Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ствования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям

Идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего суще-

Социальные потребности в узком и собственном смысле слова (поскольку социально опосредованы все побуждения человека) включают стремление принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

Витальные (биологические) потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредностей и т. д. призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодавлеющее значение, трансформировавшись в лень.


Предлагая перечисленную выше триаду базисных, первичных по происхождению потребностей, мы опирались на классификацию, предложенную Гегелем в его «Эстетике» и Достоевским в «Рассказе о Великом Инквизиторе», хотя, по-видимому, следовало бы начать с Платона. В сущности, «животная», «яростная» и «созерцательная» души Платона есть не что иное как те же витальные, социальные и идеальные начала человеческой личности наших дней. Так называемые «материальные потребности» человека носят вторичный, производный характер, поскольку в материальном обеспечении нуждаются и витальные потребности (производство жизненных благ), и социальные (например, оружие), и идеальные (сооружение храмов, научное оборудование и т. п.). Иными словами, материальные потребности оказываются вторичными «квазипотребностями» в смысле К. Левина.

Достаточно разнообразен и класс «гибридных» потребностей. Так на стыке витальных и социальных возникают этнические потребности, а на стыке социальных и идеальных — потребность в идеологии, нормирующей удовлетворение всех других витальных, социальных и духовных потребностей человека. Без потребности следовать нормам, принятым в данном обществе, существование социальных систем оказалось бы вообще невозможным.

Витальные, социальные и идеальные (познавательные) потребности, в свою очередь делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития (потребности «нужды» и «роста» по терминологии Г. Олпорта и А. Маслоу). Эти две разновидности репрезентируют на уровне индивидуального поведения диалектически противоречивый характер процесса самодвижения живой природы, где сохранение особи, популяции, вида представляет отнюдь не единственную тенденцию эволюционного процесса, но скорее необходимое условие их развития и совершенствования.

«Какая цель жизни человека? — спрашивал себя и читателя Л. Н. Толстой, — Какая бы ни была точка исхода моего рассуждения, что бы я ни принимал за источник оного, я прихожу всегда к одному заключению: цель жизни человека есть всевозможное способствование к всестороннему развитию всего существующего... цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества» (Толстой. 1958. С. 30—31).


Именно диалектика сохранения и развития привела к формированию в процессе эволюции двух основных разновидностей эмоций — отрицательных и положительных. Разделение эмоций на положительные или отрицательные опирается на принцип минимизации-максимизации, то есть на отношение субъекта к своему эмоциональному состоянию. Положительную эмоцию субъект стремится усилить, продлить, повторить, отрицательную — ослабить, прервать, предотвратить.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Согласно нашим, совместно с П. М. Ершовым представлениям, первичными, самостоятельными по происхождению и базисными по своим характеристикам являются следующие потребности | И воля. Весьма существенными чертами характера являются также склонность к имитационному поведению и стремление к экономии сил
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.