Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение команды

 

В 1970-х гг. Мередит Белбин (R. Meredith Belbin) с коллегами разра­ботали теорию построения команды, которая предполагает, что не­которые типы индивидуумов не могут продуктивно работать в од­ной команде. Белбин утверждает, что все люди обладают различ­ными психологическими характеристиками, которые заставляют их принимать на себя конкретные роли в процессе работы, и что над­лежащее комбинирование индивидуумов, склонных к различным рабочим ролям есть существенное условие для создания хорошо сбалансированной команды. Они выделили девять командных ро­лей, каждая из которых должна выполняться успешно работающей командой.

1. Координатор. Координатор — это индивидуум, обладающий властным характером, устойчивым менталитетом, экстраверт;

это идеальный руководитель. Человек, уверенный в себе, зре­лый, хороший оратор и слушатель; он мастер четких формули­ровок проблем, способен к принятию командных решений. К со­жалению, прочие участники группы могут воспринимать коор­динатора как манипулятора и человека, стремящегося избежать выполнения конкретной работы.

2. Командный игрок. Это также ментально стабильная и экстравертная личность, но не склонная к доминированию. Команд­ный игрок восприимчив, способен выделять проблемы и созда­вать гармонию в группе. Однако он, как правило, избегает лю­бой конфронтации и проявляет тенденцию к нерешительности.

3. Специалист. Специалист — это преданный делу профессионал, источник технических знаний и навыков. Он может принадле­жать к любому типу личности.

4. Генератор идей. Это основной источник конструктивности ко­манды и возникающих в ней идей. хотя эта личность может и не быть хорошим коммуникатором. Генераторы идей, как пра­вило, наделены богатым воображением, на основе которого они решают проблемы. Это интеллигент, интроверт и домини­рующая личность.

5. Модельер. Данный тип личности характеризуется динамично­стью, он превосходит других по чувствительности, это — экст­раверт, доминирующий характер, сильно напряженный, взвин­ченный. Модельер ориентирован на решение задачи (делает упор на поиск решения), любит аргументированные споры и дискуссии, умеет оказывать давление; он преодолеет все пре­пятствия, хотя, может быть, поступаясь интересами других членов команды.

6. Завершатель. Завершатель — это застенчивый скромный интроверт, который неохотно передает полномочия, склонный к чрезмерному беспокойству. Сила подобного типа личности за­ключается в ее усердии, высокой сознательности, честности и в постоянно присутствующей настойчивости.

7. Исполнитель. Исполнитель — это практичный, стабильный (ус­тойчивый) и управляемый работник, способный претворять идеи в конкретные практические действия. Исполнитель дис­циплинирован и надежен, правда, при этом не склонен к гиб­кости и имеет твердые взгляды.

8. Анализатор-оценщик. Это, скорее, критическая личность, неже­ли творец; он устойчив, интеллигентен, интровертен и спосо­бен к глубокому анализу проблемы. Подобным людям не хва­тает теплоты, и они редко способны вдохновлять других, одна­ко их выводы и оценки обычно бывают верными.

9. Исследователь новых возможностей. Это позитивно настроенная и наделенная энтузиазмом личность, которая выходит за преде­лы команды, исследует новые возможности, отслеживает ин­формацию. Это доминирующий экстраверт, склонный к излиш­нему оптимизму, который нередко теряет интерес к новому проекту, как только проходит его первоначальный энтузиазм.

выделили восемь основных ролей в рамках команды.

1. Творец-инноватор — собирает новые идеи и экспериментирует с ними.

2. Исследователь-стимулятор — изыскивает новые возможности и информирует о них других членов команды.

3. Оценщик-разработчик — проверяет применимость и целесооб­разность различных предлагаемых идей.

4. Разработчик-организатор — разрабатывает и внедряет новые методы и способы работы.

5. Практик-производитель — наиболее опытный и квалифициро­ванный специалист по действующим операционным системам и установленной практике работы.

6. Контролер-инспектор — осуществляет проверку и аудит систем.

7. Хранитель-метролог — следит за соблюдением принятых норм и стандартов.

8. Докладчик-советник — тот, кто собирает и распространяет ин­формацию.

Относительную потребность в выполнении различных ролей в пределах одной команды оценивали при помощи TWI, вопросника, содержащего 64 пункта. Персональные предпочтения потенциаль­ных работников команды, которые должны были выполнять кон­кретный вид работы, оценивали при помощи индекса TMI, кото­рый категоризирует людей по четырем основным типам.

1. Экстраверт/интроверт;

2. Практик/творец;

3. Аналитик/доверяющий. Человек с аналитическим складом ума привык использовать при принятии решений объективные критерии, тогда как противоположный тип личности придает больше значения своим личным взглядам и принципам.

4. Структурный/гибкий. Некоторые «структурные» личности ак­куратны, хорошо организованны, точны, они предпочитают быстро принимать решения. «Гибкий» индивидуум предпочи­тает долгие раздумья над проблемой, он никогда не придет к окончательному решению, не собрав и не взвесив всю необхо­димую и относящуюся к делу информацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вознаграждение | Практические методы мотивации работников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.