Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение феодальной земельной собственности

Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах

С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно в Среднем Поднепровье и вокруг Новгоро­да земли всё чаще оказывались в частном владении. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю, постепенно попали в зависимость от зем­левладельца. За то, что они живут на землях, которые князь объявил своими, смердов привлекали к различ­ным работам в его хозяйстве. Так возникла их позе­мельная зависимость от господина.

На Руси, как и в других странах Европы, был соз­дан княжеский домен (владение) — комплекс земель, населённых зависимыми от главы государства людь­ми. Появление подобных владений знаменовало на­ступление на Руси новых порядков.

К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений бояр и дружинни­ков. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право со­бирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе за службу великому князю. Такой порядок назывался кормлением. Позднее в разряд кормлений перешли и некоторые города. Вассалы ве­ликого князя передавали часть таких кормлений сво­им слугам и вассалам из числа собственной дружины.

Позднее кормления заменили передачей великим князем своим вассалам населённых земель на правах собственности. В таких земельных владениях, назы­вавшихся вотчиной или отчиной (от слова «отец»)
и находившихся в наследственном владении, возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принад­лежало великому князю. Он мог пожаловать, а мог и отнять эту землю. В свою очередь, крупные зе­мельные собственники также стали передавать часть земель во владение своим дружинникам, с тем чтобы у них были средства к существованию и возможность приобрести воинское снаряжение.

В Западной Европе участки земель, передаваемые за службу одним земельным собственником другому, называли феодом (от латинского слова «феодум» — «владение»). Система такой многоступенчатой зе­мельной зависимости называлась феодальной систе­мой, а владельцы земель, населённых крестьянами, или городов, населённых ремесленниками и другими жителями, — феодалами. Со второй половины XI в. такая система стала складываться и на Руси. Феодально-зависимое население. Феодальное хозяй­ство, как правило крупное, имело ряд преимуществ. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьян­ское хозяйство отдельной семьи. В нём можно было лучше организовать обработку почвы, расчистку леса, строительство хозяйственных построек и мно­гое другое. Феодал в случае неурожаев, засухи, пожа­ров помогал своим крестьянам.



Таким образом, поборы, работа на господина, на­казание в случае её неисполнения — это была одна сторона дела. Поддержка и взаимопомощь — другая сторона.

Землевладельцы попадали в зависимость от феода­ла разными путями. Некоторые по различным причи­нам (неурожаи, голод, военные разорения, собствен­ная неспособность и лень) теряли своё хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых лю­дей. За денежный долг, помощь семенами или орудия­ми труда они должны были часть своего времени рабо­тать на господина. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином ряд (договор). Закупы брали у господина купу (долг) и не смели уйти, не вернув его. Наймиты нанимались работать за плату, пленники отрабатывали свой выкуп из неволи, а про- щенникам прощались их долги, но за это им полага­лось трудиться в церковных хозяйствах. Всё больше становилось в обществе холопов. Они полностью зави­сели от господ, прислуживали им в доме, исполняли различные сельские работы. От великой нужды обед­невший человек мог продать себя в холопы. Холопом становился и тот, кто женился на холопке, не огово­рив заранее своё право на свободу. Холопами станови­лись дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные чужеземцы. В отличие от рабов в античном мире, холопы имели некоторые права: они могли выступать свидетелями в суде, если не было других очевидцев преступления, их убийство кара­лось законом.

Войско. С созданием единого государства иным стало и русское войско. Его ядро состояло из старшей и младшей дружин, которыми командовал великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500—800 дружинников. Они были вооружены меча­ми, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги за­щищали их тела, а шишаки (изящные остроконечные шлемы) — головы.

Другой частью русского войска был полк, состояв­ший из воев — смердов и ремесленников. Они дели­лись в полку на десятки и сотни во главе с десятски­ми и сотскими. Полком командовал тысяцкий. Вой были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжё­лыми боевыми топорами и ножами. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый металли­ческими пластинами и толстой кожей.

Выступавшее в поход войско возглавлял князь, за ним двигались конная дружина и полк. Следом тя­нулся обоз с тяжёлым вооружением воинов и съест­ными припасами. Когда сторожа (разведка) доноси­ла, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою.

Сражение нередко начиналось с поединка богатырей. Ле­топись рассказывает, как на поединок с князем касогов (черкесов), богатырём Редедей, выехал тмутараканский
князь Мстислав. Во время поединка русский князь изне­мог под натиском силача Редеди и в молитвах обратился за помощью к Святой Богородице, поклявшись в случае успеха построить в Тмутаракани храм в её честь. И тотчас победил. Мстислав выполнил обет, и в Тмутаракани был воздвигнут новый храм.

Во время боя чело (центр) русского войска состав­ляли пешие вой. Их задача состояла в том, чтобы дер­жать удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях (флангах) располагались конные дружины князей. Они наносили фланговые удары и окружали противника.

При штурмах вражеских крепостей использовались приспособления для пролома стен и ворот: тараны — огромные брёвна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колёса, а также камнестре- лы, прйступные лестницы, вежи (передвижные баш­ни), которые защищали от стрел.

Города и торговля. Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось 42 крупных городских центра. В Скандинавии её даже называли Гардарикой (стра­ной городов). В центре города находился детинец (кремль) с высокими стенами, которые сооружались из огромных деревянных коробов с землёй или гли­ной внутри. Перед стеной вырывали глубокий ров, наполненный водой. Перекидные мосты вели к воро­там города, сделанным из толстых дубовых досок и обитым железом.

Внутри кремля располагались палаты князя, митро­полита или епископа, дворы крупных бояр, дружинни­ков. В центре кремля, на главной площади, возвышал­ся городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, здесь чинил суд и расправу. Сюда свозились дань и военная добыча, здесь собирались судебные и торговые пошлины.

Наконечник копья
Боевой топор. XII в.

За стенами кремля тянулись торговая площадь, ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, мно­гочисленные церкви. Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первую линию городских укреплений.


Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смо­ленск, Полоцк, Суздаль, Ростов, Ладога, Белоозеро, Владимир-Волынский, Червен, Перемышль, Тмута­ракань и многие другие города были княжескими ре­зиденциями, крупными торговыми пунктами, силь­ными крепостями, религиозными и культурными центрами. В них расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, возводились замечательные архитектурные сооружения. Эти горо­да имели долгую историю и явились основой силы, мощи и престижа Древней Руси.

С течением веков набирала силу торговля. В XI — XII вв. в русских городах купечество составляло за­метную часть населения. Богатых купцов, которые ве­ли зарубежную торговлю, называли гостями. Много было купцов, торговавших по Руси, а также мелких торговцев-разносчиков. Зарождались купеческие объ­единения со своими уставами и денежными фондами.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах появились дворы иноземных купцов. Сущест­вовали целые районы, где проживали торговцы из Ха-


 

Киев XI в. Макет

Новгород XI в. Великая улица. Реконструкция



 

 


зарии, Польши, Скандинавии, германских земель. Большие общины составляли еврейские и армянские купцы и ростовщики. В Киеве наряду с христиански­ми храмами была построена синагога. Немало было торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Персии, Хорезма. Русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя, Кракова, Буда­пешта, в Скандинавии, Прибалтике, в немецких зем­лях. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

Торговля объединяла Русь. Расчёты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в арабских дирхемах, в немецких талерах, в византийских золотых номис- мах. В северной глуши и на степном юге использовали в качестве денег меха и скот.

Церковь. В конце X — XI в. на Руси сложилась строй­ная система церковной жизни. Русская Православная Церковь была создана по образу и подобию византий­ской. Во главе её стоял митрополит Киевский. В крупных городах церковную власть осуществляли епископы, в Новгороде — архиепископ. Священники крупных храмов — соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в горо­дах и сёлах.

Бусы. Новгород. XII в.
Киевская гривна. XII—XIII вв.

Князья поддерживали Церковь материально, по­могали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами) и строить церкви. Передача
церквам десятой части всех великокняжеских дохо­дов была на этом пути первым шагом. Потом ЬСН-НЗЬЯ стали предоставлять священникам земельные владе­ния и наделять церковные организации частью сво­их прав на них и на населявших эти земли смер­дов-общинников.

Согласно правилам греческой Церкви, только кон­стантинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны руководи­телей церковной жизни — митрополитов. Когда же в 1040-е гг. между Русью и Византией вспыхнула вой­на, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополи­та-грека, и верховный церковный пост на Руси ока­зался свободным. В 1051 г. на митрополичью кафедру на совещании епископов при поддержке Ярослава Мудрого был избран впервые в истории Руси русский человек. Это был Иларион — очень образованный свя­щенник, большой знаток Священного Писания. На берегу Днепра, в горе Иларион выкопал неболь­шую печеру (пещеру) и проводил там долгое время в уединении, молитвах, раздумьях и посте. Люди на­зывали его праведником.

Крест-складень. Новгород. XII в.
Золотая пластина с изображением Богоматери. XII—XIII вв.

За два года до высокого назначения, в 1049 г., в хра­ме Святой Софии прозвучала замечательная речь Ила- риона. Он говорил о значении христианства и роли князей Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Ру­си. Речь его была проникнута заботой о счастье родной страны. Иларион сказал: «Эти князья не в худой и не­ведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». Монастыри. Пещера Илариона положила на Руси на­чало монастырям (от греческого слова «монастери- он» — «келья отшельника»). В маленьких комнатках одного дома или в скромных домиках, поставленных близко друг к другу, селились люди, посвящавшие себя служению Богу. Они назывались монахами и жили по разработанному ими уставу (особым пра­вилам). Братия трудилась сообща, общим имущест­вом заведовал келарь, трапеза (совместный обед) проходила в трапезной, казна находилась в руках казначея. Мужскими монастырями руководили вы-


бранные монахами игумены, женскими — игуменьи. Заботу о хозяйстве монахи-отшельники считали де­лом второстепенным. Главным для них была молит­ва, обращение к Богу.

Впоследствии к пещере Илариона пришёл ещё один монах — Антоний. Молва о его праведности ши­роко распространилась по Руси. К пещере Антония люди тянулись за благословением и советом.

Через какое-то время здесь поселился ещё один от­шельник — Феодосий. Так во второй половине XI в. возник Киево-Печерский монастырь, первым игуме­ном которого был Антоний.

Печерский монастырь рос и отстраивался. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Мо­настырь завёл собственное хозяйство, занимался тор­говлей и даже ростовщичеством. Ему принадлежали окружающие земли, подаренные великими князьями.

Со временем в Киеве, Новгороде и других городах Руси появились новые монастыри. При них создава­лись библиотеки, открывались школы, начиналось летописание.

Первые народные восстания на Руси. Первые крупные потрясения в обществе случились, когда Киев подчи­нял себе племена древлян, вятичей и радимичей. Эти типично племенные восстания тянули Русь назад,

Киево-Печерский монастырь. Современный вид


в догосударственное прошлое. Победы киевских кня­зей были закономерны и исторически оправданны.

Позднее племенная вражда утихла, но появились другие противоречия — религиозные. В 1024 г. в Суз­дальской земле вспыхнуло мощное восстание, кото­рое возглавили вятичские волхвы. Язычники подня­лись против христиан, беднота — против богатых. Эти две линии сплелись воедино.

Прошло несколько десятилетий, и в 1068 г. мощное народное восстание вновь потрясло Русскую землю. Долгими годами копившаяся ненависть бедноты к бога­тым людям, к верхушке общества вылилась в страшный бунт в Киеве. Пламя мятежей охватило Смоленск, Белоозеро, города Ростово-Суздальской земли, где, как и прежде, мятеж возглавили волхвы. Они призывали к расправам над богатыми. Были разграблены житни­цы и амбары. На северо-восток двинулась княжеская дружина. Волхвы были убиты, а восстание подавлено.

Во время мятежа в Новгороде в 1071 г. волхвы под­няли народ против архиепископа. Местная дружина по­пыталась его защитить. Весь город, кроме двора архи­епископа, оказался в руках восставших, которых с трудом удалось унять. Так в истории России началась война бедных с богатыми, низов народа с его верхами.

Лишь к 1072 г. был восстановлен порядок в стране. Трое старших сыновей Ярослава Мудрого понимали, что казнями народ не усмирить. По их инициативе в 1072 г. был разработан и на общем совещании кня­зей и бояр принят новый свод законов, т.к. Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени.

Русская Правда Ярославичей. После мятежей, наси­лий и самоуправств новый свод законов устанавливал порядок в стране, защищал собственность — дом, зе­мельные владения, имущество. Русской Правдой Ярославичей предусматривались суровые наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, нарушение ме­жевых знаков. За убийство высших должностных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеско­го старосты — 12 гривен. Штрафы устанавливались за кражу имущества, скота, домашней птицы, запашку чужой земли. Свод законов сурово карал за укрыва­тельство холопов.

Конечно, Русская Правда Ярославичей защищала прежде всего тех, кто обладал собственностью. Но в ней были и статьи, отстаивавшие право на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийст­во смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. На­казание назначалось за убийство княжеского коня (3 гривны) и за убийство коня смерда (2 гривны). Таким образом, смерд или холоп ценились всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Новые смуты на Руси. Порядок престолонаследия, ус­тановленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын — Изяслав Ярославич. Второй по старшинству, Свято­слав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод, — в по­граничном со степью Переяславле. В других городах сидели на престоле младшие сыновья. Все они, как это установил отец, подчинялись старшему брату.

Однако в 1073 г. прошёл слух, что Изяслав возна­мерился стать самовластцем, как отец. Святослав и Всеволод не желали подчиняться старшему брату и двинули дружины на Киев. Несколько лет продол­жалась междоусобица. Изяслав бежал в Польшу, по­том в Германию. А Русь в это время была разделена между его братьями.

Великим князем стал Святослав. Лишь после его смерти старший сын Ярослава Мудрого вернулся в Киев. Братья Ярославичи поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Всево­лод утвердился в Чернигове и предоставил Перея- славль в управление старшему сыну, Владимиру, ро­дившемуся в 1053 г. от византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха. С рожде­ния за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда — Мономах.

Олег, старший сын недавно умершего Святосла­ва, посчитал, что после смерти отца именно он дол­жен владеть родным Черниговом. Его поддержали братья Святославичи. Бежав из Чернигова в Тмута­ракань, Олег собрал в 1078 г. большую рать, при­
влёк на службу половцев и двинулся на родной го­род. Это был не первый случай привлечения рус­ским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси. Но Олег сделал половцев постоянными со­юзниками в борьбе с другими князьями. За помощь он позволял им грабить и жечь русские города, уво­дить людей в плен. За это его прозвали на Руси Оле­гом Гориславичем.

Олег Святославич. В 1078 г. Олег повёл на Русь объ­единённое русско-половецкое войско, желая за­хватить родной Чернигов. Всеволод Ярославич и Владимир Мономах бежали в Киев. Победители овладели Черниговом и, как сказано в летописи, земле Русской много зла сотворили, пролили кровь христианскую.

Общая опасность сблизила старших Ярославичей. Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Вла­димиром Мономахом выступили против Олега во гла­ве рати, собранной со всех русских земель.

Разграбление половцами русских земель. Миниатюра. XV в.

В упорном сражении на Нежатиной Ниве старшие князья одолели Олега, но великий князь Изяслав был убит во время битвы. Олег снова бежал на юг, укрыв­шись в Тмутаракани. Власть в Киеве взял единствен­ный из оставшихся в живых Ярославичей — Всеволод. Враги схватили Олега, увезли в Константинополь и там продали в рабство грекам. Олег женился на знат­ной гречанке, выкупился из плена и вместе с женой

 

вернулся в Тмутаракань, где отомстил обидчикам и ут­вердил свою власть. Все мечты его теперь были направ­лены на возвращение своей вотчины — Чернигова.

С 1078 г. половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом. Впервые ор­ды половцев появились на Руси в 1061 г. Их главные кочевья расположились в низовьях Дона и Днепра. Пора набегов обычно начиналась осенью, когда по­сле привольных летних пастбищ половецкие кони набирали силу.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Нередко нашествия половцев заканчивались неудачно, поскольку теперь Русь представляла собой государство с укреплёнными городами, сильной ар­мией, хорошей системой сторожевой службы. В итоге кочевники и Русь начали сосуществовать. Между ними велась оживлённая торговля, русские князья и половецкие ханы заключали династиче­ские браки. Но стоило ослабнуть великокняжеской власти или начаться распре между князьями, полов­цы совершали набеги на русские земли и грабили их.

1. Как была организована система управления страной в XI в.?

2. Какие изменения в хозяйстве Руси привели к возникнове­нию поземельной зависимости части населения от господина?

3. Каким образом кормления сменились вотчинами? Что пред­ставляла собой вотчина?

4. Что было общего и чем различались феодальные системы Руси и стран Западной Европы?

5. Охарактеризуйте существовавшие на Руси формы феодаль­ной зависимости населения.

6. Какие отношения сложились между государством и Церковью в X — XI вв.?

7. Что изменилось в положении Русской Православной Церк­ви, когда в 1051 г. митрополитом стал Иларион?

8. Какую роль в Древнерусском государстве играли монастыри?

Половецкая каменная баба. Фотография

9. Каким образом Русская Правда Ярославичей способствовала стабилизации положения в стране? В чём состоит её историчес­кое значение?



 

В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Му­дрого — Всеволод. В жизни Руси наступил новый этап — пора правления Ярославовых внуков. За ними ещё не было больших государственных дел, зато у них хватало честолюбия. И не нашлось рядом того, кто мог бы унять начинавшийся разброд между ними. Владимир Мономах. Среди правителей Руси конца XI — начала XII в. особое место занимал Владимир Всеволодович Мономах, правивший в 1113—1125 гг. Спокойный, умный и уравновешенный, он с юных лет показал себя смелым воином, талантливым полковод­цем и умелым дипломатом. При Ярославичах он кня­жил в разных городах Руси — Ростове, Владимире-Во- лынском, Смоленске, но больше всего в Переяславле, рядом с половецкой степью; на русско-польской гра­нице защищал Червенские города от поляков. Влади­мир Мономах был женат на дочери англосаксонского короля Гарольда.

Особенно прославился Владимир Мономах в борьбе с половцами в 1080-е гг. Его отец, великий князь Все­волод, поручил сыну оборону всей степной границы Руси. Владимир Мономах — первый русский князь, который бил кочевников на их территории. Это была новая военная тактика Руси.

К началу 1090-х гг. он стал самым влиятельным князем на Руси, не знавшим поражений на поле бра­ни. В народе Владимир Мономах слыл князем, не жа­левшим жизни ради обороны русских земель. И всё же формально он был лишь вторым князем на Руси. Его время ещё не наступило.

Монета времён Влади­мира Мономаха

В 1093 г. половцы, пользуясь трауром на Руси по случаю смерти великого князя Всеволода, предприняли поход на русские земли. Новому великому князю Святополку Изя- славичу хотелось показать свою силу, завоевать автори­тет. Он обратился за помощью к двоюродному брату — Владимиру Мономаху. Но осторожный князь посоветовал откупиться от половцев, поскольку считал, что Русь не го­
това к войне. Однако Святополк настоял на своём. Объе­динённые киевская, черниговская и переяславская рати выступили в поход.

Войска сошлись неподалёку от города Треполя, на берегу речки Стугны (притоке Днепра). В упорном сражении рус­ские дружины были разбиты. Во время переправы через реку утонул юный брат Владимира Ростислав. Это было первое и последнее поражение Мономаха.

В тот год половцы разграбили многие города и сёла Руси, увели сотни пленников. Это тяжёлое для стра­ны время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Черниговское княжество. Подойдя к Чернигову, за стенами которого с малым числом дружинников укрылся Мономах, Олег приказал жечь пригороды и близлежащие монастыри. Его союзники-половцы учинили грабёж по всей Черниговской земле. Дру­жинники Мономаха и верные ему жители отбили все штурмы неприятеля, но положение было безнадёж­ным. Мономах пошёл на переговоры: согласился ус­тупить Олегу его родовое гнездо Чернигов и возвра­титься в осиротевший после гибели Ростислава Переяславль.

Однако в 1096 г. князья отняли у Олега Чернигов и определили ему в удел лесной Муром. Пока Ж6 В Му­роме княжил сын Мономаха Изяслав. Поэтому Олега направили в Смоленск, к младшему брату. Так у мя­тежного князя вообще не оказалось удела.

Вскоре Олег бежал из Смоленска и направился к Мурому. Ему навстречу вышел сын Мономаха Изя­слав. В решающей битве Олег одолел дружину мало­опытного Изяслава, павшего в этом бою, взял Муром, покорил и другие города Северо-Восточной Руси.

Золотой амулет Владимира Мономаха
Половец. Реконструкция Г.В. Лебединской

Гибель сына потрясла Владимира. Он направил Оле­гу письмо, в котором молил не губить Русскую землю, призывал положить конец кровопролитию, обещал не мстить за сына. Мономах признавал, что во многом был не прав, указывая одновременно на несправедливости Олега. Двоюродный брат и на этот раз ответил отказом. И тогда в поход на Олега двинулось всё Мономахово племя. В решающей битве сыновья Владимира Моно­маха разбили дружину Олега. Они вынесли на поле боя
стяг отца, и воины Олега дрогнули, решив, что в сра­жение вступает сам не знающий поражений князь. Олег бежал и вскоре запросил мира, поклявшись на кресте, что выполнит требование князей. Любечский съезд. В 1097 г. русские князья, внуки Ярослава Мудрого, решили положить конец междо­усобицам и сплотить силы в борьбе с половцами. Ме­стом встречи был выбран родовой замок Мономаха в городе Любече. Замок стоял на холме и был хорошо укреплён. Его окружали ров и мощная стена со сто­рожевыми башнями. Святополк киевский, братья Олег и Давыд Святославичи, Владимир Мономах, Давыд Игоревич из Владимира-Волынского и его противник Василько Ростиславич из Теребовля и их ближайшие соратники сели за общий стол в громад­ной гриднице замка.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и раду­ются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет от­чиной своей», — решили князья.

За нарушение этого порядка князьям-отступни­кам грозили кары со стороны других князей. Таким образом, съезд ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями их вотчин. Это говорило о том, что единое государство начинало рас­падаться, потому что отныне даже киевский князь не смел вступить в чужие владения. В то же время съезд подтвердил, что киевский князь по-прежнему является главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев. Все они целовали крест, клянясь в верности достиг­нутому соглашению.

Причиной такой возросшей независимости рус­ских земель стало усиление их хозяйственной и воен­ной мощи, рост городов и городского населения. Чер­нигов, Переяславль, Смоленск, Новгород, Ростов и другие города не нуждались в защите со стороны центральной власти. У них были собственные дружи­ны, крепости, храмы, епископы, монастыри, сильное


Съезд князей. Художник С.В. Иванов

 

купечество, ремесленные слободы. Единственное, что ещё объединяло все русские земли, это страх перед половецкими нашествиями. За единство Руси высту­пала и Церковь.

Прошло несколько дней, и стало ясно, что никаки­ми угрозами и карами не унять князей, борющихся за передел земель, за власть и богатства. Участники со­вещания ещё не достигли своих городов, а из Киева пришла ужасная весть: Святополк Киевский и Да- выд Владимиро-Волынский схватили князя Василь­ка Теребовльского и ослепили его. Потом Василька увезли на Волынь во владения Давыда и бросили в темницу.

Это вызвало ярость остальных князей, в первую очередь Мономаха, сделавшего так много, чтобы со­брать князей в Любече. Объединённое княжеское вой­ско подступило к Киеву. Князья заставили Святопол­ка повиниться и присоединиться к ним в походе на Волынь против Давыда. Тот запросил пощады, выпу­стил ослеплённого Василька на свободу и вернул ему его владения.

Русский крестовый поход в степь в 1111 г. Смута на Ру­си усилила активность половецких орд. Князья попы­тались сплотить свои силы в борьбе с ними. В 1103 г.

они собрались со своими дружинами близ Долобского озера, чтобы организовать поход в степь. Наступила весна, самое удобное время для похода против степня­ков; их кони после зимы ещё не набрали силу на толь­ко что зазеленевших пастбищах.

Рачительный хозяин, Святополк предложил отложить по­ход, чтобы не отрывать смердов от весенних полевых ра­бот и не губить лошадей в походе. Его поддержали некото­рые князья и бояре. Конец спорам и колебаниям положил Владимир Мономах: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село его приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество. Так ло­шадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

Объединённое войско двинулось в путь. Русская рать настигла половецкие кочевья неподалёку от Азовского моря. Близ урочища Су тень она наголову разбила врага и пошла по половецким становищам, освобождая пленников и захватывая богатую добычу.

На три года после этого затихли половцы, а в 1106 г. их объединённое войско во главе с ханами Боняком и Шаруканом опять двинулось на Русь. На реке Хорол русская рать вновь разгромила половецкие силы.

В 1111 г. русские князья предприняли новый гран­диозный поход в степь, желая захватить Шарукань — главный город половцев. Чтобы обеспечить поддерж­ку некоторых половецких орд, Владимир Мономах и Олег незадолго перед этим побывали в их станови­щах, поднесли ханам дорогие подарки, а на их доче­рях женили своих сыновей — Юрия Владимировича и Святослава Ольговича.

Владимир Мономах придал этому походу значе­ние крестового похода против язычников-степня- ков, как это делали крестоносцы в борьбе с арабами.

К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Вос­токе. В этом походе принимал участие граф Гуго Верман- дуа — двоюродный брат Владимира Мономаха, сын Анны Ярославны,королевы Франции.

Русская рать разгромила передовые отряды полов­цев и вышла к Шаруканю. На огромных серебряных блюдах князьям вынесли рыбу и чаши с вином. Город сдавался на милость победителя и выражал желание дать выкуп. Другой город — Сугров — отказался сдаться. Русские взяли его штурмом и сожгли.

Основные силы сторон сошлись 27 марта 1111 г. на реке Сальнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы выступили, точно великий лес. Мономах сам повёл войско навстречу врагу. В рукопашной схватке столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов. В этой толчее половец­кая конница утратила возможность маневрировать, а в рукопашном бою русские воины не знали себе рав­ных. Половцы не выдержали упорной схватки и бро­сились к броду. Руссы пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая их часть ушла в степь.

Восстание 1113 г. в Киеве. Бурные события конца XI — начала XII в. оказали большое влияние на состо­яние русского общества. Они затронули все слои насе­ления. В условиях междоусобных войн и постоянных

Преследование бегущих половцев русскими войсками. Миниатюра. XV в.

 

битв с половцами выросла роль князей, бояр и дружин. Именно они оказывались в центре всех событий, сра­жаясь друг с другом и с кочевниками, обороняя горо­да, захватывая добычу во время побед и теряя имуще­ство во время поражений.

Для поддержания силы и могущества княжеских ратей требовались немалые средства, поэтому росли налоги на население — смердов, ремесленников, других жителей городов и сёл. Всё большее количе­ство свободных земель князья передавали своим вас­салам, что вызывало недовольство крестьянских об­щин. Межкняжеские стычки сопровождались городскими пожарами, разорением сельского насе­ления, очередными поборами. И если верхушка об­щества силой оружия восполняла свои потери, то для простого человека всё это оборачивалось су­щей трагедией. Половецкие грабежи дополняли тя­готы простого люда.

В 1113 г. великий киевский князь Святополк Изя- славич внезапно умер, и положение в Киеве осложни­лось. Различные княжеские группировки начали борьбу за власть.

Прошёл слух, что бояре тайно сносятся с Олегом, поддерживают ростовщиков. Сотни людей с топора­ми, косами, вилами и палками в руках двинулись в центр Киева. Толпа разгромила дворы бояр и ростов­щиков, удар пришёлся и по еврейским купцам и рос­товщикам, которые заперлись в синагоге. Собравшие­ся в Софийском соборе по зову митрополита бояре и старшие дружинники, епископы и игумены мона­стырей решили немедленно звать в Киев Мономаха. Только ему, князю воину и патриоту, под силу было унять начавшиеся волнения. Поначалу князь Влади­мир не внял этому призыву, опасаясь вновь ввергнуть страну в междоусобицу. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила Святополку. Не хотел Мономах навлекать на себя и гнев восстав­ших киевлян.

Тем временем мятеж нарастал. Смерды, закупы, рядовичи окрестных слобод и деревень чинили рас­праву с наиболее ненавистными заимодавцами.

И вновь верхи города пригласили Мономаха в Ки­ев. 20 апреля 1113 г. Владимир Мономах во главе дружины вступил в город. Грозная поступь прибыв­ших дружинников образумила мятежников, волне­ния прекратились. Началось правление нового ве­ликого киевского князя — 60-летнего Владимира Мономаха.

Владимир Мономах — великий князь. Время правле­ния Владимира Мономаха оказалось самым плодо­творным за последние десятилетия. Оно напомнило о силе и славе Руси периода правления Владимира I и Ярослава Мудрого.

В начале своего правления великий князь дал Руси новый закон, который назывался «Устав». В нём были сохранены многие статьи прежней Рус­ской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значи­тельно облегчил положение бедных. Проценты по долгам снижались, многие долговые обязательства ликвидировались, произвол ростовщиков ограни­чивался. Было снято социальное напряжение в го­родах и сёлах.

В истории Руси Мономах выступил как первый се­рьёзный реформатор, т.е. как человек, осуществив­ший ряд глубоких преобразований в жизни общества.

Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповедей Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей вотчиной, он заставил всех подчиняться вели­кому киевскому князю. Стремительно и жёстко он подавил мятеж своего племянника Ярослава Свято- полчича, который правил на Волыни. Узнав, что среди новгородского боярства созрел заговор в поль­зу отделения Новгорода от Киева, Владимир потре­бовал приезда бояр в Киев и приказал бросить их в темницу.

Своих сыновей, как и его прославленные предки, великий князь направил в крупные русские горо­да — Новгород, Смоленск, Ростов, Суздаль. Пода­вил он и сепаратизм, т. е. стремление к самостоя­тельной политике и независимости, черниговских князей. Даже Олег Святославич теперь беспреко­словно подчинялся своему младшему двоюродному брату.

Одной из главных заслуг Владимира Мономаха ста­ла организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращение их набегов на Русь. В 1116 г. князь возглавил поход в степь. Он был уже не молод, но все тяготы стойко переносил наряду с рядовыми воинами. Позднее он отправлял против половцев своих сыновей, в первую очередь талантливого полководца и смелого воина Ярополка Владимировича.

Продолжал Владимир и балканскую политику своих предков. Как и Святослав, князь попытался утвердиться на Дунае. Послал на юг русское войско, назначил посадников (управителей) в дунайские го­рода. Византия поспешила уладить дело миром, от­правив к Мономаху посольство с богатыми дарами. Среди даров была императорская парадная одежда, знаки императорской власти, в первую очередь ве­нец. Так возникла легенда о шапке Мономаха. (Шап­ка Мономаха, которая ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля, была изготовлена гораз­до позднее.)

Византийцы согласились, как и при Владимире I, на династический брак — сын византийского импе­ратора обручился с внучкой Мономаха. Такого рода связи между Византийской империей и Русью стали обычными. Русь превратилась в составную и полно­правную часть европейского сообщества.

В конце жизни Владимир Мономах создал своё знамени­тое «Поучение». Размышляя о пережитом, он писал, что верит — жизнь так устроена, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и соста­рился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящих хлеба».

Древний источник сохранил описание внешности Влади­мира Мономаха: «Лицом был красен (красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепок телом и силён». Вла­димир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73-м году жизни. Это случилось на реке Альте, в доме, который великий князь построил неподалёку от часовни на месте убийства


святого Бориса. Владимир Мономах имел европейскую славу. При нём Русь была едина и могуча.

Мстислав Великий. В последние годы жизни Владимир Мономах многие государственные дела и военные по­ходы доверял своему старшему сы­ну — Мстиславу, которого перевёл из Новгорода, где тот княжил долгие годы, в Киев и постоянно держал при себе.

После смерти отца Мстислав взял власть в свои руки и тем самым нару­шил завет Ярослава Мудрого — во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Авторитет Мономаха, опыт и воля Мстислава, поддержка киевской вер­хушки были столь сильны, что

остальные князья смолчали, хотя и были недовольны Оклад Мстиславова таким поворотом событий. Евангелия. XII в.

Время правления Мстислава Владимировича (1125—1132), которого на Руси прозвали Великим, было недолгим, но плодотворным. Он вступил на престол, когда ему было около 50 лет, и продолжил политику своего прославленного отца.

Половцы вновь организовали нашествие на рус­ские земли. Но они столкнулись со всей мощью ра­тей, которыми руководил Ярополк Владимирович. Позднее Мстислав и Ярополк сумели оттеснить по­ловцев за Дон и Волгу. Часть орд откочевала к реке Яик (Урал) и в Закавказье.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси, предприняв походы против чуди (эстов) и ли­товцев, которые с XII в. начали тревожить русские земли своими набегами.

1. Что спровоцировало междоусобицу между Ярославичами?

2. Охарактеризуйте обстановку на Руси при внуках Ярослава Мудрого.


3. По какому поводу был организован русский крестовый поход в степь? Объясните название этого похода.

4. Каким образом войны с половцами и междоусобицы затраги­вали интересы всего населения Руси? Как события 1113 г. в Киеве способствовали восхождению Владимира Мономаха на великокняжеский престол?

5. Какие реформы Владимира Мономаха привели к временному воссозданию единства Руси?

6. Подтвердите конкретными фактами, что Русь при Владимире Мономахе превратилась в полноправную часть европейского сообщества.

7. Составьте тезисы ответа к характеристике Владимира Моно­маха — полководца, государственного деятеля, писателя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2

1. Какие внутренние процессы происходили в Древнерусском государстве в XI — первой трети XII в.? Ответ изложите в виде сложного плана.

2. С какими историческими персонажами связан расцвет Руси вХ—XII вв.?

3. «Поучение» Владимира Мономаха адресовано княжеским де­тям. Между тем в нём содержатся рекомендации по утвержде­нию в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена. Приведите соответствующие доводы.

4. Почему в эту эпоху периоды единения Руси носили времен­ный характер? Возможны ли были альтернативы этому? (Если — да, то при каких условиях? Если — нет, то почему?)


Глава 3
§9-10

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Возникновение феодальной земельной собственности

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.103.180
Генерация страницы за: 0.112 сек.