Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории спроса и предложения

1. Законы спроса и предложения;

2. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции. Равновесная цена;

3. Эластичность спроса и предложения.

 

 

 

Основные параметры рынка – спрос, предложение и цена.

Все сложности (а порой драматизм и трагизм) рыночных отношений вытекает из противоречивости интересов, Т-производителей (продавцов) и потребителей товаров (покупателей):

  Субъект Продавцы Покупатели
Параметры  
Цена Доход Расход
Q реализации Расход Доход

Спрос – платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре

На величину спроса (D) влияют многие факторы: потребность в товаре; доходы; цена; наличие взаимозаменяемых товаров; вкусы; мода и др.

- Функция спроса

– Функция спроса по цене.

Закон спроса – между уровнем цены товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость.

 

В реальной экономике встречается и другая зависимость – спрос не снижается, и даже растет при повышении цены:

1. Товары неотложного спроса;

2. Когда большая часть доходов расходуется на покупку продовольствия;

3. Традиционно дорогие товары;

4. В инфляционной экономике.

- это так называемый эффект Гиффена.

Предложение – наличие товаров на рынке.

Поведение продавцов также имеет свою логику.

- функция предложения

- функция предложения по цене

Закон предложения – величина предложения находиться в прямой зависимости от цены.

 

· Под влиянием ряда факторов кривые спроса и предложения смещаются и «влево» и «вправо»;

· Кривая спроса моделирует динамику цен спроса;

· Кривая предложения моделирует динамику цен предложения.

 


По какой цене товар продается – покупается? – это реальная рыночная цена, цены равновесная, цена компромиссная, цена согласия.

– Цена равновесия;

– Объем спроса;

– Объем предложения.

 

При – равновесное состояние рынка.

Вывод: рынок свободной конкуренции имеет способность к саморегулированию. Принцип «невидимой руки» А. Смита.

 

***

Признаки (модель) рынка совершенной (свободной) конкуренции:

1. Большое, неограниченное число хозяйственных субъектов; свободный доступ на рынок и свободный выход из него;

2. Абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3. Наличие полного обмена достоверной рыночной информацией;

4. Однородность производимых товаров;

5. Отсутствие контроля над ценой и обменом производства и покупок со стороны кого-либо из конкурентов.

Функционирование свободного рынка словесно описывается через так называемый эффект Пигу (англ., 1877-1959) или эффект реальных денежных запасов (эффект «кассовых» остатков).

 


Покупатели и продавцы по-разному реагируют на изменение цен на те или иные товары:

Это явление нашло отражение в понятии эластичности спроса и предложения.

Эластичность спроса – чувствительность реакции покупателей на изменение какого-либо фактора.

Измеритель этой чувствительности – коэффициент эластичности спроса Е.

Различают следующие виды эластичности:

· По цене;

· По доходу;

· Перекрестная;

· Точечная;

· Дуговая.

 

 

 

 

· Для кривой ;

· Для кривой ;

· Для кривой .

- отсюда «вытекают» границы эластичности спроса по цене

 

· Зона А – спрос эластичный;

· Зона Б – спрос не эластичный;

· – граница эластичного и не эластичного спроса.

Эластичность предложения

 

 

· Зона А – предложение неэластичное;

· Зона Б – предложение эластичное.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ценность денег составляет их всеобщая покупательная способность | Закон потребительского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.