Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжение эпохи спорадических гонений в период упадка Римской империи (117 – 311 г.г.). Миланский эдикт 313 года

№ 6.

№5.

I Апостольский Собоp выявил и отверг I-ю сотеpилогическую ересь.

Законы Моисея не приближают нас и не удаляют нас от Бога, если они для нас второстепенны (Гал.6,15), но если они (Законы) будут на первом месте - то удаляют от Христовой правды (Гал.5,2).

После I-го Собора не все сразу же приняли его постановление как обязательное, особенно те, кто воспитывался на Законе с детства. Апостол Павел даже противостоял апостолу Петру – (Гал.2,11-14)которое написано после 50-го года ).

Привычки детства, если человек не родился свыше, то есть душевный, постепенно переходят в форму предания, воспитания, - мол, “так принято” и так далее. И такой человек убежденно и с верой будет стараться как бы внедрить это даже в Церковь.

Апостол Петр боялся обрезанных, так как сам был воспитан на Законе, он был рыбак - привычка слушать ученых. Но свобода, оставляемая каждому члену Цеpкви, требует постоянной сердечной работы, постоянного вопрошания ко Господу Иисусу Христу о том, что делать в том или ином случае.

Петр стал бояться иудеев по привычке, не воспросив Господа. (Это вопрошание нужно всем, причем постоянное и по любому поводу). Тогда Господь посылает другого (ап. Павла) и через него поучает Петра.

Кстати, Павлу невозможно было кому-либо сказать, что он плохо знает Закон (“по учению фарисей”) (Фил.3,5; Гал.1,14). Павел обличал потому, что Господь, проведя Павла по такому пути что, довел его даже до преступления и показал ему весь ужас всякого зацикливания на Законе, что ожесточает человека и может довести такого “законника” до полного противления воле Божией - …Буква убивает!

Еще пример. Чтобы соблюсти Закон, Павел по послушанию идет очищаться, но Господь Сам вмешивается и очищение не закончилось. (Д.21,18-34) - Павла арестовали.

Таким образом, неправильные мнения очень глубоко внедряются в человеке и он может пытаться внедрить их даже в Церковь, как вторую истину, но Господь Сам промыслительно не дает (то какие-то нестроения, то внезапные смерти и т.д.). Очищение Павла не состоялось, хотя Церковная власть ему это рекомендовала, то есть поступила не по Божьему разумению. Если Церковная власть поступает не по Божьему, то события жизни, или последствия такие ужасные, что все проясняется.

Попытки навязать Ветхий Закон продолжались еще некоторое время - вплоть до разрушения Иерусалима (~70 г.), после которого Церковь была в рассеянии и уже никто не требовал выполнения Ветхого Завета.

1. Спорадические гонения на Церковь. (Спорадические – просыпаются как споры – массовые гонения) 64 г. – 363 г…

64 г. – Нероновы гонения, 363 г. – год смерти Юлиана Отступника.

2. Служение мучеников Христовой Церкви.

 

Во время гонений Церковь как бы сжимается, ей уже не до внутрицерковных разбирательств и она, Церковь, отстаивает себя со вне по отношению со внешним.

Хотя до Нерона у императоров были кое-какие понятия о христианах и о Христе, известно, например, что Мария Магдалина в 36 г. посетила императора Тиберия, который скончался в 37 г., и объявила ему, что Христос воскрес, и подарила яйцо. Император Клавдий вообще не видел угрозы от христиан.

Но в 64 г. христиан обвиняют в поджоге Рима и начинаются гонения. Этот геноцид (не обоснованный) не сопровождался никакими разбирательствовами, ни судебными, ни следственными, хотя Римское право до сих пор – основа всякого законодательства. То есть настолько все было бессмысленно, что даже к апостолам не имели никаких претензий. И апостол Петр, провожая на казнь свою жену, только твердит ей: “жена, помни Господа”.

 

И как бы в ответ на гонения с июня 68 г. по 70 г. в Риме смута - меняются три императора и с 70 года устанавливается новая династия императоров – Флавиев, которая обеспечивает государственную стабилизацию и Церковь получает передышку от гонений, за исключением некоторых случаев в отдельных областях империи. Известно, что апостола Иоанна Богослова привели к императору Домициану, но он принял его за одного из богов Олимпа и отправил его в ссылку на остров Патмос, где и было написано Откровение.

В 104 г. при императоре Траяне христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений. Но христиане никогда не были и не могли быть тайным обществом, так как Сам Господь требовал открытого исповедания своей веры - (Мф.10,18-20, 27,28, 32,33).. И апостол Петр (см. 1-ое Петр 3,15) – “…если кто из внешних будет спрашивать у вас отчет о вашем уповании, то дайте отчет с кротостью и благоговением…”. Христианин – свидетель о Христе и словом и делом. Церковь должна быть видна всем – “…не может укрыться град на верху горы…”.

 

Кстати, к атакомбы – крипты домов или полуподземные помещения, где в полу производили захоронения.

Богослужения христиан там и происходили, т.к. в этом случае христиане находились под защитой двух римских законов:

1. Locus religiosus – место религиозных общений (культа) – отсюда по закону брать не могли; - о местах отправления религиозного культа.

2. Collegium funeiraticium – погребальные места – и отсюда по закону брать не могли.

В Риме эти места были святы, так как в Риме распространено было многобожие – поликонфессиональная империя. (Вообще при развитом законодательстве – хоть один закон, да за нас!). Панихида – всенощная – развилась из древних богослужений.

Христиане не прятались в катакомбах, а проводили Богослужение. (Катакомбная Церковь – придумка Карловчан и не далее как в ~ 30-е годы XX века).

 

По закону Марка Аврелия христиан преследовали, как уголовников; до этого, как при большевиках – Церкви пытались приписать статью КР (контрреволюция) или АСА (антисоветская агитация), так и при Нероне – поджог Рима, а при Траяне – под тайные общества. До Марка Аврелия, который в 177 г. запретил христианство законом, гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными.

 

Христиане всегда были лояльны к гражданской власти всех рангов в империи. Эти строки недаром написаны в 54 г. ( к римл.,13 ~54 г.),так как Нерон вступил на трон на крови, отравив двоюродного деда и приемного отца Клавдия, убийство которого сопровождалось кощунством, и через 4-е года убил и мать. И даже при таком императоре Церковь была лояльна к власти (1Тим.2) написано именно после убийства матери Нерона. Эта часть послания вошла даже в литургию “…. о властях и воинстве …., ….да тихое и безмолвное житие поживем … ”.

Именно в это время Церковь сформулировала свое отношение к властям на той канонической территории, где она находится. И это не просто лояльное отношение, но - Бога бойтесь – царя чтите. В ответ на гонения христиане не выступали с оружием в руках, не роптали, а каялись даже в мысленном ропоте.

 

Поведение христиан во время гонений.

Не все христиане были мучениками. Людей, которые отрекались от Христа заранее или не выдерживали пыток, называли отпавшими и так было во все века.

Гонения, которые были от иудейской теократии, были как бы подпольными и происходили, как правило, когда ослабевала власть. Брат Господень апостол Иаков был сброшен со стены Храма в 62 г. как раз в междувластие. При появлении сильного правителя такие гонения прекращались.

Но в 64-м году с Нероном именно власть ополчилась на христиан, но эти гонения фактически только укрепили Церковь. И - (ап. Петр П. 1,4,1-2, 12-16, 19) – увещевание стоять твердо и не только не роптать, но - вашими страданиями вы – соучастники страданий Христовых и вы принимайте их во Славу Божию, как свидетели Христовы. Мысль – гонения укрепляют Церковь! Страдания надо принимать во Славу Божию.

Все мученики напоминают о Христе распятом; именно поэтому, наблюдая за мучениями, то есть, видя свидетельства, язычники часто обращались к вере во Христа. Церковь возрастала на крови мучеников![4]

 

Не каждый христианин может быть мучеником: и поэтому, не каждый христианин должен стремиться к мученичеству, искать как бы; и такое настроение Церковь стала сразу отсекать. Апостол Петр после первых гонений в 64 г. хотел убежать, но на выходе из Рима встретил Самого Христа въяве и спросил Его: “…Камо грядеши, Господи…”, и услышал – “Эо Рома …” - на чистейшей латыни – “…иду вновь распинаться в Рим…”.

Это дает нам существо мученического подвига – они распинаются, то есть подвергаются мучениям для назидания братий, для помощи Христу, как соработники Христовы и если они отказываются от этого соработничества, значит, они вновь приглашают Христа распинаться за них.

Ученики как бы взамен Христа возносятся от земли на кресте (колесуются, сжигаются и т.д. – это и есть вознесение от земли) для привлечения всех, ибо Господь сказал: “…как вознесусь – привлеку всех”, (см. Иоанн 12,32) то есть мучаются для спасения рода человеческого.

Мученики как бы вместо Христа распинаются – для вознесения от земли, для привлечения всех и для спасения всех – Церковь стремиться охватить всю землю. Сектанство, кстати, наоборот: стремится отделиться: мы – избранные, а то толпа.

 

Мученичество – венец всей праведной жизни, но если человек не имеет мученической благодати в теле (пр. Силуан Афонский – что даже тело желает пострадать за Христа), то такой человек не выдерживает мучений.

Священномученик Петр Александрийский (~311 г., память - 25.11 ст.ст.) в своем послании (прав.8,12) дает определение, что такое мученичество и что надо делать. Поэтому, если не призван, то все оставь, предприми все возможные меры, чтобы скрыться – уклониться от мученичества – мученичество не для всех!

 

Характер гонений, начиная с Траяна и, еще более, с Марка Аврелия, уже не носит тип геноцида, а это значит, что в первую голову, стараются брать, так называемых, зачинщиков, то есть руководителей общин. И VI-й Вселенский Собор на основе послания Петра Александрийского утвердил – если вместо вас пострадал кто-то другой, то вам это не вменяется в вину.

Эта же мысль в (Д. 19,30-32) – когда апостола Павла хотели потащить в цирк на расправу, то его не нашли и вместо него взяли Гайя и Аристарха, а самого Павла – не пустили ученики. А также прецедент апостола Петра – когда его вывел из темницы ангел, то были казнены 16-ть воинов – и он не должен был бежать и спасать их, наоборот, они должны были сами озаботиться и сбежать, увидев, что нет Петра. Да и когда Господь был увезен в Египет Своей Пречистой Матерью и Иосифом Обручником (по Церковному Преданию в сопровождении Иакова), то были убиты 14000 младенцев.

12 правило Петра Александрийского – оправдывает взятку для избежания мучений (деньги - прах), а 13-ое правило Петра Александрийского – оправдывает бегство христиан от мучений.

 

Люди, которые торопятся пострадать, да еще не получив мановения Свыше не выдерживают, как правило, пыток и тогда, 11-ое правило Петра Александрийского – епитимии от 40 дней до 4-х лет.

Тех же, которые сами себя повергли в кипящие гонения, но не выдержали пыток, быв побеждены немощью плоти, тех Церковь принимает, как кающихся, то есть приносит за них молитвы и приношения.

Иерархам Церкви, клирикам запрещено сознательно искать мучений. Те из клира, которые добровольно вышли на подвиг и пали, а затем хотя и возобновили подвиг, навсегда извергаются из клира - 10-ое правило Петра Александрийского.

Так как – “…оставили стадо Господне и опорочили самих себя, чего никто из апостолов не делал”. И даже те, которые выдержали испытания, в Церкви только терпятся, а не ублажаются. То есть они достойны снисхождения, а не ублажения, так как – “…доколе они были не приткновенны, имели прощение в своем безрассудном поступке. Клирики, которые пали, а затем возобновили подвиг, не могут больше священнодействовати, яко бесчинствовавшие и опорочившие самих себя. Отложив тщеславие в смиренномудрии да пекутся о том наипаче, како скончают свое течение…”, то есть жизненный путь.

 

Поэтому, патриарх Сергий, например, должен был сидеть на виду, на видном месте, с известным адресом, а не искать всяких мучений своими поступками. (Он вел церковный корабль и вел его правильно).

Не все убиенные являются мучениками за Христа!

Положительная (катафатическая) характеристика служения мучеников во Христе слагается из:

1. мановение Духа Святого – призывание Божие Духом Святым на мученический подвиг. (по апостолу (см. Кол.2. 18, 23) – “…никто да не обольщает вас самовольным служением”).

Часто сопровождается явным явлением Христа или ангелов или через другого человека (Анания и ап. Павел) (2 Тим.,4,6-8). – “ …Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое”.

2. Воля человека совпадает (согласуется) с Волей Божией.

В ответ на призыв Божий, сердце человека отзывается – “Ей, Господи – твой, Господи”, и тогда Воля Божия врождается в сердце человека и становится его собственной и человеческой волей.

См. посл. Игнатия Богоносца к Эфессянам – “…Избавляя меня от рук мучителей, вы покажете мне ненависть. Я ласкаю зверей в надежде, что они съедят мою плоть – я пшеница Божия – пусть измелют меня зубы зверей”.

Преподобный Силуан Афонский дает онтологическую подоплеку - “благодать в теле такая, что само тело желает пострадать за Христа, но если человек напрашивается на страдания, не имея мученической благодати, то он либо не выдерживает мучений, либо ожесточается и начинает ненавидеть своих врагов” - утрачивает любовь.

3. явление Силы и Славы Божией при мучениях.

(Д.7,56) – это свидетельство только Стефана, а в спорадических гонениях часто чудеса были явлены воочию и многим людям (Татьяна – глаз выжил, тело восстановилось).

У нас, конечно, тут же сразу же: Как это могло быть? Как это происходило? Почему страдания у мучеников претворяются в чудо?

Когда Христов свидетель действует, то Сам Господь Иисус Христос берет на Себя все страдания, все наши недуги и поэтому, видимо, нервы замолкают - боли нет, раны исцеляются и т.д., но только именно у свидетелей, а не у всех убиенных за Христа.

Например, Елизавета Федоровна в 1904 г. в Чудовом монастыре получила предсказание от старца Гавриила о том, что ее живой сбросят в колодец, т.е. она уже знала о призыве и ждала мученической кончины, поэтому и смогла до конца выполнить свой долг – пела, перевязывала раны великим князьям, гранаты не разорвались (при раскопках это увидели), а остальные, убитые из царской семьи таких явлений не удостоились.

4. Любовь и прощение к врагам и гонителям, милосердие к согрешившим братиям.

И Господь Иисус Христос – “…прости, отпусти им Господи, ибо не ведают, что творят” и так и Стефан и Елизавета Федоровна – двое ее палачей сошли с ума, а сошедшему с ума никто не объяснит, что это он делал на благо мирового пролетариата, но для Царства Небесного – такой человек вполне благонадежен – рассудка нет, а сердце может каяться.

Церковь в своих постановлениях строго относится к согрешившим, но по свидетельству церковного историка Евсевия Памфила, – всех разрешает и никого не вяжет – не превозносится над павшими, но имеет к ним материнское попечение.

Это не противоречит правилу Петра Александрийского; но Церковь относится к чадам своим вслед за ним со строгостью, как отец. Боголюбезные мученики затем проявляют материнское попечение, то есть с материнской снисходительностью относятся к прегрешившим.

 

2. Служение и подвиг христианских апологетов. Отличие от мучеников.

 

Первенствующая Церковь жила чаяниями скорого пришествия Господа Иисуса Христа во Славе. Этими же чаяниями жили и апостолы (к Фесс. (Солунянам)4,17).

Церковь жила ожиданием скорого второго пришествия Иисуса Христа. “…Оставшиеся в живых…”, т.е. они думали, что не успеют даже умереть, как увидят второе пришествие Иисуса Христа. Это чувство переполняло первых христиан. (ап. Петр, П.1,4,7), ( ап.Иоанн Богослов, П.1., 2,18).

Но прошли гонения, года, и Господь не пришел защитить Церковь; тем более, Своим явлением апостолу Петру в Риме на Апиевой дороге засвидетельствовал, что Церкви предстоит долгий земной путь и чтобы утешились верующие и не сетовали. Написано (ап. Петр, П.2, гл.3,ст.9-11) - “…не медлит Господь исполнением обетования”.

Маранафа – Господь идет.

Но наступает второе столетие. Таинственно ушел из видимого мира ап. Иоанн Богослов. (Его сначала по его же просьбе засыпали по колени – простились, затем – по грудь – простились, затем – по шею – простились, а, пришедши на второй день – не обрели тела, которое где-то соблюдается, пока не придет Господь).

После смерти императора Траяна кончается имперское поступательное движение Римской империи. Империя была огорожена стеной при императоре Адриане (117 – 138 г.г.) и, тем самым, империя показала, что она – государство (ранее превалировало, что империя – вся вселенная). И даже историк Тацит прекращает писать свою историю – Анналы; и умирает с пером в руке, как бы от ужаса и горя – там тоже были свои идеалы о свете, но это был тот свет, свет, который есть тьма (какова же сама тьма!?).

 

Появляется лжемессия – Баркохба – сын звезды (или Баркосба – сын лжи) и, как обычно, мессия должен был освободить евреев от Рима. В результате, Иерусалим был разрушен и уже не как стены, а до основания и распахан. Люди, которые не были угнаны, поселялись в другом городе – Элия Капитолина (столица Элия – полное имя Адриана: Публий Элий Адриан). Иерусалима не стало.

(Иерусалим не упоминается и на I-м и на II-ом Вселенских Соборах).

И Церковь в 132 г. (в результате прихода лжемессии) сделала вывод, что ожиданием скорого прихода Господа Иисуса Христа могли воспользоваться разные люди (во вред Церкви). Церковь поняла, что предстоит долгий период жизни и, как следствие, - это привело к глубоким изменениям в Церковном сознании - появились апологеты. Апология – оправдание.

138 – 161 г.г. – новый император Антоний Пий. (Элий Адриан Антонин Пий) – Пий Благочестивый. Гонения ослабевают по личному распоряжению императора. Он как бы задумался, если христиане не враги человечества, если они не подвержены свальному греху (любите друг друга –внешними понималось именно так), не крадут младенцев, чтобы пить их кровь, то в чем же тогда их вина? И в ответ на такой запрос – первый апологет.

Первый апологет – Иустин Философ (память - 1.06.ст.ст.). Иустин Философ пишет Антонию Пию два послания, которые и назвал апологиями! Таким образом, Церковь начинала активно взаимодействовать с властью. Все последователи Иустина и стали называться апологетами.

И в этом случае, прежде всего, то, что ходатайство направлено к высшей гражданской власти, но оно сразу устанавливает тон – не только благочестивому императору, но и священному сенату и всему народу римскому – дотоле Церковь таких слов не знала, послушание было пассивным. А сейчас, обращение Иустина Философа было уже как бы для легализации христианского общества, то есть о предоставлении Церкви Христовой гражданских прав в Римском государстве. (Когда был веден на казнь Игнатий Богоносец, то он просил не домогаться у властей его освобождения).

Теперь идет разговор в духе паритета- выход на диалог с миром, с властью – это и есть служение апологетов.

 

Вслед за Иустином Философом выступают Афинагор Афинянин, Октавий, Минуций Феликс. И эти выступления были в разном тоне: у Иустина Философа – достойный, у Афинагора Афиняниа – с некоторым низкопоклонством, но везде идет попытка увещевания высшей гражданской власти. Ранее христиане не очень уважительно относились к власти и законам, могли, например, дать взятку для решения своего вопроса, а теперь пассивная лояльность перерастает в активное взаимодействие с властью.

Например, Иустин Философ взывает к благочестию Антонина Пия, пусть и языческому, к их любомудрию (то есть – любви к истине) и говорит: “… по вашим же законам – в имени христиане, нет преступления…”. (Иустин Философ пострадал при следующем императоре Марке Аврелии в 166 г., а закон против христиан вышел в 177 г.), то есть не в христианах дело. Он буквально требует, чтобы судили нас по строгом и тщательном исследовании, а не по предубеждениям и угодливости людям суеверным (Апология 1, п.2). Ссылался он и на греков, на Платона: “Если правители и народы не будут философствовать, то гражданские общества не могут благоденствовать”.

По Иустину, христиане обязаны отчитываться в своей вере, но на языке римской империи (чтобы поняли), а правители должны были определять вину по законам государства. (апостол Петр ранее говорил об отчете перед теми, кто хотел присоединиться к Церкви).

Это вторая новая черта в христианском мышлении, то есть активный диалог в внешними на их же языке.

Третья черта – молитва о вразумлении властей.

Это понятие появилось как раз во время апологетов. “Молясь о том, чтобы вы, будучи при царской власти, были бы одарены и здравым суждением” – так пояснял Иустин Философ (Апология 1,17).

Так поступали и патриарх Тихон, а особенно митрополит, затем патриарх Сергий. Оба обращения патриарха Сергия в 30-е годы к Смидовичу похожи на апологии Иустина Философа, то есть – христианам надо предоставить те же права, что и прочим гражданам, например, священников можно было отнести к пункту 5 – к гражданам свободных профессий (так предлагал патриарх Сергий).

(И империя Рима, и Советское государство – тоталитарные режимы. В таких режимах – все должны быть задействованы – кто не задействован, тот - лишенец).

Итак, от Нерона до Траяна (64 - 117 г.г.) церковное сознание отличалось определенной отрешенностью от миpских дел, так как все ожидали, что Господь вот -вот грядет, но Господь сам показал, (ап. Петру в Риме и попущением явления лжемессии), что Цеpковь ждет долгий временной период существования в мире.

Правление Антония Пия отмечено, как наиболее благоприятное и спокойное для Церкви. (Пpи императоре Пие был введен запрет на аборты, открыты подобия детских домов на полном государственном содержании.)

Затем на трон вступил император Марк Анний Капитолий Север - Марк Аврелий (161 - 180 г.г.) и в 177 г. подписал закон о явном преследовании христиан. Христиан стали преследовать как уголовников, но сознание Цеpкви от этого не переменилось.

Апология Афинагора Афинянина как раз пришлась на этот период – просил уровнять христиан с прочими, так называемыми философскими школами. Рим знал такие прецеденты, например, в 96 г. Марк Нерва объявил амнистию инакомыслящим – амнистию философам. Под эту амнистию как раз подпал апостол Иоанн Богослов, почему его вернули из ссылки на остров Патмос и он поселился в Эфесе.

Пий Благочестивый уже отмечал бесстрашие христиан перед внешними проявлениями, на войне, перед стихийными бедствиями и т.д.. Таким образом, запрет на гонения Антонином Пием – это его плод вразумления и внешними обстоятельствами и апологиями Иустина Философа.

И Церковь, адаптируясь к внешним условиям, запрещает крестить рабов без согласия господ, так как не хотели давать повод для гонений, хотя ранее было не так. (см. ап. Павел об Онисиме и Филимоне, Павел крестил Онисима, не спрашивая разрешения Филимона).

Пеpвый официальный запрет крестить рабов сделал Ипполит Римский и это постепенно распространилось на всю Цеpковь.

Церковь борется с неразумным вожделением скорейшего второго пришествия Христова, притом, само прошение об этом не осуждается, а осуждаются лжепророчества, что, мол, мы вот-вот. Апокалиптические времена не стали считаться сиюминутными. (Откр.гл.6,ст.10).Хотя Апокалипсис толковался и изучался (II-ой век), но у пророка Иеремии, гл.29: “…они пророчествовали, а Я им ничего не говорил…” - это о лжепророках.

 

Кстати, будущий патриарх, а тогда митрополит, Сергий в послании к Ленинградской пастве от 1.02.29 г. как раз ссылался на гл.29 Иеремии, то есть также борется с ложными, не трезвыми эсхатологическими ожиданиями.

 

В 180 - 192 г.г. - император Коммод (сын Марка Аврелия), последний из династии Антонинов (ничем особо не выделялся). Им завершилась первая стабилизация империи: от Нервы до Коммода.

На императорском троне с 192 г. по 284 г. началась карусель - кратковременные царствования (до 3-х дней). Ни один император не смог основать династию, мало кто из них умер своей смертью. Всех гонителей настигает позорная смерть (Валериан - плен у персов и он использовался в качестве подножки для царя персов, остальные - либо убивали, либо тонули). Агония империи длилась около 100 лет. Характеризовать это можно тем, что Десница Господня нависла над империей и что Господь показывает - все земные царства преходящи, а Цеpковь - вечна.

Затем наступает вторая стабилизация империи. На троне два императора - Диоклетиан в Никомидии и Максимиан Геркулий в Риме - Августы (правители) Диоклетиан - 284 - 305 г.г., Максимиан - 285 - 305 г.г., сделав участниками власти еще двух кесарей (цезари – младший император - командующие армией): Голерия в Иллирии и Констанция Хлора (отец императора Константина Великого) в Британии.

Эдиктом Диоклетиана от 27.01.303 г. (это праздник богини Терминалий – богини конца предела) христиане объявлены вне закона, то есть объявил, что христианам положен предел и начался тотальный геноцид против христиан. Жена императора и дочь были христианками, но против них гонений не было – на семью гонения не распространялись.

Но возмущение против этих немотивированных гонений выразили прежде всего сами язычники - мученики, крещенные собственной кровью.

В 305 г. после отставки Диоклетиана (вместе с Максимианом), императором становится Галерий (зять Диоклетиана), который и был как бы вдохновителем гонений на христиан. Эти гонения заняли период с 305 по 311 г.г., Галерий заболел, можно сказать, из-за легкого гнойника делали две операции, которые не помогли.

И в 311 г. сам же Голерий выпустил эдикт, прекративший гонения на христиан, то есть – легализовал, но взамен потребовал от христиан молитв о своем здоровье, но это уже не помогло.

В 306 г. скончался цезарь Констанций Хлор (войска, которого были наполнены христианами и цезарь к ним благоволил – гонений на христиан в подчиненных ему областях не было), успев представить своим войскам в Галлии своего сына Константина и войска ему присягнули.

С 311-313 г.г. опять чехарда на троне (Флавий Север, Максимин Даза и т.д.), но в 313 г. Рим имеет двух императоров: Лициния и Константина.

В 313 г. был выпущен Миланский эдикт, основой для которого послужил эдикт Галерия. По Миланскому (313 г.) эдикту император Константин принимал христиан под свою защиту, то есть государственную защиту. Сам Константин в это время оставался понтифекс максимус – верховным жрецом.

Мероприятия Константина - первый фазис легализации христиан.

1. Константин пока остается язычником и оставляет за собой титул верховного жреца, который носили императоры. Хpистиан в это время в Римской империи было менее 10 %, но Цеpковь может теперь открыто пpоповедывать, открыто совершать Богослужения - это то, что добивались апологеты.

2. Восстановление истоpической спpаведливости. Напpимеp, возвpащалось имущество хpистиан, пpичем, если имущество pанее изымалось в пользу госудаpства, то возвpащалось безвозмездно, а если было пpодано, то выделялись деньги (компенсация).

3. Абсолютно все хpамы и Цеpковное имущество возвpащались безвозмездно.

Некотоpые места, почитаемые хpистианами были возвpащены тоже - Мавpикийский дуб, напpимеp. (Кстати, эта легалицация весьма похожа на Ельцинскую?!) Таким обpазом, хpистиане ставятся в одно положение с пpочими pелигиями и гражданами, то есть язычество существует одновpеменно с хpистианством.

 

И, удивительно, но после I-го Вселенского Собоpа появились уже языческие апологеты, котоpые вынуждены были доказывать уже свою пpавоту! (Аммиан Марцеллин, например).

Сам Константин кpестился пеpед смеpтью, но его дети от втоpого бpака уже получили хpистианское воспитание и это – первый шаг к господствующей религии. Известно послание Константина (перед Миланским эдиктом) к pимскому наpоду, где каждому человеку дается пpаво искать истину и выбиpать добpовольно pелигию.

И именно в это вpемя Цеpковь получила пpедупpеждение святых отцов о том, что легализация может наpодить лже хpистиан, то есть людей вступающих в Церковь, но остающихся внутри язычниками по мирочувствию, по сердцу.

Хpистиане свободны - поэтому не надо уговаpивать, заставлять. Нет ничего более свободного, чем pелигия. Если будешь кого-то заставлять верить, то только опозоришь и оскорбишь религию. (Лактанций).

 

Были еще кpаткие гонения пpи Юлиане Отступнике (361-363 г.г.).

Юлиан - внук Констанция Хлоpа, но от дpугой жены, не от Елены

Но тут долготеpпение Господа кончилось и Юлиан умеp от незначительной pаны в ногу, полученной им пpи пpоведении pекогносциpовки местности. Когда его хоpонили, то был сильный земной толчок и его тело вместе с камнями, землей было выбpошено из земли. Всеми людьми это было воспринято как явное указание Бога и тело Юлиана Отступника было оставлено на поверхности земли и было склевано птицами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Христовы свидетели в Церковном обществе | Середина III-го века – 325 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.