Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. рынок услуг: спрос, предложение, конкуренция

При изучении данной темы студенты должны обладать знаниями микроэкономики. Иметь представление об основных экономических категориях: спрос, предложение, рынок, конку-

ренция и ее виды. Иметь представление о потребительском рын-

ке услуг и особенностях спроса на отдельные виды услуг.

При рассмотрении данного вопроса необходимо выделить следующие особенности спроса и предложения на услуги:

1. Спрос на услуги не может удовлетворяться вне процесса их предоставления.

2. Удовлетворение спроса на услуги, то есть прода-

жа последних – это фактически продажа самого процесса труда.

3. Спрос на услуги представляет собой спрос на кон- кретную потребительную стоимость в определённое время, в кон- кретном месте или направлении.

4. Спрос на услуги возникает непосредственно одно- временно с приобретением какого либо товара, использование и обслуживание которого потребует в будущем потребления кон- кретных услуг определённого объёма.

5. Спрос на услуги всегда индивидуален, предшест-

вует их производству, имеет местный характер, практически не-

взаимозаменяем.

6. Потребление услуг, в отличие от потребления ма- териальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов (развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, обществен- ного питания и др.).

7. Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) определяет на- личие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.

8. Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапли- вать, хранить услуги порождает необходимость регулирования тарифами интенсивности спроса во времени через гибкое цено- образование, дифференцированное ценообразование, использо- вание механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на ус- луги связи по времени суток и дням недели).

 

9. Дифференциацией тарифов невозможно полно- стью сгладить колебания интенсивности спроса на них во време- ни. Это порождает необходимость для организаций сферы услуг нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также осуществлять затраты на меры по смещению спроса на внепиковое время. Уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически нико- гда не совпадают. При обосновании тарифа должна заклады- ваться большая из величин прямых затрат.

10. В сфере услуг своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занима- ет вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных организаций. В принципе, можно оценить качество услуг по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонту помещений до их приобретения. Организации долгое время работающие на рынке этих услуг имеют возможность познакомить клиентов с ре- зультатами подобных услуг, оказанных ранее. Но оценить качест- во услуг организаций, предлагающих менее вещественные услу- ги, можно только после их получения. Поэтому организации, предлагающие подобные услуги обладают большей свободой в ценообразовании. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения (услуги органи- заций культуры, здравоохранения, образования). Это является причиной следующей особенности ценообразования в сфере ус- луг.

11. Цена рассматривается покупателем как символ качества.

12. Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев есте-

ственной монополии. При наличии естественной монополии воз-

никает необходимость государственного регулирования рынка соответствующих услуг. Естественная монополия может возник- нуть и в связи с ограниченностью рынка, когда экономически не- выгодно создавать дополнительные предприятия. Данная харак- теристика не носит всеобщий характер и значительно изменяется в последние десятилетия.

Помимо этого студенты должны знать характеристику предложения на рынке услуг и формирование кривой предложе- ния и ее виды и помнить, что для исследования предложения на рынке услуг нужно определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость коли-

 

чества услуг, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данную услугу, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности по- ставщика, остаются неизменными.

Обучающиеся должны понимать, что под собой подразу- мевает понятие «нормальная прибыль производителя услуг». Нормальная прибыль – это минимальный доход, который должны получать фирмы, чтобы остаться в этом бизнесе, т.е. данная прибыль является важнейшим условием выживания фирмы и считается обязательными расходами, которая несет каждая фирма.

Студентам необходимо понимать принцип взаимодействия спроса и предложения на рынке услуг.

Также студенты должны различать виды монополии, хорошо разбираться в теории конкуренции, понимать причины монопольного поведения фирмы и монополистической конкуренций, а также антимонопольной политики государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Непроизводственная сфера и ее место в рыночной экономике. предмет и задачи курса | Тема 4. основы организации бизнеса на рынке услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.