Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная служба

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов гос. власти субъектов РФ, иных гос. органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных гос. органов.

Это профессиональная служебная деятельность. В советское время на службу принимались и рабочие, и крестьяне. После 1993 г. мы признали, что государственная служба – это профессиональная деятельность, это основной вид деятельности.

Гос. служба должна осуществляться гражданами РФ. Есть исключения – для военной службы. Гос. служба направлена на обеспечение исполнения полномочий.

Начиная с конца XIX в. была воспринята теория разделения должностей на политические и управленческие. Вначале это было в США. Управленческие должности – осуществление функций не зависит от смены политической власти.

Гос. служба – разновидность публичной службы.

См. закон о муниципальной службе 2007 г.

Гос. служба осуществляется на должностях гос. службы. Должность гос. служащего представляет из себя совокупность прав и обязанностей гражданина, вытекающих из компетенции государственного органа и в некоторых случаях из компетенции государственного учреждения.

В РФ в государственном органе могли быть учреждены государственные должности, должности гос. служащих, должности, учреждаемые в соответствии с трудовым законодательством. Гос. должности – уполномоченный по правам человека; должность гос. служащего – аппарат по управлению по правам человека, должности учреждаемые – технический персонал, который работает в аппарате по управлению по правам человека.

Гос. служба в РФ впервые на уровне закона представлена в виде системы гос. службы:

- государственная гражданская;

- военная;

- правоохранительная.

Нет исчерпывающего перечня государственных должностей, есть свободный перечень – N 32 от 11.01.1995 г. – указ президента – см. Есть должности, упоминаются в К., их не могут не учредить.

В ФЗ должно быть не только упоминание о деятельности, но и конкретное регулирование статуса.

Или всегда выделялась военная служба. Первая попытка выделять службы была при Петре I – «Табель о рангах».

В советское время – только военная служба и с 2003 г. была предложена такая система.

Гос. служба может быть федеральной или субъекта федерации. Военная и правоохранительная – только федеральная – должности только на федеральном уровне, зарплата – на федеральном уровне.

Другие виды службы не могут учреждаться, если не будут внесены изменения.

Система функционирует по определенным признакам – ст. 3.

Каждый вид гос. службы будет регулироваться отдельным законом. Принят закон о гос. гражданской службе, должен быть обновлен о военной службе, готовится о правоохранительной службе – ст. 5, ст. 6, ст. 7.

Военная служба – федеральная служба, должна осуществляться на воинских должностях. Должности могут учреждаться в вооруженных силах, войсках воинских формирований и гос. органах. Деятельность должна быть направлена на обеспечение функции по обороне и безопасности государства.

Правоохранительная служба – федеральный уровень, должности правоохранительной службы, должности могут учреждаться в правоохранительных органах и гос. учреждениях. Функции:

- обеспечение безопасности;

- обеспечение законности и правопорядка;

- защита прав и свобод человека;

- борьба с преступностью.

Правоохранительная служба осуществляется в органах внутренних дел, прокуратуры, в таможенной службе, налоговой службе. Закона о правоохранительной службе пока нет. Есть отдельные законы, которые регулируют статус отдельных служб.

Гражданская служба – может учреждаться на федеральном уровне и уровне субъекта федерации, осуществляется на должности гражданского служащего, только в государственном органе. Функции не оговариваются, их невозможно перечислить. Это вся деятельность государства, за исключением военной службы и правоохранительной службы. Но т. к. все четко не определено законом, то не всегда понятно, кого к каким должностям отнести. Напр., помощник судьи в суде.

В государственном органе могут одновременно учреждаться все 3 вида гос. службы. ОВД – внутр. войска (военная служба), гражданские служащие – секретари и правоохранительная служба - _________________. Аналогично ФСБ. Военная прокуратура – военная служба, т. к. обеспечение военной безопасности государства.

Закон устанавливает взаимосвязь между всеми видами службы, поэтому можно переходить из одной службы в другую без потери звания и чина. Лица, занимающиеся государственные должности, обладают административным и уголовным иммунитетом.

 

Соотношение общих источников

- ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

- подзаконные акты – вопросы аттестации и др.;

- законы субъектов федерации о государственной гражданской службе.

После 1917 г. – уравнивание всех сословий. Служебная деятельность в государственном аппарате регулируется трудовым законодательством. Трудовая деятельность – это есть наемный труд, основной наниматель – государство. После 1993 г. появилось много нанимателей.

Основная задача – защита работника перед работодателем.

Законодательство о гос. службе появилось в Российской империи. Было около 200 нормативных актов, в советское время – было около десятка. До 1995 г. не было единого нормативного акта, регулирующего гос. службу.

Кафедра трудового права по прежнему считает, что гос. служба – часть трудового законодательства. Кафедра адм. права так не считает. Основная цель – защита государства от служащего.

В настоящее время соотношение гос. службы и трудового законодательства:

военная служба:

ТК не распространяется на военную службу. Военная служба – это самостоятельный вид, это адм. право.

гражданская служба:

Закон о гос. гражданской службе – трудовое законодательство – в части, не урегулированной законом. Т. е. ТК - это общие нормы, а ФЗ – это специальные нормы. После внесения поправок в ТК там ничего не упоминается о гражданской службе. Т. е. гос. служба рассматривается как общая служба. Приоритет подзаконных актов перед ТК.

правоохранительная служба:

ТК – прерогатива перед специальными подзаконными актами.

 

Государственная гражданская служба

Должности должны делиться на категории и группы. Ст. 9 ч. 2 – категории должностей, ч. 3 – группы должностей. Деление позволяет определить характер полномочий гос. служащего, а также на какой основе – срочной или бессрочной – они будут осуществлять свои полномочия (категории). Деление на группы – для определения квалификации и размера зарплаты. Чем выше группа, тем больше требований.

Категории (4):

1. руководители:

- руководители гос. органов (министры не попадают, т. к. не гос. служащие)

- руководители территориальных органов и их замы;

- руководители структурных подразделений.

Можно замещать должности на срочной (бессрочной) основе.

2. помощники:

Учреждаются для содействия лицам, замещающим должности руководителей и лицам, замещающим государственные должности. Напр., помощники депутатов; помощники судьи.

Помощники занимают должность столько, сколько занимают их руководители. Договор заключается на определенный срок.

3. специалисты

Стараются перейти помощники в эту категорию, т. к. это бессрочная служба. Это те, кто обеспечивает выполнение гос. органами установленных задач и функций.

4. обеспечивающие специалисты

Типовые для всех государственных органов, т. к. связаны с организацией, финансированием, информированием и т. п. обеспечением (см. стр. 3 закона).

Группы:

группы Категории классные чины квалификационные требования присвоения классных чинов
высшие   главные   старшие   младшие руководители   помощники   специалисты   технические специалисты действительный гос. советник гос. советник РФ гос. сов. гос. гражданской службы референта секретарь 1, 2, 3 выделяются классы, секретарь – 3 класс, переходит во 2 класс, затем в 1 класс высшее   среднее специальное президент   правительство   все остальные – руководители органа

 

Реестр должностей гражданской службы –указ Президента. Реестр должностей субъекта федерации – закон или иной нормативный акт субъекта федерации.

Закон о системе – общие требования – по поводу классных чинов – ст. 13. Последовательное присвоение классных чинов и званий. Исключение только в случае поощрения. Лишение – только по решению суда. С 2003 г. по 2007 г. – в воинском звании не понижали. Классный чин должен присваиваться в соответствии с занимаемой должностью. Гос. служащему могут присваиваться классные чины по времени нахождения. Напр., классы секретарей меняются через 1 год, классы референтов – через 3 года и т. д. Классный чин сохраняется при переходе на другую службу. Лишение – только по решению суда.

Правовой статус гос. гражданского служащего

Следующие элементы:

- права, обязанности;

- закон о системе – все гос. служащие – ограничения, обязательства, правила службы – ч. 4 ст. 10.

Для каждого вида службы – свой перечень. Ст. 14 о законе гражданской службы. Критерии прав:

- функциональные;

- внутриорганизационные. Подробно регламентируется.

- право на получение информации, доступ к сведениям в гос. органах - ст. 14 – п. 5, 6, 7.

Все остальные – внутриорганизационные. Обратить внимание на ст. 2 п. 2 – иная оплачиваемая служба.

Конфликт интересов – ст. 19, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8. Гос. служащему ничего не будет. Если есть конфликт, императивных норм для руководителя в законе нет (напр., уволить). Руководитель должен принять меры по предотвращению. Взято из англо-американской системы. У нас прецедентов работы комиссии пока нет. Ст. 17.

Обязанности гражданских служащих – функциональные – пп. 1, 2, 3, 4, 7 – ст. 15. Ч. 2 – п/п 3 и ч. 2 – вопрос о соотношении.

Непонятно, что под этим воспринимается. Что такое неправомерное поручение? Что значит по мнению гражданского служащего? Субъективное мнение. Письменно – тоже должен отказаться. Абсурдная ситуация для управления – ч. 2.

Обязанности особого рода – ст. 17, см. поправки 2007 г.

1. запрет не распространяется на коммерческие организации, если они не финансируются из-за рубежа.

2. 3. – см. определение в ГК РФ.

4, 5, 6, ГК – 575 – МРОТ – 100 руб., до 500 руб.

Что считать другими официальными предприятиями? Однократность.

1, 10 – речь идет о любых высказываниях, а не только о негативных.

14 – ограничения действуют в период прохождения.

Но есть запреты:

часть 3, п/п 1 – какие могут быть санкции?

За нарушение запретов – дисциплинарные, за 2 случая – уголовные (занятие предпринимательской деятельностью и взятку).

ст. 18 – см. п/п 8 – что считать, будет считать руководитель.

Правовой статус военнослужащего – о статусе военнослужащих.

Правовой статус правоохранительных органов

ОВД – меньший перечень запретов.

Поступление на гражданскую службу

ст. 16

1 – гос. орган должен проверить соответствие предоставляемых сведений. Как решить вопрос о дееспособности? Ограниченно дееспособные? Если основания есть, то прекратить служебный контракт.

2, 5 – родные братья и сестры, 4. Сейчас перечня нет. В районной поликлинике надо взять справку, что нет ограничений для поступления.

Правила:

с 18 лет, предельный возраст пребывания – 65 лет, а потом можно перейти на государственную должность – ст. 22.

по конкурсу – ч. 2, исключения.

ст. 23 – служебный контракт. Стороны – ч. 1. Наниматель – РФ либо субъект РФ, подписывает руководитель органа или лицо, исполняющее его обязанности.

ч. 3. ст. 24 – может быть установлен испытательный срок – от 3 мес. до 1 года – контракт может быть расторгнут – непрохождение испытательного срока.

Исключения для испытательного срока – беременные, выпускники ВУЗов, руководители и их помощники.

ст. 25 – срочный, бессрочный.

Зависит от категории должности, от того, подпадает ли должность под ч. 4 ст. 25 п/п 1, 7.

Максимальный срок контракта – до 5 лет.

Перечень документов – ч. 2 ст. 26 – исчерпывающий. Добавление – ч. 3, все государственные органы этим пользуются.

Много положений заимствовано из трудового кодекса.

Много положений трудового кодекса – из закона о государственных служащих 19 в.

Прохождение службы.

Присвоение классных чинов.

Квалификационный экзамен – соотношение должности, аттестация – профессиональный уровень.

Прекращение – см. самостоятельно.

Дисциплинарная ответственность – на экзамене будет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Система и структура органов исполнительной власти | Тема. Методы государственного управления. Виды административной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.