Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса




 

Тема 1. Предмет и основные проблемы истории и философии науки

Предмет истории и философии науки. Основные проблемы истории науки.

Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место философии науки в системе философии. Проблематика философии науки.

Основные этапы в развитии истории науки. Становление и развитие философии науки. Современное состояние истории науки. Современная западная философия науки. Современная отечественная философия науки.

История науки и философия науки. История науки и другие исторические науки.

Философия науки и науковедение. Философия науки и социология науки. Философия науки и психология научного творчества.

Тема 2. Природа науки

Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности.

Субъект, объект и предмет научного познания.

Критерии научности (логические, эмпирические, другие). Идеалы и нормы научности. Проблема демаркации науки. Верификационизм. Фальсификационизм.

Доказательства и опровержения, логика научной аргументации. Структура и содержание исследовательского процесса. Основные этапы научного исследования.

Особенности языка науки.

Наука и вненаучные формы познания и знания. Наука и паранаука.

Наука как феномен культуры. Культурно-историческое многообразие форм бытия науки.

Наука и философия. Роль философии в развитии научного познания.

Наука и искусство.

Наука и религия. Типы взаимоотношений науки и религии.

Наука и политика. Наука и экономика.

Формы организации науки: научное сообщество, научная школа, научное направление.

Социальные характеристики научной профессии.

Философские и социальные аспекты интеллектуальной собственности.

Функции науки в жизни общества.

Наука и техника.

Наука и образование.

 

Тема 3. Многообразие наук. Классификация наук

Онтологические, гносеологические, социокультурные основания многообразия наук.

Проблема классификации наук.

Логико-математические науки. Технические науки. Естественные науки. Социально-экономические науки. Гуманитарные науки. Сельскохозяйственные науки.

Проблематика единства наук.

 

Тема 4. Становление и развитие науки

Вопрос о «начале» науки. Наука и преднаука.

Основные этапы в развитии науки. Исторические типы научной рациональности. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука.

Движущие силы развития науки. Внутренние детерминанты развития науки: противоречия между эмпирическим данными и теоретическими представлениями, противоречия между различными теориями, концепциями, внутритеоретические противоречия. Внешние (экономические, политические, экологические и т.п.) детерминанты развития науки.

Дифференциация и интеграция в развитии науки. Неравномерность развития различных научных направлений и дисциплин. Формы дифференциации в развитии науки, основания дифференциации в развитии науки. Формы интеграции в развитии науки, основания интеграции в развитии науки.

Преемственность и инновации в развитии научного знания. Традиции в развитии науки, стили научного мышления и творчество в науке. Эволюция и революции в развитии науки.

Современный этап в развитии науки.

 

Тема 5. Методы научного познания и формы научного знания

Понятие метода научного познания. Уровни методологии научного познания. Специально научные и общенаучные методы познания. Методы и средства эмпирического познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Роль приборов в современном научном познании. Методы и средства теоретического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и классификация, абстрагирование и идеализация, формализация и аксиоматизация. Роль моделей в познании, их классификация.

Методология естественных, логико-математических, технических и сельскохозяйственных наук.

Методология социально-экономических и гуманитарных наук.

Формы научного знания: факт, эмпирическое обобщение, проблема, гипотеза, идея, закон, аксиома, теорема, теория, концепция, научная картина мира.

Взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки.

Проблема научного прогнозирования будущего. Типы прогнозирования (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы прогнозирования (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, экспертные оценки).

Тема 6. Аксиология науки

Наука как ценность. Социальные и культурогенные функции науки. Противоречивость социальных последствий внедрения научных достижений. Эволюция ценностных ориентаций науки. Сциентизм и антисциентизм.

Проблема истины в науке. Основные концепции истинности научного знания (классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская).

Этика науки. Свобода научного творчества и нравственная ответственность научных работников. Необходимость ценностно-смысловых ориентаций научного творчества на современном этапе развития науки.

Эстетика науки.

 

Раздел 2. Современные философские проблемы областей научного знания

 

А. Философские проблемы биологии и экологии

Тема 1. Предмет философии биологии и его эволюция

 

Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

Основные этапы развития представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.

Эволюция в понимании предмета биологической науки.

Философия биологии о познавательной и социальной роли наук о жизни.

 

Тема 2. Биология в контексте философии и методологии современной науки

 

Множественность «образов биологии» в современной биологической и философской литературе.

Сущность живого и проблема его происхождения.

Принцип развития в биологии.

Проблема системной организации в биологии.

Проблема детерминизма в биологии.

Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры.

 

Тема 3. От биологической эволюции к глобальному эволюционизму

 

Биология и формирование современной эволюционной картины мира.

Предпосылки и этапы развития эволюционной эпистемологии.

Роль теории биологической эволюции в формировании и развитии принципов глобального эволюционизма.

Мировоззренческое и методологическое значение концепции глобального эволюционизма.

 

Тема 4. Экологические императивы современной культуры

 

Предмет экофилософии.

Человек и природа в социокультурном измерении. Экологические основы хозяйственной деятельности.

Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм.

Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.

 

Б. Философские проблемы сельскохозяйственных и ветеринарных наук

Тема 1. Сельскохозяйственные и ветеринарные науки в системе современных наук

 

Своеобразие объекта и предмета сельскохозяйственных и ветеринарных наук.

Взаимосвязь сельскохозяйственных, естественных и технических наук.

Взаимосвязь сельскохозяйственных и социально-экономических наук.

Взаимосвязь сельскохозяйственных и гуманитарных наук.

 

Тема 2. Методология сельскохозяйственных и ветеринарных наук

 

Эмпирический и теоретический уровни познания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

Методы сельскохозяйственных и ветеринарных наук. Эксперимент и моделирование в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

Основные формы знания в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

Проблема истинности в сельскохозяйственных и ветеринарных науках.

 

Тема 3. Социально-философские проблемы современных сельскохозяйственных и ветеринарных наук

 

Экологические императивы современного сельскохозяйственного производства.

Социально-философский анализ проблем современных биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

Биоэтика – наука о самоценности жизни.

 

Тема 4. Философские категории и понятия ветеринарных наук. Проблема нормы, здоровья и болезни

 

Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни.

Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь».

Биологический и социальный аспекты нормы, здоровья и болезни.

Методологические проблемы гуманизации ветеринарии.

 

В. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Тема 1. Специфика субъекта, объекта и предмета социально-гуманитарных наук

 

Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания.

Своеобразие объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Место и роль социально-гуманитарных наук в системе наук.

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

 

Тема 2. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

 

Рациональное, объективное и истинное в социально-гуманитарных науках.

Различные концепции истины в контексте социально-гуманитарных наук.

Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук.

Релятивизм, историзм и психологизм в социально-гуманитарных науках.

 

Тема 3. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук

 

Натуралистическая исследовательская программа и антинатуралистическая исследовательская программа.

Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

Методы социальных и гуманитарных наук.

 

Тема 4. «Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

 

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования.

Возрастание роли социально-гуманитарных наук.

Концепция «общества знания»: достижения и проблемы.

Значение социальных исследований для решения социальных проблем.

 

Г. Философские проблемы техники и технических наук

Тема 1. Философия техники и методология технических наук

 

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Техника как предмет философского исследования.

Образы техники в культуре.

Технический оптимизм и технический пессимизм.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники.

 

Тема 2. Естественные и технические дисциплины

Роль техники в становлении математизированного и экспериментального естествознания.

Специфика технических наук. Основные типы технических наук.

Своеобразие соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.

Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

 

Тема 3. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

 

Различия современных и классических технических дисциплин.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах.

Развитие системных и кибернетических представлений в технических науках.

 

Тема 4. Социальная оценка техники

 

Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

Технические науки в системе современных наук. Дисциплинарная организация технических наук.

Техническая деятельность. Антропологическое измерение технической деятельности.

Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

 

 

Раздел 3. История отраслей науки

 

А. История биологии и экологии

 

1. Биологическое знание Античности, Средневековья и эпохи Возрождения.

2. Биология Нового времени.

3. Становление и развитие современной биологии и экологии.

 

Б. История сельскохозяйственных и ветеринарных наук

Агрикультура и животноводство Древнего мира. Агрикультура и Средневековья и эпохи Возрождения.

Зарождение агронауки в 18-м веке. Дифференциация аграрной науки в 19-м – начале 20-го вв.: а) Капиталистические отношения как фактор развития агронауки. Становление основных направлений аграрной науки; б) Формирование учения о почвах и повышении их плодородия; в) Формирование научных основ агрономии; г) Формирование научных основ селекции в растениеводстве и животноводстве; д) Формирование агробактериологии.

Сельскохозяйственные науки с 20-х годов 20-го века по настоящее время: а) Усиление дифференциации сельскохозяйственных наук; б) Интегративные процессы в агронауке 20-го столетия; в) Роль генетики в прогрессе растениеводства и животноводства; г) Развитие ветеринарных наук в 20-м веке; д) Становление аграрной биотехнологии; е) История отечественной агронауки советского и постсоветского периодов.

 

В. История социально-гуманитарных наук

Социально-экономическая мысль Древнего мира. Социально-экономические учения Средневековья. Западноевропейский меркантилизм. Становление отечественной экономической мысли. Зарождение и развитие классической политической экономии. «Маржиналистская революция». Возникновение и развитие марксистской политической экономии. Социальная школа и ранний институционализм. Эволюция неоклассики. Дж.М. Кейнс, кейнсианство и неокейнсианство. Учение Й. Шумпетера. Послевоенный институционализм и неоинституционализм. Монетаризм.

Г. История технических наук

Технические знания древности (до 5-го века н.э.). Технические знания в Средние века (5-14-й века). Технические знания эпохи Возрождения.

Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в 17-м веке.

Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (18-первая половина 19-го вв.).

Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина 19 – начало 21-го вв.): а) формирование и развитие технических наук механического цикла; б) становление и развитие теплотехнических дисциплин; в) формирование и развитие системы электротехнических дисциплин; г) формирование и развитие радиотехнических дисциплин; д) развитие прикладной ядерной физики и реализация атомного проекта; е) научное обеспечение космического проекта; ж) проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах; з) компьютеризация инженерной деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.