Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы




К основным источникам административного права в Российской Федерации относятся:

 

Конституция РФ 1993г. – основной источник административного права. В ней содержится ряд положений, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Определяются основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.77,110-117), разграничиваются предметы ведения и полномочия федеральных органов и субъектов Федерации (ст.71-73),закрепляются основные права и свободы граждан.

 

Законодательные акты- конституционные, федеральные и субъектов Федерации.

Акты палат Федерального Собрания. Могут быть источниками административного права только в том случае, если содержат нормы управленческого характера.

Нормативные акты Президента РФ - указы и распоряжения.(Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.(Правила пожарной безопасности в РФ утверждены приказом Министра внутренних дел)

Акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Акты руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций.

В целом можно сказать, что административное право относится к числу наиболее не систематизированных и не кодифицированных отраслей российской правовой системы.

 

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения.

Административно-правовые отношения - это урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения – это властеотношения. Этот признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Эта деятельность диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть.

 

Административно-правовые отношения складываются преимущественно в сфере государственной и общественной жизни – сфере государственного управления. Это организационные отношения., возникающие по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения.. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию.

 

Признаки административно-правовых отношений:

 

  1. Это в основном управленческие отношения.
  2. Субъектами могут быть любые участники управленческих отношений.
  3. Они характеризуются юридическим неравенством сторон, обязательно существует субъект, уполномоченный принимать решения.
  4. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, в том числе и против воли другой стороны.
  5. Споры между сторонами в административно-правовых отношениях разрешаются преимущественно в административном порядке,т.е. путем юридически-властного распоряжения полномочного органа (иногда в судебном порядке).
  6. Нарушение одной из сторон административно-правовых отношений установленных правил поведения влечет юридическую ответственность нарушителя перед государством.

 

Классификация административно-правовых отношений:

 

По содержанию:

-материальные- урегулированные нормами материально-административного права;

-процессуальные- урегулированные процессуальными нормами административного права.

По основаниям возникновения:

- - возникающие, изменяющиеся:и прекращяющиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов;

- деликтные – являющиеся следствием дисциплинарных, административных правонарушений.

По структуре объекта:

- простые – объект, т.е. поведение или деятельность является единственным;

- сложные—те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты, например, имущество, информация, услуги и т.д.

По юридическому характеру взаимодействия их участников:

-властные или субординационные (по вертикали) – это те отношения, которые основаны на властном подчинении сторон, но есть зависимость юридически слабой стороны от субъекта, уполномоченного принимать решения;

- отношения взаимодействия или согласования (по горизонтали) – когда стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не зависит от другой.

По цели возникновения:

- внутренние – возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления;

Внешние- возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.

По характеру юридических связей:

- отношения, порожденные правомерными фактами (действиями или бездействием)

- отношения, порожденные неправомерными фактами (действиями или бездействиями).

Для возникновения административно-правовых отношений необходимо наличие трех элементов:

- административно-правовой нормы;

- соответствующих субъектов;

- юридического факта.

По соотношению прав и обязанностей участников:

-вертикальные правоотношения- один из участников подчинен другому;

Горизонтальные – участники которых не находятся в подчинении друг друга.

Административно-правовая норма непосредственно не создает административно-правового отношения. Она является правовой основой. Непосредственным основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного административно-правового правоотношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой.

 

Юридический факт - это обстоятельство или условие, при наличии которого наступают указанные административно-правовые последствия.

Т.о., юридический факт – это предусмотренное нормой административного права жизненное обстоятельство, наступление которого вызывает, изменяет или прекращает административно-правовое отношение.

Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение.

Юридические события – это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. (не зависит от воли людей. Например, смерть гражданина)

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.

Правомерные действия- всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.

Неправомерные- не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушающих их (дисциплинарные и административные проступки).

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение административно-правовой нормы.

2.Что представляет собой отрасль административного права?

3.Назовите структуру административно-правовой нормы.

4.Дайте определение гипотезы, диспозиции, санкции.

5.Назовите виды административно-правовой нормы.

6.Дайте определение источников административного права.

7.Дайте дефиницию административно-правовых отношений.

8.Назовите признаки административно-правовых отношений.

9.Дайте классификацию административно-правовых отношений.

10.Что представляет собой юридический факт?

 

Литература:

1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ

2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ

3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/

В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр.12-17.

4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр. 11-28.

5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр 14-29.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.