Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения единственности равновесия

Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса на дуге измеряется модульным отношением относительного (процентного) изменения объема спроса к относительному (процентному) изменению цены (табл. 1).

| EDP | = | – (∆Q / Q1) / (∆ P / P1)|,

где EDP – эластичность спроса по цене;

∆Q = (Q2 – Q1) – изменение объема спроса;

∆P = (P2 – P1) – изменение величины цены.

Таблица 1. Значения коэффициентов эластичности спроса по цене

Edp Вид спроса
Edp > 1 эластичный спрос
Edp < 1 неэластичный спрос
Edp = 1 спрос с единичной эластичностью
Edp→∞ совершенно (абсолютно) эластичный спрос
Edp→0 совершенно (абсолютно) неэластичный спрос

Знак «минус» в формуле отражает закон спроса, в основе которого лежит обратная зависимость между ценой и объемом спроса. Поэтому для удобства расчета данного коэффициента используют «математический модуль».

Эластичность спроса по цене в точке при известной функции спроса равна первой производной от этой функции.

Эластичность предложения по цене находится аналогично.

Эластичность спроса на товар по доходу измеряется отношением относительного (процентного) изменения объема спроса к относительному (процентному) изменению дохода.

Значение EdI зависит от характеристики товара. Если EdI > 0, то товар относится к категории нормального товара; если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах; EdI = 0 – для нейтральных или независимых товаров.

Значение EdI для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя (табл. 2).

Таблица 2. Значения коэффициентов эластичности спроса по доходу для нормальных товаров

EdI Вид товара
0 < EdI < 1 товары первой необходимости
EdI = 1 товары повседневного спроса
EdI > 1 товары длительного пользования и предметы роскоши

Перекрестная эластичность спроса на товар i при изменении цены товара j измеряется отношением относительного (процентного) изменения объема спроса на товар i к относительному (процентному) изменению цены товара j (табл. 3).

Таблица 3. Значения коэффициентов перекрестной эластичности спроса

Edi, j Вид товара
Edi, j > 0 товары субституты (заменители)
Edi, j < 0 товары комплименты (сопутствующие)
Edi, j = 1 независимые (нейтральные) товары

Во всех предыдущих вопросах темы неявно предполагались следующие допущения:

· на рынке отдельного товара равновесие существует;

· равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.

Однако можно привести примеры, в которых эти допущения нарушаются:

· объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;

· существует более чем одно сочетание цена-объем, при котором достигается равновесие на рынке.

Рассмотрим существование равновесия на рынке. Оно возможно, если имеется одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. При графическом изображении это означает, что равновесие будет существовать, если линии спроса и предложения имеют хотя бы одну общую точку в неотрицательном квадранте (рис. 5).

На рис. 12 изображены две ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек.

Рис. 12. линии спроса и предложения не имеют общих точек: а) объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене; б) цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном объеме

На рис. 12а объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. Так, совершенно необходимый для поддержания жизни атмосферный воздух доступен нам в таких количествах, что наши потребности в нем полностью удовлетворяются по нулевой цене (т.е. бесплатно). В этом случае о воздухе говорят как о свободном благе и считают, что равновесие существует при нулевой цене (P = 0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса. Отметим, однако, что очищенный воздух уже не будет являться свободным благом и за потребление его, очевидно, придется платить.

На рис. 12б цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска, сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически вполне возможно, но экономически нецелесообразно. Так, можно сделать автомобиль из чистого золота или мусорный бак из серебра, но продать эти товары будет весьма не просто. В этом случае считают, что равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса.

Перейдем к рассмотрению вопроса о неединственности равновесия.

На рис. 13а линия спроса имеет нормальный вид. В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия – в точках Е 1 и Е 2. Считается, что такая «загибающаяся» кривая предложения характерна для трудовых ресурсов. Кривая предложения имеет положительный наклон при относительно низком уровне заработной платы, т.е. увеличение последней стимулирует увеличение предложения труда. Однако если уровень заработной платы продолжает расти, достигается точка, за которой рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода.

На рис. 13б представлен случай, когда линии спроса и предложения совпадают на отрезке NM. Равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P 1 до P 2 и равновесном объеме QE. Изменение цены в указанном диапазоне недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей – изменение объема предложения. Этот случай имеет физическую аналогию в виде равновесия шара на горизонтальной площадке: равновесие возможно в любой точке этой площадки.

На рис. 13в линии спроса и предложения также имеют общий отрезок: в этом случае равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q 1 до Q 2 и равновесной цене РЕ. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.

Рис. 13. Неединственность равновесия: а) линии спроса и предложения имеют две общие точки; б) линии спроса и предложения имеют общий отрезок NM; в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q 1 до Q 2

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое рыночный механизм и в чем состоит принцип равновесия?

2. Что такое рыночный спрос, чем определяется и на что влияет форма (наклон) линии спроса?

3. Что такое функция спроса и как она графически иллюстрируется? Каков экономический смысл обратной функции спроса?

4. Что такое рыночное предложение, чем определяется и от чего зависит траектория линии предложения? Что такое функция предложения и как она графически иллюстрируется?

5. Как устанавливается рыночное равновесие? В чем смысл двух подходов к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла?

6. Всегда ли существует на рынке равновесие и единственно ли оно? Может ли рынок длительное время находиться в неравновесном состоянии?

7. Что означают сдвиги линий спроса и предложения?

8. В каких случаях принято говорить об изменении объема спроса, а в каких об изменении спроса?

9. В каких случаях принято говорить об изменении объема предложения, а в каких об изменении предложения?

10. Почему торговые фирмы во всем мире организуют распродажи по сниженным ценам?

11. Почему фирмы во всем мире постоянно ищут рынки товаров, которые являются новинками и вызывают большой интерес покупателей?

12. Почему неизменность цен в административно-командной экономике СССР не способствовала росту предложения дефицитных товаров?

13. В чем различие между дефицитом и затовариванием?

14. Как сдвинется линия спроса на графике, если доходы граждан страны упадут?

15. Почему внедрение ресурсосберегающих технологий в развитых странах означает для стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых, возможность сокращения доходов?

16. Как Вы понимаете смысл термина «сезонные колебания цен»? Почему туристические агентства изменяют цены путевок в зависимости от сезона?

17. Почему на рынке выигрывает тот, кто лучше информирован?

18. Российские фирмы пытаются пробиться не мировые товарные рынки за счет продажи товаров по более низким ценам. Как графически представить последствия такой политики для кривых предложения на этих рынках?

19. Как государство влияет на рыночное ценообразование?

20. Каковы последствия введения акцизного налога, уплачиваемого продавцом? Приведите графическую интерпретацию проблемы.

21. В чем сущность и каковы свойства экономической эластичности?

22. В XVII веке в России был «соляной бунт», вызванный повышением цен на соль. Почему бунт не мог быть вызван повышением цен на меха? Является ли спрос на соль эластичным? Чем это объясняется?

23. Чем отличаются товары эластичного спроса от товаров неэластичного спроса? Приведите примеры тех и других.

24. Рассмотрите соотношение интересов продавца и покупателя в различных рыночных сегментах (I, II, III и IV) и сделайте выводы.

 

 

25. Исследуйте поведение продавцов и покупателей на графике D – S (исходную точку возьмите на линии S ниже точки равновесия). Рассмотрите все возможные комбинации. Если все сделано правильно, должна получиться «динамичная паутина» (сходящаяся, расходящаяся или совершенная).

26. Напишите экономическое эссе на тему: «Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?». Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара?

· Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?

· Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой?

· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на про­дукцию данной фирмы?

· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воздействие государства на рыночное равновесие | Лекция 6. теория потребительского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.