КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, субъекты и объекты государственного регулирования экономикиГосударственное регулирование экономики (ГРЭ) можно рассматривать с теоретического и практической точки зрения. І. С теоретической точки зрения государственное регулирование экономики – это система знаний о сущности, закономерности действия и правил применения типовых методов и способов влияния государства на ход социально-экономического развития для достижения целей экономической политики. Государственное регулирование экономики является составной частью процесса общественного воспроизводства. Ее объективная необходимость объясняется потребностью преодоления недостатков рыночного саморегулирования и выполнения экономических функций государства. Государственное регулирование экономики — это управление социально-экономическим развитием страны, то есть совокупность мероприятий государственного влияния на объекты и процессы с целью определенного направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласования их интересов и действий для реализации определенных целей. Конкретные направления, способы, методы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротою социально-экономических проблем в стране в конкретный период. Таким образом, государственное регулирование экономики должно гибко реагировать на изменение в экономике. Объектом государственного регулирования экономики является экономическая система государства, – то есть макроэкономика. В связи с этим методологической основой государственного регулирования экономики является экономическая теория и прежде всего макроэкономика. Объектами государственного регулирования экономики также являются: сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникать проблемы, которые не решаются автоматически или безотлагательно, как того требуют условия нормального функционирования экономики и поддержки социальной стабильности. Конкретные объекты ГРЭ: Ø экономический цикл; Ø структура экономики; Ø условия накопления и инвестиционная деятельность; Ø технический прогресс и инновационные процессы; Ø денежное обращение и инфляция; Ø цены; Ø платежный баланс; Ø блок социальных проблем (занятость и доходы населения, подготовка и переподготовка кадров, социальная защита и тому подобное); Ø условия конкуренции; Ø окружающая среда (экологические проблемы); Ø регионы. Относительно названных объектов государство проводит соответствующую экономическую политику. Непосредственным объектом государственного регулирования является деятельность предприятий, организаций, государственных органов, домашних хозяйств. ІІ. С практической точки зрения государственное регулирование экономики – это сфера деятельности государства для целенаправленного воздействия на поведение участников рыночных отношений с целью обеспечения приоритетов государственной экономической политики. Считается, что первичным субъектом государственного регулирования является человек (гражданин). В демократическом обществе гражданин (потребитель) защищает свои интересы как выборщик с помощью механизма голосования. При выборе состава органов государственной власти. Субъекты - это носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов, в первую очередь социальные группы, которые отличаются одна от другой по таким признакам: имуществом, доходами, видами деятельности, профессиями, отраслевыми и региональными интересами. Это наемные рабочие и владельцы предприятий, фермеры и земельные владельцы, управленцы и акционеры, инвесторы и др. У каждой из этих групп есть свои интересы, предопределенные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или другому региону, виду деятельности. Выразителем хозяйственных интересов в рыночной экономике является объединение, ассоциации, профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров и тому подобное. Выразителями социально-экономических, политических, культурных, экологических, региональных интересов являются также политические партии. Самые могучие выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они реализуют собственные концепции социально-экономической политики, пытаясь максимально повлиять на государственную экономическую политику. Исполнителями хозяйственных интересов государства являются органы государственной и местной власти, а также Национальный банк. Таким образом, субъектом государственного регулирования экономики становится государство в лице государственных органов (президента, парламента, правительства, местной администрации). При решении сложных социально-экономических проблем государство может привлекать научные учреждения, политические партии, общественные организации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |