Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика РФ




В России в настоящее время действует закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) и государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагается на антимонопольный орган (федеральный и территориальный). Антимонопольное законодательство устанавливает определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке. Соблюдение этих правил направлено на предотвращение появления или ограничение деятельности таких хозяйствующих субъектов, которые могли бы добиться доминирующего положения на рынке, получить возможность своими действиями влиять на цену товара и т.д.

Чтобы избежать негативных явлений, связанных с существованием монополий, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года разъясняется понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение.

Ограничение монополистической деятельности – процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Федеральный антимонопольный орган принимает участие в федеральных программах демонополизации, программах развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном ст.112 конституции Российский Федерации и Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации», а также учрежденным Указом Президента России №314 от 9 марта 2004 года.

В состав Федеральной антимонопольной службы РФ входят:

· управление центрального аппарата;

· территориальные органы.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

– о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

– об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

– о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

– о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– о привлечении иностранных инвестиций, создании организации с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

– о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

– о внесении изменении в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Итак, что же преследуется законом? Что подлежит наказанию? Сама монополия или стремление к монополизации рынка, т.е. проведение определенной экономической политики? Конечно же, преследуется законом политика фирмы по завышению цен на свою продукцию и уменьшению объема продаж.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.

2. Какие существуют модели организации рынков несовершенной конкуренции?

3. Расскажите о монополистических и конкурентных аспектах рынка монополистической конкуренции?

4. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

5. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения новых фирм в олигополистическую отрасль?

6. В чем сущность монополии, каковы условия ее существования? На чем основана власть монополиста над ценой?

7. Чем отличаются условия достижения равновесия монополиста от условий равновесия совершенного конкурента?

8. Каковы последствия монополизации для общества?

9. Насколько верно утверждение – чем выше монопольная власть, тем больше прибыль?

10. Верно ли утверждение, что в сравнении с конкурентной отраслью абсолютная монополия всегда оборачивается более высокими ценами и меньшим объемом выпуска?

11. Правильно ли поступает правительство, ограничивая уровень прибыльности естественного монополиста?

12. Для чего нужны антимонопольные законы, что они регулируют?

13. Что понимается под ценовой дискриминацией?

14. Объясните, в каких условиях (совершенной или монополистической конкуренции) фирмы имеют больший потенциал выживания?

15. Существует ли зависимость между динамикой жизненного уровня населения и развитием монополистической конкуренции?

16. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий в России?

17. Напишите экономическое эссе на тему: «Телевизионная реклама». Проведите анализ телевизионной рекламы за 1-2 дня. Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Соответствует ли увиден­ная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров?

· Опишите основные количественные характеристики рекламы.

· На кого ориентирована реклама? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя?

· Можно ли ста­вить знак равенства между художественным совершенством и коммерческой эф­фективностью клипов?

· Как проявляются достоинства и недостатки рекламы в ее российском варианте?

Лекции 13 – 14. теория факторов производства

1. Производство и факторы производства

В экономической теории принято считать, что все факторы производства поставляются на рынок домашними хозяйствами, которые являются конечными собственниками факторов. Рассмотренная ранее модель круговых потоков иллюстрирует рыночное взаимодействие экономических субъектов. Домашние хозяйства формируют предложение факторов производства, а фирмы определяют спрос на факторы. Каждый фактор производства способен принести сво­ему владельцу доход:

· «капитал» приносит «процент»;

· «труд» – «зарплату»;

· «земля» – «ренту».

Цены факторов (труда, земли, капитала и других) зависятот следующих факторов:

· спроса и предложения факторов,

· спроса на продукт, производимый при помощи этих факторов и

· конкурентной структуры, сложившейся на рынках факторов и готовой продукции.

От цен факторовзависит распределение доходов между их собственниками и получение факторного дохода.

под производством понимается деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов.

В современном обществе любая фирма производит целый ряд экономических благ, однако мы в целях упрощения будем пренебрегать этим обстоятельством; предполагается, что производится лишь один товар (или услуга).

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией. Производственная функция – это зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства. Она показывает наилучшее технологическое сочетание факторов производства, т.е. определяет, при каких наименьших затратах капитала, труда и природных ресурсов можно получить наибольший объем продукции. Производственная функция задается формулой:

Q = f (F1, F2, …, Fn)

где Q – максимальный объем производства при заданных затратах;

Fi – количество использованного фактора f1 (капитал),

F2 – количество использованного фактора f2 (труд);

Fn – количество использованного фактора fn (природные ресурсы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.