Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы и виды конкуренции




С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структуры рынка. Рыночная структура – это характеристика отрасли с точки зрения:

1. количества фирм в отрасли;

2. типа продукта;

3. условий входа и выхода;

4. степени контроля производителей над ценами (степень рыночной власти);

5. условий доступности информации;

6. характера поведения фирм.

Отрасль – это группа фирм, производящих однородные или однотипные продукты (например, отрасли машиностроения, приборостроения и т.д.).

Одной из важнейших характеристик рыночной структуры является конкурентность рынка, которая показывает способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара (на его объем) и изменять цену.

Типы рынков по степени конкуренции:

1. совершенная конкуренция – это тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене, а увеличение прибыли происходит путем снижения издержек производства. Примером может служить мировой рынок мороженой рыбы. На долю одной фирмы, приходится 0,0000107% мирового улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже в 2 раза не привело бы к снижению мировой цены на рыбу. Сельское хозяйство также считают одной из отраслей, наиболее близких к совершенной конкуренции.

2. несовершенная конкуренция – это тип конкуренции, при котором обладающие рыночной властью фирмы конкурируют за объем продаж путем применения различных конкурентных стратегий. Данный тип рынка включает 3 рыночные ситуации:

2.1. Монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции, предполагает относительно большое число производителей, множество продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен, относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, характер продукции – дифференцированный. Примерами рынка монополистической конкуренции является рынок продуктов питания, одежды, бытовой техники и многие другие.

2.2. Олигополия. При олигополии основная модель в современной рыночной структуре определяется тем, что рынок состоит из небольшого числа производителей (крупные фирмы), проникновение на рынок новых претендентов затруднено, каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов, используется политика лидерства в ценах, сговор между фирмами для поддержания цен и максимальной прибыли. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, с олигополистическими рыночными структурами. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.

2.3. Монополия. Монополия означает господство на рынке только одного производителя, т.е. единственного продавца на рынке, который устанавливает труднопреодолимые барьеры для потенциальных конкурентов, в силу чего выход на рынок практически блокирован, информация и ресурсы не доступны и присутствует значительный контроль над ценой. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем, т.е. скупает сырье у всех добытчиков.

Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.

Краткая характеристика основных моделей рынка представлена в таблице 4.

Формы конкуренции по методам осуществления:

1. ценовая конкуренция – преимущество достигается за счет снижения цены на продукцию;

2. неценовая конкуренция – преимущество достигается за счет качественного превосходства над конкурентной продукцией и проведения рекламы.

Виды конкуренции по отраслевой принадлежности:

1. внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция внутри отдельно взятой отрасли. Примером может служить конкуренция между компаниями «Макдоналдс» и «Ростикс».

2. межотраслевая конкуренция проявляется в конкуренции продукции, производимой фирмами одной отрасли, с продукцией, производимой фирмами другой отрасли, например отрасли автомобильного и железнодорожного транспорта могут конкурировать между собой в сфере перевозок.

Таблица 4. Характеристика основных моделей рынка

Признаки модели рынка Модели рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия
Количество фирм Множество Много Несколько Одна фирма
Тип продукции Однородная, стандартизированная дифференцированная Однородная или дифференцированная Уникальная продукция
Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля
Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован
Неценовая конкуренция Отсутствует Используются реклама, торговые марки и товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы
Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.

Факторы, определяющие тип рыночной структуры:

1. эффект масштаба;

2. вертикальная интеграция;

3. политика государства.

Наличие в отрасли положительного эффекта масштаба и стремления к вертикальной интеграции способствует концентрации производства. концентрация производства проявляется в увеличении размеров и уменьшении количества действующих в отрасли фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.