Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризуйте принципы федеративного устройства России

Конституция РФ делит субъекты Федерации на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Республики (21) – государства, имеют свои конституции, гражданство, бюджет, налоговую систему и т.п. Остальные субъекты являются государственными образованиями, не имеющими прав, которыми обладают республики, хотя многие из них по потенциалу, численности населения, ресурсам и т.п. значительно превосходят республики.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и Конституции РФ (1993). Данные политико-правовые документы содержат, закрепляют принципы федеративного устройства России: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов РФ, равноправие субъектов РФ.

Конституционные и федеральные законы обладают верховенством на всей территории России. Российская Федерация имеет единое гражданство, государственные флаг, гимн и герб России, общие федеральные органы государственной власти.

Парламент страны – Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат, в одну из которых – Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

В РФ входят 21 республика, 6 краёв, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 10 автономных округов и Еврейская автономная область. Отношения между ними и центральными органами федеральной государственной власти строятся в правовом смысле на основе Конституции РФ, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти акты определяют: исключительные предметы ведения и полномочия Федерации; предметы совместного ведения и полномочия Федерации и её субъектов; исключительные полномочия субъектов Федерации.

К совместным полномочиям Федерации и её субъектов Конституция относит обеспечение соответствия конституцией и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; общественной безопасности; режима пограничных зон; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики. В соответствии с ним республика имеет органы государственной власти, конституционно-правовую систему, своё гражданство, республиканскую символику, свой государственный язык, возможность быть самостоятельным участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.

Конституционно-правовой статус краёв, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ. Этот статус предполагает наличие органов государственной власти, устава, собственного законодательства, возможность иметь свою символику, собственную территорию, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ, возможность быть участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.

35.Раскройте суть идеи «поликультурности» в современной России.

развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации социальной жизни, стремление создать общество, в котором культивируется уважительное отношение личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Поликультурное воспитание является средством сохранения и развития современного мира, этнических культур. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

- воспитание человеческого достоинства;

- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;

- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

К числу функций можно отнести:

- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

- развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:

- уважение и сохранение культурного многообразия;

- поддержка равных прав на образование и воспитание;

- формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Наличие поликультурного компонента в учебных заведениях позволяет решать двойную задачу:

стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

Одним из главных способов организации поликультурного воспитания является обеспечение культурологической направленности филологического образования и введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки), которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения.Воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам.

Заключение

Эра приоритета этноцентрических государств проходит, уступая место государствам полиэтническим.

К сожалению или к счастью, мы живем в условиях усиливающихся процессов глобализации. Глобальными являются абсолютно все системы: экономика, политика, рынки, миграция населения Земли. Былая одномерность политического мышления, вмещающая лишь внутригосударственные политические и культурные ценности нации, сменяется феноменом многоступенчатого национального политического мышления.

Как бы ни были правы во многих вопросах антиглобалисты, попытки противостоять этому феномену вряд ли увенчаются успехом, поскольку от качества укрепления межкультурного и межполитического общения, составляющего основу данной многомерности, зависят благополучие, безопасность и экономическая стабильность наций, населяющих нашу планету.

Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В Советском Союзе в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур.

Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами, и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению Ф.М.Достоевского) [2], эмпатия как способность принять иную форму, как «душевное понимание чужих психологий, умение синтетически претворять и любить другие умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расовые и национальные выражения духа» Перед российской государственностью всегда стояла «эпохальная задача» - «заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раскройте роль миротворческой деятельности России (Балканы, Ближний Восток) во внешней политике | Восточной Европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.