Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Процесс массовой коммуникации и СМИ. Массовая информация как центральная категория журналистики. Понятия современной науки о журналистике. Информация, массовая информация, средства массовой информации, отношения «журналист-аудитория». Журналистика как фактор социального управления. Функции журналистики, их обоснование. Социальное значение журналистики. Коммуникативная функция как функция журналистики. Журналистика, характер и пределы ее властных возможностей. Журналистика как социальный институт и как институт гражданского общества. Информационная политика средств массовой информации. Политическая культура журналиста. Типы журналистики. «Качественные» и «массовые» СМИ и их место и роль в обществе. Свобода печати и журналистской деятельности. Экономические условия и факторы свободы СМИ. Юридические аспекты свободы журналистики. Законодательство России о СМИ и концепция свободы печати. Журналистика как система средств массовой информации. Массово-коммуникационные свойства прессы. Инфраструктура СМИ: информационные агентства и службы, пресс-службы, пресс-центры и службы связей с общественностью. Роль и место технических учреждений в системе информации и коммуникации. Структура управления в сфере коммуникации.

Массовая информация как центральная категория ж. Массовая информация, в отличие от специализированной информации, "общезначима и общедоступна", она играет "роль духовного моста между представителями разных социальных общностей". Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы.Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. По образному выражению Г. Лазутиной, массовое сознание играет роль "камеры эталонов" при освоении вновь поступающей информации. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской ж. Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.



Ж, характер и пределы ее властных возможностей. Ж как социальный институт и как институт гражданского общества.

Ж как информационная деятельность призвана объективно отражать открывающуюся человеческому разуму картину мира. Она сама по себе есть часть этой картины, и как таковая тоже представляет собой систему. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, ж, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием.

Ж как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института.

– деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по организации функционирования агентств, информационных служб и других институтов ж, по разработке и реализации информационной политики;

– организаторская работа – создание коллективов, налаживание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.;

– творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радиопрограмм.

Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель". В узком понимании это событийная информация. В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет ж аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения. Третье понимание - специальное. Информация как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание и т.д.), которые затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Они классифицируются по общественным сферам:

· экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

· политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

· институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

· институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

· институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

каждый из этих институтов должен действовать на основе четких установлений - конституции, законов, кодексов, уставов, положений, регламентов, правил и т.п.

Ж как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры. Ж является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует.Социальный институт в современном обществе имеет под собой некий юридический документ. Ж как социальный институт действует в рамках, а не так как хочет. Ж практически никогда не выступает как самостоятельный социальный институт. В ж всегда присутствует учредитель. Группа граждан не есть институт. По закону, кто угодно может создать СМИ.

Четыре ипостаси ж:

1.Ж всегда кем-то учреждена, выступает как орган, инструмент данного социального института.

2.Издание или программ, созданные тем или иным учреждением. У такой ж свободы больше.

3.Независимые издания. Они независимы от других социальных институтов, но зависят от закона. Выручка от продажи тиража составляет 10-40% дохода от газеты, остальное - от рекламы и т.п.

Зависимость или от собственных взглядов, или от учредителя, или от тех, кто дает средства, поэтому независимых изданий в строгом смысле слова не существует

4.Государственные СМИ, финансируются из бюджета.

Ж участвует в политической деятельности. Большинство программ и изданий ориентировано на политическую ситуацию. Ж - прежде всего, это политический институт. Ж обладает политической властью в обществе.

Ж, как и все другие социальные институты в обществе, функционирующем на демократических началах, при всестороннем развитии правовых механизмов регулирования, в условиях полной реализации гражданских свобод, действует на основе других норм. Современная демократия — это демократия партиципарная (предполагающая самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества), делиберативная (основанная на широкой информированности граждан, предопределяющей обдуманные и рационально обоснованные решения) и диалоговая ( обеспечивающая выработку мнений и решений в условиях широкой дискуссии при движении к согласию).Полное развитие этих свойств демократии ведет в открытое общество, где защищены права человека на информацию, а ж — на полнокровную реализацию своих функций в целях утверждения гуманистических ценностей.

Ж в современном обществе.Ж возникла как реакция на информационые потребности общества. Развитие на нее оказывает детерминизм, обусловлена политическим, экономическим, социальным развитием общества. Ж как вид деятельности и социальный институт обладает определенной обстоятельностью, некоторой автономностью, все-таки подчинена общественно-экономическим, общественно политическим, доминирующем в том, или ином образе. Ж обусловлена содержанием тех тенденций, которые существуют в обществе и государстве. Те или иные вопросы общественных отношений проецируются на ж как на деятельность и как на институт.

Закономерности функционирования ж:

1. Возрастание роли СМИ во всех сферах жизнедеятельности общества (знание информации в постиндустриальном обществе обретаем стоимостное выражение)

2. Сопряженность содержания функциональности и развития СМИ с характером политической структуры, социально-политическим отношением в обществе.

3. Обусловленность целей и задач, решаемых СМИ, содержанием и направлением исторического развития общества и государства.

4. Направленность СМИ на формирование общественного мнения и общественного сознания. Чтобы не делали СМИ, всегда идет воздействие.

5. Интеграция рационально-логических и эмоционально-ценностных воздействий СМИ на аудиторию.

Закономерности развития СМИ:

1. Преемственность СМИ в развитии гуманистических традиций общества. Сегодня многие рассматривают новости как бизнес. + в том, что ГТРК втискивает социальные сюжеты в программу.

2. Направленность деятельности СМИ на удовлетворение разнообразных, информационных потребностей массовой аудитории при любых изменяющихся социально-экономических или политических ситуаций. СМИ пытаются удовлетворить.

3. Растущая взаимосвязь качественных изменений в деятельности СМИ с техническими ресурсами каналов распространения СМИ. Цифра, интернет, оптоволокно.

4. Комплексное развитие взаимодействия и координации деятельности структурных элементов СМИ. Взаимодействие ТВ РВ печати и интрнета. (конвергенция)

Также можно добавить про глобализацию, демассофикацию, конгломерацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.195.221
Генерация страницы за: 0.007 сек.