать на вопросы?

 

Для того чтобы не попасть в сложную ситуацию, следует хорошо знать предполагаемого партнера по общению, его интересы, уровень компетентности. Намерения и ожидания в случае грамотного прогноза отвечать на вопросы будет не только интересно, но и приятно.

 

1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).

 

2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.

 

3. Если вопрос труден по содержанию, то:

 

а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;

 

б) повторите вопрос так, как вы его поняли;

 

в) попросите несколько минут на размышление;

 

г) приведите аналогичный пример из собственного опыта.

 

4. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера.

 

5. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы на него ответить через некоторое время.

 

6. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.

 

Как быть с некорректными вопросами?

Некорректный вопрос – это а) вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны; б) вопрос, задевающий интимную сферу вашей жизни; в) вопрос, оскорбляющий достоинство вашей личности; г) плохо сформулированный вопрос.

 

Уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос:

· ответом вопрос на вопрос;

 

· переадресовка, отправление к более компетентному лицу;

 

· игнорирование;

 

· перевод разговора на другую тему;

 

· «срочное дело»;

 

· демонстрация полного непонимания ситуации;

 

· негативная оценка самого вопроса;

 

· юмор, ирония, сарказм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.