Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. 1. Охарактеризуйте сдвиги в социально-экономическом развитии России на рубеже XIXXX вв

1. 1. Охарактеризуйте сдвиги в социально-экономическом развитии России на рубеже XIXXX вв.

2. 2. Раскройте причины, основные этапы развития и значение революции 1905-1907 гг.

3. 3. Расскажите об участии России в Первой мировой войне и причинах неудач русской армии на фронтах.

4. 4. Осветите начало, ход и победу февральской революции в России и ее историческое значение.

5. 5. Проанализируйте победу Октябрьской революции и первые мероприятия Советской власти.

6. 6. Каковы причины и итоги Гражданской войны и военной интервенции в России в 1918-1920 гг.?

7. 7. В чем заключаются сущность, итоги и уроки новой экономической политики?

8. 8. Расскажите об образовании СССР и принятии первой Конституции СССР в 1924 г.

9. 9. Охарактеризуйте итоги ускоренной индустриализации страны и массовой коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг.

10. 10. Покажите, как складывалась командно-административная система управления в условиях культа личности.

11. 11. Расскажите об основных периодах и факторах победы СССР в Великой Отечественной войне.

 

Глава 22. Россия во второй половине XX столетия

 

• Послевоенное восстановление народного хозяйства. Развитие экономики СССР в 50-60-е гг.

• Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи

• Распад СССР. Посткоммунистическая Россия. Трудности перехода к рыночной экономике

 

Послевоенные пятьдесят лет в истории СССР и России можно охарактеризовать как период небывалого взлета, застоя и кризиса.

Началом этого подъема можно считать Октябрьскую социалистическую революцию, в результате которой народы огромной страны, десятки миллионов ранее бесправных людей, получив личную свободу, добившись классового и национального равенства, вдохновленные идеей построения нового общества, с энтузиазмом стали восстанавливать после мировой и гражданской войн экономику страны, создали новую интеллигенцию, обеспечили индустриальную мощь государства.

Революция, разрушив классовые, сословные и национальные ограничения, дала возможность раскрыться талантам народов, населявших страну. Принятые государством меры в области образования позволили за короткий срок подготовить специалистов для отраслей народного хозяйства. Тысячи ученых, конструкторов, десятки тысяч инженеров, агрономов, врачей, педагогов вышли из рабочей, крестьянской и мещанской среды, всех народов и народностей многонациональной страны.

Несмотря на трудности восстановления народного хозяйства, репрессии 30-х годов, народы СССР создали за два десятилетия экономический и индустриальный потенциал страны, который дал возможность государству выстоять в смертельной схватке с гермайским фашизмом. Совместная борьба всех республик СССР в годы Великой Отечественной войны дала им надежду на улучшение жизни. Быстрое восстановление народного хозяйства после войны в немалой степени было обусловлено и психологическим подъемом победивших народов, интеллектуальным и индустриальным потенциалом, созданным в довоенные годы.

Добытая ценой огромных человеческих жертв и материальных потерь победа в Великой Отечественной войне, с одной стороны, показала преимущества централизованной планово-распределительной системы ведения народного хозяйства, дающей возможность концентрировать материальные и трудовые ресурсы страны и направлять их в нужный момент на выполнение мероприятий, от которых зависело существование народа, государства. С другой стороны, эта же победа давала возможность руководству страны воплощать в жизнь идеологические лозунги о мировой революции, о победе коммунизма во всем мире. Это нашло отражение в формировании просоветских правительств в странах, освобожденных советской армией от германских и японских захватчиков, в создании впоследствии блока стран социалистического лагеря и стран социалистической ориентации.

Такому развитию событий в послевоенном мире и необходимости поисков СССР своих союзников способствовало создание в США первой атомной бомбы и применение ее в войне против Японии. В свою очередь, это привело к началу гонки ядерного и ракетного оружия, к началу холодной войны, созданию военных блоков стран, противостоящих друг другу. Все это предопределило международную обстановку на планете и развитие России во второй половине XX в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.