Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью

ТЕМА №17 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Административное принуждение как специфический метод ох­раны и защиты действующего в стране конституционного право­порядка имеет ряд характерных отличительных признаков. По ос­нованиям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответст­венности за совершенные правонарушения и объективное принужде­ние при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общест­венной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактиче­ских целях.

Все разновидности административного принуждения применя­ются различными органами исполнительной власти и их должно­стными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчине­ния; этим административное принуждение отличается от служебно-дисциплинарного принуждения, связанного с применением различных мер дисциплинарной ответственности.

По своему содержанию и непосредственной цели применения все предусмотренные действующим законодательством меры адми­нистративного принуждения можно разделить на пять видов: 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся осо­бых условий и обстоятельств (например, реквизиция, карантин, обсервация, установление режима запретных зон и закрытых тер­риторий, различные ограничения и запрещения на осуществление определенных действий (по проведению демонстраций, уличных шествий и т. д.). Непосредственной целью осуществления уполно­моченными на то органами исполнительной власти перечисленных и подобных им административно-предупредительных мер является государственная и общественная необходимость преодоления ка­ких-то мешающих нормальной жизнедеятельности общества осо­бых экстраординарных обстоятельств; 2) административные меры контрольно-предупредительного характера (например, обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уста­вов общественных объединений и т. д.), все меры разрешительной системы, лицензирование различных видов производственно-хозяй­ственной и предпринимательской деятельности, квотирование экс­порта и импорта определенного вида товаров и продукции, дос­мотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров

авиационного транспорта и др.); 3) меры административного пре­сечения и обеспечения производства по делам об административ­ных правонарушениях (обе эти группы мер административного принуждения применяются при отсутствии правонарушений и, следовательно, к законопослушным гражданам и организациям, поэтому требуется особая осторожность, четкость и обходитель­ность органов и должностных лиц государственной исполнитель­ной власти по отношению к субъектам, к которым применяются эти меры.

К мерам административного пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных пра­вонарушениях относятся, например, прекращение работ и приос­тановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физи­ческой силы работниками МВД, ФСБ, милиции и других сило­вых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (блокирование) отдельных участков местно­сти, домов, дворов и некоторые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административ­ном правонарушении: 1) доставление (ст. 27.2); 2) административ­ное задержание (ст. 27.3—27.5); 3) личный досмотр, досмотр ве­щей, досмотр транспортного средства, находящихся при физиче­ском лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.7—27.9); 4) изъятие вещей и документов (ст. 27.10—27.11); 5) отстранение от управления транспортным средством соответст­вующего вида (ст. 27.12); 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12); 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13); 8) арест това­ров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14); 9) привод (ст. 27.15). Непосредственной целью применения всех мер адми­нистративного пресечения и обеспечения производства по делам об административном правонарушении является предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающегося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям правонаруше­ние; административно-восстановительные меры; меры админист­ративных наказаний, применяемых за совершение административ­ных правонарушений (к административно-восстановительным ме­рам относятся: возмещение причиненного административным правонарушением материального ущерба, не превышающего по­ловины минимального размера оплаты труда; снос самовольно возведенных строений и сооружений по решению муниципальных органов исполнительной власти; административное выселение

с санкции прокурора лиц из самоуправно занятых ими жилых помещений).

Непосредственной целью применения любых административ­но-восстановительных мер является полное восстановление за счет виновного статус-кво (положения, существовавшего до пра­вонарушения) по решению полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Административные наказания, исчерпывающий перечень ко­торых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкции за соверше­ние конкретного административного проступка.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное ад­министративное правонарушение, связанная с применением ад­министративных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принужде­ния она имеет свои цели и определенное предназначение в об­щей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонару­шениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются: 1) охрана прав и свобод че­ловека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения; окружающей среды; установ­ленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собствен­ности; 2) защита личности, общественной нравственности, закон­ных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; 3) предупреждение административных правонарушений. Этот пе­речень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «при­менение» административной ответственности, а равно всех других мер административного принуждения. Установление администра­тивной ответственности — издание предусматривающих ее зако­нов. Формой установления административной ответственности вы­ступают только федеральные и субъектов РФ законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правона­рушений и установлены административные санкции за их наруше­ние. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71—73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ. Формой же применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Применение административной ответственности — это привле­чение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственно­сти, применение к ним предусмотренных законом административ­ных наказаний судьями, государственными органами и их должно­стными лицами, уполномоченными рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1—23.61).

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, т.е. принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция не­виновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура административной ответственности (как и всех дру­гих видов правовой ответственности) включает следующие эле­менты: основание административной ответственности (юридиче­ское, фактическое и процессуальное); правовые условия привле­чения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее; субъекты административной ответственности; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяет­ся и вид правовой ответственности.

ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Существуют три тесно взаимосвязанных основания админист­ративной ответственности: юридическое, фактическое и процессу­альное. Отсутствие любого из них исключает саму постановку во­проса о привлечении того или иного субъекта к административ­ной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности — это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в дей­ствующем законодательстве. Фактическим основанием администра­тивной ответственности служит конкретное в полном составе со­ставляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основа­нием административной ответственности является составленный

уполномоченным на то должностным лицом органов государст­венной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Административным правонарушением как фактическим основа­нием административной ответственности признается противоправ­ное, виновное действие (бездействие) физического или юридиче­ского лица, за которое КоАП РФ или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательны­ми признаками: 1) любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие или бездействие; 2) это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; 3) администра­тивным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юриди­ческих лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении адми­нистративного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за наруше­ние которых законом предусмотрена административная ответствен­ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ); 4) это деяние противоправное, за совершение которого действующим законода­тельством предусмотрена административная ответственность.

Содержащее все признаки административного проступка дея­ние может быть фактическим основанием административной от­ветственности лишь тогда, когда оно находится в полном соот­ветствии с условиями привлечения к ней (или исключающими ее). Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или отсутствие сле­дующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3), соблюдение давност-ных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяе­мость правонарушителя (ст. 2.8), смягчающие и отягчающие ад­министративную ответственность обстоятельства (ст. 4;2, 4.3), а по некоторым составам административных правонарушений — также причинная связь между противоправным действием и на­ступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобще­ственным вредоносным деянием, дезорганизующим систему об­щественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного

деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании соста­вов административных правонарушений законодателем (а не пра­воприменителем), причем зачастую достаточно точно. Хищение чужого имущества, например стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда, признается административным правонару­шением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера — преступлением.

Под составом административного проступка понимается уста­новленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонару­шения включает в себя четыре обязательных элемента его харак­теристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (дейст­вие или бездействие). В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих ро­довых объектов административных правонарушений, как уже ука­зывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Видовые объекты сформулированы в главах Особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов админи­стративных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных от­ношений, а другая — обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты пося­гательства представлены в соответствующих конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содер­жательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причин­ную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного пра­вонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонару­шитель, а характеризующие его административную правосубъект­ность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и др.).

Понятие субъекта административного правонарушения не рав­нозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются ка­кие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами адми­нистративной ответственности могут быть и организации (юриди­ческие лица).

Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышлен­ной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправ­ный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало на­ступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. А совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самона­деянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т. е. совер­шившие административное правонарушение физические лица, привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна и все ее компонен­ты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонаруше­ние, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного. Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы: во-первых, входящие в состав админист­ративного проступка конструктивные признаки, включенные за­конодателем в состав административного проступка и подлежа­щие обязательной оценке органом или должностным лицом ад­министративной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определе­нии формы, вида и размера наказания. Поэтому среди физиче­ских лиц в науке административного права принято выделять об­щие, особые (особенные) и специальные субъекты административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не яв­ляющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов

административной ответственности, которая наступает в отноше­нии вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, призна­ки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами администра­тивных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответст­венности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Фе­дерации, на континентальном шельфе, в исключительной эконо­мической зоне Российской Федерации административные право­нарушения предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17—8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос же об административной ответст­венности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соот­ветствии с ее федеральными законами и международными дого­ворами и совершившего на ее территории административное пра­вонарушение, решается в соответствии с нормами международно­го права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностя­ми в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем администра­тивное правонарушение в таком возрасте, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобож­дено от административной ответственности с применением к не­му меры воздействия, предусмотренной федеральным законода­тельством о защите прав несовершеннолетних. При совершении ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению ра­ботника милиции и некоторые другие) они подлежат администра­тивной ответственности на общих основаниях, но опять же с оп­ределенными изъятиями: во-первых, и по этим составам админи­стративных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несо­вершеннолетних и защите их прав, которые могут применять ме­ры воздействия, предусмотренные Положением об этих комисси­ях; во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории

особых субъектов административной ответственности. В соответ­ствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат адми­нистративной ответственности, а за совершенные ими админист­ративные правонарушения привлекаются к дисциплинарной от­ветственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами. Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связан­ные исключительно с реализацией их гражданской правосубъект­ности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонару­шения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не мо­жет применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим во­енную службу по призыву, — административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особом субъекте административной ответственности следует по­нимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специ­альными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распо­рядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйст­венные функции в государственных органах, органах местного са­моуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие админист­ративные правонарушения в связи с выполнением организацион­но-распорядительных или административно-хозяйственных функ­ций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответ­ственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонаруше­ния в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должност­ных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное

правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка зако­нодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические адми­нистративные наказания, в частности дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеют­ся и специальные субъекты административной ответственно­сти — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и др., которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодатель­ством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специ­альные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдво­рение за пределы Российской Федерации иностранцев и апатри­дов (ст. ЗЛО КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном зако­ном порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов, и здесь понятие субъекта ответственности расходит­ся с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц преду­смотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение ад­министративных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупрежде­ние, административный штраф, возмездное изъятие орудия совер­шения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применятся также и некоторые другие адми­нистративные меры, например различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицен­зий, установленных ранее квот и т. д.), не являющиеся, однако, административными наказаниями.

 

 

ТЕМА №18 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ (САНКЦИИ)

Предупреждение, административный штраф, лишение специ­ального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и приме­няться только в качестве основных административных наказаний, а остальные — в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное право­нарушение может быть назначено основное либо основное и до­полнительное административное наказание.

Данная система административных наказаний включает в себя весьма различные по своему характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правона­рушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как совершенный проступок, личность правонарушителя, так и любые другие юридически значимые ус­ловия и обстоятельства совершенного административного право­нарушения.

Предупреждение как мера административного наказания в со­ответствии со ст. 3.4 КоАП РФ выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юри­дического лица. Устно высказанное правонарушителю предупреж­дение является мерой воспитательного воздействия и своеобраз­ной формой освобождения его от административной ответствен­ности за содеянное.

Как наиболее мягкая мера административного наказания пре­дупреждение применяется за совершенные впервые общественно менее вредные административные правонарушения.

Административный штраф представляет собой денежное взы­скание, налагаемое за административные правонарушения в слу­чаях и пределах, предусмотренных законодательством, и может выражаться величиной, кратной: 1) минимальному размеру опла­ты труда, установленному федеральным законом на момент окон­чания или пресечения административного правонарушения; 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонару­шения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уп­лате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (ст. 3.5 КоАП РФ). Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Административный штраф за нарушение законодательства Россиской Федерации о внутренних морских водах, территориаль­ном море, континентальном шельфе, об исключительной эконо­мической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этило­вого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нала­гаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть ус­тановлен в больших размерах, но не может превышать для долж­ностных лиц 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трех­кратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3.6 КоАП РФ). Возмездное изъятие назна­чается судьей, является мерой административной ответственности имущественного характера и применяется лишь в отношении соб­ственника этих предметов. По своему содержанию оно представ­ляет собой интегрированную систему трех взаимосвязанных дей­ствий: принудительное изъятие предмета у правонарушителя; реа­лизацию этого предмета; передачу вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого пред­мета. По признаку возмездности это административное наказание отличается от конфискации, при которой изъятые предметы без­возмездно обращаются в собственность государства.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство явля­ется основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административно­го правонарушения в соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из обо­рота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применять­ся к лицам, для которых охота или рыболовство является основ­ным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законодательством возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота ли­бо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государ­ства или уничтожению.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, пра­ва на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастот­ных устройств), применяется в соответствии со ст. 3.8 КоАП РФ на срок не менее одного месяца и не более двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим пра­вом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, а лишение специального права в виде права управления средствами транспорта не может применяться к ли­цам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидно­стью, за исключением случаев управления ими в состоянии опья­нения, уклонения от прохождения в установленном порядке ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления этим лицом в нарушение установленных пра­вил места дорожно-транспортного происшествия, участником ко­торого он являлся.

Административный арест устанавливается и применяется в со­ответствии со ст. 3.9 КоАП РФ лишь в исключительных случаях за отдельные виды наиболее серьезных административных право­нарушений (мелкое хулиганство, злостное неповиновение закон­ному распоряжению работника милиции, стрельба в населенных пунктах и некоторые другие) и не может применяться к беремен­ным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II группы. Административный арест заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции — до 30 суток. Административный арест назначается судьей.

Административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через госу­дарственную границу России за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностран­ных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в слу­чае совершения иностранным гражданином или лицом без граж­данства административного правонарушения при въезде в Россий­скую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ заклю­чается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуще­ствлять предпринимательскую деятельность по управлению юри­дическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации. Административное наказание в виде дисква­лификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществ­ляющим организационно-распорядительные или административ­но-хозяйственные функции в органе юридического лица, к чле­нам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим пред­принимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 14 государственная служба | Тема №19 административно-процессуальная деятельность. Производство по делам об административной ответственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.