Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протокол к методике «Тест детской тревожности»




Этап.

Результаты оценки психологического состояния детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Описание эксперимента на базе детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением речи №30 Калининского района Санкт-Петербурга. Нами был проведен эксперимент по улучшению состояния детей с отклонениями в развитии в ДОУ.

С целью выявления отклонений в развитии у детей мы разработали методику арт-синтез терапии «Звук и цвет» направленную на реабилитацию детей с отклонениями в развитии. Эксклюзивность этой методики состоит в том что, она включает в себя синтетические виды искусства: арт-терапию, музыкотерапию, сказкотерапию. Эффективность этой методики в том, что помимо психического состояния, ребенок параллельно получает мягкое творческое развитие личности. При проведении такой методики дети охватывают сразу несколько видов творчества, что благоприятно влияет на их психическое развитие. Каждое занятие проводилось не менее 30 минут.

Три этапа проведения методики:

1. Оценка уровня тревожности у детей с отклонениями в развитии в ДОУ.

2. Применение арт-терапечтического комплекса. На основе методики арт-синтез терапии «Звук и цвет».

3. Повторная оценка уровня тревожности детей; оценка эффективности применения разработанной арт-синтез терапевтической программы.

Данный эксперимент включал следующую методологическую базу: метод наблюдения, методика диагностики уровня тревожности, метод бесед, метод арт-синтез терапии «Звук и цвет».

 

Для определения уровня тревожности, был применен, тест уровня тревожности для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Описание методики. Этот тест определяет тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях и какое качество личности проявляется в определенной ситуации.

Психодиагностический материал представлен серией рисунков, которые являются различными ситуациями из жизни и возможно могут вызвать повышенную тревожность у детей. Эта методика проводится индивидуально. Двусмысленные рисунки составляют главную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуа­циях.

Показав ребенку рисунки, нужно задать вопросы:

рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печа­льное?

рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печа­льное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ре­бенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) одевается».

рис. 5. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) в ванне».

рис. 6. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

рис. 7. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

рис. 8. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печаль­ное? Он (она) убирает игрушки».

рис. 9. Ребенок с родителями: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или пе­чальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Теоретическая обработка данных:

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

По индексу тревожности дети могут быть разде­лены на три группы:

1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в преде­лах от 20% до 50%.

3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в ин­тервале от 0% до 20%.

Качественный анализ. На основе этого анализа делаются выводы относи­тельно эмоционального опыта общения ребёнка с окру­жающими людьми. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 14 (еда в оди­ночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицатель­ные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероят­ности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отри­цательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображённых на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7. (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью получат вы­сокий или средний индекс ИТ.

Практическая обработка данных:

На основании проведенного теста с группой детей состоящей из семи детей дошкольного возраста, было выявлено, что все дети имеют разные уровни тревожности своего состояния. Подробнее:

 

ФИО испытуемого Процент уровня тревожности; % Степень уровня тревожности
Мария Г.   Высокий
Ксения И.   Низкий
Юлия В.   Низкий
Александр К.   Высокий
Ольга П.   Низкий
Максим П.   Средний
Анна Е.   Средний

 

После выявления высокой степени уровня тревожности некоторых детей, таких как Мария Г., Александр К., Максим П. и Ксения И. (см. рисунок 1,2) Необходимо провести занятия на снижение уровня тревожности, с помощью методики арт-синтез терапии «Звук и цвет».

 

Содержание рисунка Мария Г. Ксения И. Юлия В. Александр К. Ольга П. Максим П. Анна Е.
1. Игра с младшими детьми + + + - + - -
2. Ребёнок и мать с младенцем - + + - + - -
3. Объект агрессии - - - - - - -
4. Одевание - + - - + + -
5. Умывание - + + - + - -
6. Выговор - - - - - - -
7.Агрессивное нападение - - - - - - -
8. Собирание игрушек - + + - + - -
9.Ребёнок с родителями - + + - + - +
                   

рисунок 1






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.