Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел), или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся основанием административной ответственности правонарушителя.

Т.О., под составом административного правонарушения понимается – единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. Состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действия или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

 

Объект административного правонарушения – это то, на что оно посягает.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно - распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность; права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Каждый конкретный проступок имеет видовой (непосредственный) объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве).

 

Объективная сторона – это совокупность установленных нормами права признаков, которые характеризуют проявление проступка вовне. Т.е., характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в виде в действия или бездействия и наступившем результате.

При этом для значительной части составов правонарушений достаточно только совершения деяния, даже если оно не повлекло явно выраженных последствий, а в некоторых случаях необходимо наличие причинно-следственной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими последствиями.

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы, стандарты.

Наряду с этим объективная сторона характеризуется рядом дополнительных квалифицирующих признаков. Наиболее значимыми из них являются: повторность, неоднократность, злостность, систематичность. Они тесно связаны между собой.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

 

Неоднократность – совершение более двух однородных правонарушений в течение года.

Систематичность - более трех, причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. Подобные правонарушения влекут максимальную санкцию в пределах установленных конкретной статьей КоАП.

Злостность характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это, например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ. Данное в КоАП отнесено к отягчающим административную ответственность.

Продолжаемое административное правонарушение- это совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных (сходных() правонарушений, за каждое из которых правонарушитель должен привлекаться к административной ответственности.

Длящийся административный проступок – длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия.

Субъектом административного правонарушения может быть физическое или юридическое лицо. Для признания в качестве субъекта административного правонарушения необходимым условием является наличие у него деликтоспособности, т.е. способности нести ответственность за содеянное.

Общими субъектами в соответствии с КоАП РФ признаются вменяемые граждане РФ, достигшие на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста и юридические лица.

Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом; и лица без гражданства, конкретные виды юридических лиц (строительные, кредитные, торговые и т.д.)

При этом юридические лица могут нести административную ответственность при совершении ряда правонарушений в области избирательного права, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны собственности, промышленности, строительства, таможенного дела, на транспорте и т.д.

Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам.

Субъективная сторона административного правонарушения выражает отношение субъекта к совершаемому деянию, за которое предусмотрена административная ответственность. Основным элементом субъективной стороны является вина, которая может выражаться в отношении физического лица в форме умысла и неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

КоАП РФ в ст.2.1 «Административное правонарушение» дает специфическое определение вины юридического лица: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному действию или бездействию и наступившему результату.

 

Неосторожная вина (п.2 ст.2.2 КоАП РФ) проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает его предотвратить.

Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В этом случае лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий. В частности, такие казусы нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях.

Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, какими являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные признаки: мотив и цель. Если они указаны в составах, то являются квалифицирующими признаками правонарушения.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1 Дайте понятие и общую характеристику административной ответственности.

2 Какими.нормативными актами регулируется административная ответственность?

3. Дайте общую характеристику Кодекса об административных правонарушениях РФ.

4 Каковы фактическое основания ответственности?

5 Дайте понятие, состава и назовите виды административных правонарушений.

6 Что является объектом и объективной стороной правонарушения?

7 Что является субъектом и субъективной стороной правонарушения?

8 В каких случаях может быть ограничеиа административная ответственность?

9. В каких случаях предусмотрено освобождение от административной ответственности.

10.Как в КоАП РФ характеризуется административная ответственность физических и юридических лиц?

11.Дайте понятие крайней необходимости и невменяемости.

12.Назовите основные признаки административного правонарушения.

13.Дайте понятие деяния, общественной опасности, вины.

14.Назовите элементы состава правонарушения и дайте им характеристику..

15.Что означает повторность, неоднократность, систематичность?


Литература:

 

1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ

2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ

3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/

В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр. 45-50.

4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр.90-92

5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр.129-134


 

. Лекция по административному праву

Тема 10: «Правила назначения административных взысканий»

Вопросы:

1.Понятие и виды административных взысканий.

2.Порядок наложения административных взысканий.

3.Основные и дополнительные административные взыскания.

4.Предупреждение.

5.Административный штраф.

6.Конфискация.

7.Лишение специального права.

8.Административный арест.

9.Дисквалификация.

10.Административные наказания, применяемые в отношении юридического лица.

11.Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

12.Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

13.Назначение наказания в случае совершения нескольких административных правонарушений.

14.Давность привлечения к административной ответственности.

15.Органы и должностные лица, обладающие правом налагать административные взыскания. Их полномочия в осуществлении дисциплинарной власти.

 

 

Административные наказания являются одним из мер административного принуждения.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем (частная превенция) и другими лицами (общая превенция).

В ст.3.2 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных наказаний.

К ним относится:

-предупреждение;

-административный штраф;

-возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-конфискаций орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

-административный арест;

-административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

-дисквалификация;

-административное приостановление деятельности.

 

Административные наказания подразделяются на основные и дополнительные (ст.3.3 КоАП РФ).

 

В качестве только основных административных наказаний могут устанавливаться:

-предупреждение;

-административный штраф;

-лишение специального права, предоставляемого физическому лицу;

- административный арест;

- дсквалификация;

- административное приостановление деятельности.

 

В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания могут применяться:

-возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В отношении юридического лица могут применяться только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация предмета.

Предупреждение (ст.3.4 КоАП РФ)– самый мягкий вид наказания, применяется в отношении лиц, совершивших незначительные правонарушения. Оно выражается в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме.

 

Административный штраф (ст.3.%.КоАП РФ) - является денежным взысканием.

Размер административного штрафа определяется на момент окончания или пресечения административного правонарушения и может выражаться в величине, кратной:

- минимальному размеру оплаты труда;

-стоимости предмета административного правонарушения;

-сумме неуплаченных налогов, подлежащих уплате сборов;

-сумме незаконной валютной операции.

 

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого:

-на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, - не может превышать 25 МРОТ;

-на должностных лиц – 50 МРОТ;

-на юридических лиц – одну тысячу МРОТ.

 

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.6КоАП РФ) – принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Данный вид наказания может применяться только по отношению к собственнику орудия или предмета.

 

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.7КоАП РФ) – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы | Срок дисквалификации может быть от 6 месяцев до 3 лет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.