Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеэкономическая деятельность – фактор устойчивого социально-экономического развития Беларуси




Внешняя торговля традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста. Это особо справедливо для Беларуси, имеющей высокую степень открытости экономики вследствие узости внутреннего рынка, а также необходимости импортировать в первую очередь промежуточные и инвестиционные товары.

Республика Беларусь в качестве суверенного государства выступает на международной арене с декабря 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял решение о выходе республики из состава СССР и ратифицировал Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

К моменту провозглашения независимости экономика Беларуси являлась глубоко и широко интегрированной частью народнохозяйственного комплекса СССР, зависимой от других республик, прежде всего от России, Украины, Казахстана и стран Балтии, как по источникам материально-технических ресурсов, так и по рынку сбыта готовой продукции. Годовой объем ввоза и вывоза продукции составлял в 1990 г. почти 40 млрд. рублей, или более половины валового общественного продукта республики. Особенно в тесных экономических связях находилась промышленность республики. Оборот ввоза и вывоза продукции в этой отрасли достигал почти 75% общего объема промышленного производства. О сохранении экспортной ориентации экономики Беларуси свидетельствуют данные таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Доля экспорта в производстве отдельных товаров в Республике Беларусь, %

Наименование товара 1990 год 2000 год 2010 год
Нефтепродукты 45,5 57,7 68,1
Минеральные удобрения 73,1 78,5 71,5
Химические волокна и нити 68,6 73,6
Черные металлы 14,8 41,9 30,6
Шины 29,9 82,3 77,1
Тракторы 95,7 96,4 98,9
Грузовые автомобили 91,2 68,0 51,9
Холодильники и морозильники 85,3 75,2 89,5
Телевизоры 77,3 70,2 66,4

 

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП Республики Беларусь в 2010 году составил 54,6%, импорта – 68,2%.

Главной целью развития внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь остается повышение конкурентоспособности и создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте, обеспечение условий роста экспорта, содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики, обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно.

Развитие внешней торговли Республики Беларусь происходит высокими темпами. За 1995–2010 годы внешнеторговый оборот увеличился почти в 5,8 раза, в том числе экспорт в 5,25 раза. Для сравнения за тот же период, в сопоставимых ценах, ВВП вырос в 2,6 раза, производство промышленной продукции в 3,3 раза, производство продукции сельского хозяйства возросло в 1,47 раза. Динамика внешнеторгового оборота Республики Беларусь за 1995–2010 годы приведена в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь (млн. долл. США)

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. Темп роста %
2000 г. к 1995 г. 2005 г. к 2000 г. 2010 г. к 2005 г. 2010 г. к 1995 г.
Товарооборот         154,1 204,6 183,8 579,7
Экспорт   7 326     152,5 218,1 157,9 525,2
Импорт   8 646     155,4 193,2 208,7 626,7
Сальдо –761 –1 320 –729 –9 642        
Со странами СНГ         156,2 173,9 186,8 507,3
Экспорт   4 399 7 060   145,3 160,5 191,2 446,0
Импорт   6 070     165,1 183,6 184,1 557,8
Сальдо –650 –1 671 –4 082 –7 011        
Со странами вне СНГ   5 503     150,2 263,2 180,1 712,1
Экспорт   2 927 8 919   164,8 304,7 131,5 660,3
Импорт   2 576 5 566   136,5 216,1 258,0 760,9
Сальдо –111   3 353 –2 631        

 

В 2010 году товары белорусского производства поставлялись на рынки 156 государств мира. Экспорт составил 25 226 млн. долл. США, в страны СНГ было экспортировано 53,5% всего экспорта, в том числе в страны Таможенного союза – 40,7%. На страны дальнего зарубежья пришлось 46,5% экспорта республики, в том числе на страны Европейского союза – 30,1%. В Российскую Федерацию продано 38,9% всего белорусского экспорта, Нидерланды – 11%, Украину – 10,1%, Великобританию – 3,9%, Латвию – 3,7%, Польшу – 3,5%.

Импорт товаров осуществлялся из 174 стран и составил 34868 млн. долл. США. Наибольший удельный вес в импорте товаров занимают страны СНГ – 58,8, в том числе страны Таможенного союза – 52,9. Страны вне СНГ – 41,2%. Доля импорта товаров из стран ЕС составила 21,6 %. Основным поставщиком товаров в Республику Беларусь является Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 51,8 %, затем следуют Германия – 6,8%, Украина – 5,4%, Китай – 4,8%, Венесуэла – 3,3%, Польша – 3,1%.

В товарной структуре экспорта Беларуси наибольший удельный вес занимает продукция химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, нефтехимии, черной металлургии, пищевой промышленности и сельского хозяйства (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 – Товарная структура экспорта Республики Беларусь

Товарная группа Экспорт, млн. долл. США % к итогу
               
Машины, оборудование и транспортные средства 1401,6   3094,9 4419,6 29,2 24,0 19,4 17,5
Продукция химической промышленности 915,6 1148,4 2067,2 4516,4 19,1 15,7 12,9 17,9
Минеральные продукты 598,0 1481,6 5652,3 7213,6 12,4 20,2 35,4 28,6
Недрагоценные металлы 295,3 530,3 1195,0 1923,5 6,1 7,2 7,5 7,6
Сельскохозяйственная продукция и продукты питания 317,6 503,0 1328,7 3262,7 6,6 6,9 8,3 12,9
Текстиль и текстильные изделия 663,9 774,1 939,0 1266,3 13,8 10,6 5,9 5,0
Древесина и изделия из нее 154,9 313,9 558,7 657,4 3,2 4,3 3,5 2,6
Прочие товары 456,1 817,7 1143,2 1966,5 9,6 11,1 7,1 7,9
Всего   7 326            

 

Крупнейшими белорусскими экспортерами промышленной продукции являются: Минский тракторный завод, экспорт продукции которого доходит ежегодно до 98–99%; Минский автомобильный завод, выпускающий более ста модификаций грузовых автомобилей, в том числе магистральных автопоездов и седельных тягачей; Белорусский автомобильный завод, экспортирующий уникальные тяжелые и сверхтяжелые карьерные самосвалы; Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения; промышленное объединение «Беларуськалий», Гомельский химический завод, акционерное общество «Гродно Азот», производящие и поставляющие на внешние рынки минеральные удобрения; Могилевское производственное объединение «Химволокно», являющееся крупнейшим в Европе комплексом по выпуску полиэфирных волокон и нитей; Белорусский металлургический завод, экспорт товарной продукции которого в целом превышает 85%, и другие.

Опережающими темпами развивается в Республике Беларусь экспорт продукции сельского хозяйства и продуктов питания. За 1995–2010 годы их экспорт из республики увеличился в 10,3 раза, а удельный вес в экспорте достиг 12,9%, в том числе продажа мяса увеличилась в 16,4 раза, а молока и молочной продукции в 17,4 раза.

Основной импортируемой Республикой Беларусь продукцией являются нефть, нефтепродукты, природный газ, электроэнергия, черные металлы, ациклические спирты, синтетический каучук, автомобили легковые, растительные масла, сахар. При этом слабая обеспеченность страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (менее 15% общей потребности) предопределяет высокий дельный вес минерального топлива, нефти и продуктов их переработки в структуре импорта товаров (34,1% в 2010 году). Развитый многоотраслевой промышленный комплекс, в котором существенную роль играют крупные материалоемкие и энергоемкие производства требуют значительных поставок сырья и энергоресурсов. Так, например, недрагоценные металлы и изделия из них составили 9,7% в общем объеме товарного импорта.

Республика Беларусь активно участвует в международной торговле услугами. Международный оборот услуг составил в 2010 году 7 263,8 млн. долл. США. Положительное сальдо услуг сложилось в размере 1 692,6 млн. долл. США и на 18,6 % компенсировало отрицательное сальдо баланса торговли товарами. Подробнее международная торговля услугами в Республике Беларусь рассматривается в главе 5 «Операции международной купли-продажи услуг и объектов интеллектуальной собственности».

Важное место в развитии внешнеэкономического комплекса занимают прямые иностранные инвестиции. Беларусь заинтересована в поступлении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и предпринимает меры по улучшению инвестиционного климата. Ожидается, что вместе с инвестициями в страну придут новые технологии и управленческие ноу-хау, которые затем распространятся на отечественные предприятия, приводя к росту их конкурентоспособности и повышая степень интегрированности в мировую экономику.

Мировой опыт показывает, что практически все государства, сумевшие достичь социального и экономического прогресса в последние десятилетия, в значительной мере использовали иностранный капитал.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается направлять на обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития Беларуси: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

Иностранные инвестиции – вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами белорусских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь в целях получения дохода.

Прямые иностранные инвестиции – инвестиции, осуществленные прямыми инвесторами – зарубежными участниками, доля которых составляет не менее 10 процентов акций или паев в уставном фонде организации.

В последние годы в Беларуси отмечается существенное увеличение притока ПИИ. По сравнению с 2005 годом объем поступления в экономику ПИИ в 2009 году вырос в 10,7 раза и составил 4821 млн. долл., удельный вес ПИИ в валовом внутреннем продукте увеличился с 7% до 9,7%.

На 1 января 2009 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 5176 организаций с иностранными инвестициями, в том числе 2819 совместных предприятия и 2357 иностранных. По сравнению с 2000 годом количество организаций с иностранными инвестициями увеличилось в 2,8 раза.

Вклад зарубежных инвесторов в уставной капитал на начало 2009 года составил 2278,5 млн. долл. США, и увеличился по сравнению с 2000 годом более чем в 4 раза. Среднесписочная численность работников организаций с иностранными инвестициями составила291,6 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2000 годом в 3,6 раза.

Организации с иностранными инвестициями вносят существенный вклад в развитие экономики Республики Беларусь. В 2009 году ими было выпущено товаров и услуг на сумму 34248,5 млрд. руб., или 25,0% общереспубликанского. Экспорт организаций с иностранными инвестициями увеличился по сравнению с 2000 годом в 6,8 раза и достиг в 2009 году 4734,0 млн. долл. США, а его удельный вес в экспорте Республики Беларусь составил в 19,1%.

Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусмотрено увеличить объем привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары) до 7–7,5 млрд. долл. США.

Национальная программа развития экспорта [1]

Вопросы развития экспортного потенциала и обеспечения сбалансированности внешней торговли приобрели исключительную значимость на современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь, поскольку внешний спрос на продукцию отечественных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики. Положительное сальдо внешнеторговых операций по товарам и услугам обеспечивает финансовую стабильность на макроуровне, обусловливая такие базовые параметры экономической безопасности страны как официальные золотовалютные резервы, валовой и государственный внешний долг, обменный курс национальной валюты, доходы государственного бюджета.

В целях обеспечения повышения конкурентоспособности экспортных товаров и услуг, роста объемов экспорта, повышения его эффективности и оптимизации внешнеторгового сальдо в Республике Беларусь, начиная с 2000 года, разрабатываются и реализуются пятилетние Национальные программы развития экспорта.

Программой развития экспорта на 2006–2010 годы в качестве основной цели предусматривалось увеличение экспорта в 2010 году в 1,56 раз к уровню 2005 года по первому варианту и в 1,8 раза – по второму варианту.

Фактически уже в 2008 году был обеспечен двукратный прирост экспорта товаров и услуг по сравнению с уровнем 2005 года. Однако значительное сокращение на 32,8% объемов поставок белорусской продукции и оказанных услуг в 2009 году негативно отразилось на динамике выполнения основного целевого параметра Программы.

Объем экспорта товаров и услуг в 2010 году составил 29826 млн. долл. США или 164% к уровню экспорта в 2005 году, что выше установленного на пятилетие программного параметра по нижней границе (таблица 1.4).

Целевые параметры наращивания экспорта услуг за 2006-2010 гг. фактически превышены – прирост составил 2,4 млрд. долл. США, обеспечив увеличение к уровню 2005 года в 2,16 раза. При этом доля экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг выросла с 11,4% в 2005 г. до 15,0% в 2010 году.

 

Таблица 1.4 – Выполнение Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2006–2010 годы

Показатели Целевые параметры Фактическое выполнение в 2010 году
Темп роста экспорта товаров и услуг, % 155,9-180,3 164,0
Темп роста экспорта услуг, % 160,6-184,9 216,1
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, млн долл. Положительное на протяжении всего периода –7425,6

 

Однако, несмотря на достигнутые в целом за 2006–2010 годы плановые показатели роста объемов экспорта товаров и услуг сальдо внешней торговли было отрицательным и имело устойчивую тенденцию роста.

Опережающий рост импорта товаров по сравнению с экспортом в 2006–2010 годах (табл.), импорт увеличился на 208,7%, а экспорт на 157,9%, обусловил ежегодное ухудшение показателя сальдо торговли товарами и услугами. Если в 2005 году сальдо имело положительное значение в размере 341,8 млн. долл. США, то в 2010 году оно изменилось до отрицательного – 7 425,6 млн. долл. США. При этом изменение показателя сальдо внешней торговли товарами оказалось больше, составив 8 480,6 млн. долл. США.

Ухудшение показателя сальдо внешней торговли товарами и услугами произошло в торговле товарами и частично компенсировалось ростом положительного сальдо торговли услугами на 713,2 млн. долл. США.

Анализ изменения внешнеторгового сальдо по товарным группам в период 2005 – 2010 годов показал, что наибольший вклад в ухудшение этого показателя внесли энергоносители. Это было обусловлено изменением условий закупок российской нефти, связанное с введением Российской Федерацией экспортных пошлин на поставляемую в Республику Беларусь нефть и повышение цен на импортируемый республикой природный газ. Отрицательное сальдо в торговле нефтью и нефтепродуктами за пять лет увеличилось на 1,9 млрд. долл. США.

Вклад сжиженного и природного газа в ухудшение торгового баланса составил 3 113,6 млн. долл. США. При стабильном физическом объеме импорта природного газа на уровне 20-21 млрд. м3 последовательное повышение цен привело к росту его стоимостного объема с 950 млн. долл. США в 2005 году до 4 046 млн. долл. США в 2010 году или в 4,3 раза.

Существенно повлияло на рост отрицательного сальдо превышение ввоза над вывозом таких товаров как: автомобили и запасные части к ним на 909,6 млн. долл. США, черных металлов на 694,8 млн. долл. США, компьютерной техники и аппаратуры связи на 394 млн. долл. США.

Нарастание отрицательного сальдо в торговле товарами в первую очередь, обусловлено ростом импортоемкости экспортируемой продукции. В связи с тем, что темпы роста физических объемов экспорта практически не выросли, а темпы роста внутреннего потребления были существенно выше, произошел опережающий рост импорта промежуточных товаров по сравнению со стоимостным объемом товарного экспорта. В результате, соотношение промежуточного импорта и экспорта увеличилось с 75,2% в 2005 году до 100,7% в 2010 году, при экспорте 25 226 млн. долл. США годовой импорт промежуточных товаров составил 25 408,1 млн. долл. США.

Промежуточные товары – это товары, используемые не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг, стоимость таких товаров включается в стоимость конечного продукта.

Невысокая доля добавленной стоимости в цене экспортируемой промышленной продукции (27,7% против 40–45% в развитых странах мира) не обеспечивала компенсацию растущих затрат на промежуточный, главным образом, сырьевой импорт.

По данным межотраслевого баланса за 2008 год, полный импорт (сырье, материалы, комплектующие иностранного происхождения, потребляемые предприятиями-экспортерами напрямую и в составе отечественных промежуточных товаров) составлял 43,8 копейки на рубль белорусской экспортной продукции.

За 2006–2010 годы товарная структура экспорта не претерпела существенных позитивных изменений, и не в полной мере соответствует структуре экспорта наиболее развитых стран мира.

 

Таблица 1.5 – Структура экспорта Беларуси в сравнении с развитыми странами в 2010 году

Группы товаров Средняя доля в экспорте 36 наиболее развитых стран мира, % Доля в экспорте Беларуси, %
Сельскохозяйственная продукция 10,1 12,9
Топливо и продукты добывающей промышленности 11,2 28,6
Промышленные товары, в том числе: 76,0 58,5
лекарственные средства 4,6 0,4
машины и транспортное оборудование, в том числе: 36,2 18,5
электроника и телекоммуникационное оборудование 11,6 0,3

Не произошло намеченной программой развития экспорта на 2006–2010 годы товарной и географической диверсификации внешней торговли. Сохраняется высокая степень зависимости объемов экспорта от нескольких товарных групп. На первые 13 товарных позиций приходится более 60 процентов белорусского экспорта (таблица 1.6).

 

Таблица 1.6 – Товарная структура белорусского экспорта

Основные товарные группы    
1. Нефтепродукты 30,4% 26,8%
2. Удобрения калийные 6,3% 8,8%
3. Молоко и молочные продукты 3,0% 6,1%
4. Черные металлы 4,0% 3,8%
5. Грузовые автомобили 3,8% 3,2%
6. Тракторы, включая седельные тягачи 3,8% 3,1%
7. Мясо и пищевые мясные субпродукты 1,2% 2,6%
8. Шины 1,1% 1,8%
9. Сахар белый 1,4% 1,4%
10. Мебель 1,7% 1,3%
11. Части и принадлежности для автомобилей и тракторов 1,5% 1,2%
12. Холодильники и морозильники 1,9% 1,2%
13. Машины и механизмы для уборки сельскохозяйственных культур 0,2% 1,0%
Всего 60,3% 62,3%

 

Аналогичная ситуация с географическим распределением экспортных потоков, – 79,5 процента товарного экспорта сконцентрировано на 10 стран – основных торговых партнеров (таблица 1.7).

Белорусский экспорт в значительной степени сконцентрирован на российском рынке. Среди товаров производственно-технического назначения наиболее зависят от российского рынка производство металлообрабатывающих станков (67,4% объема производства экспортировано в Россию в 2010 году), грузовых автомобилей (40,0%) и тракторов (47,2%).

Среди потребительских товаров наиболее зависимыми от российского рынка являются молочная продукция, бытовая техника. Так, 56,5% объема производства сливочного масла в 2010 году экспортировано в Россию, сыров и творога – 87,0%. В производстве телевизоров экспорт в Россию занимает 64,3%, холодильников – 55,7%, стиральных машин – 40,4%, газовых плит – 61,8%.

 

Таблица 1.7 – Распределение белорусского экспорта по странам

2005 год 2010 год
Страна Доля Страна Доля
Россия 35,8% Россия 38,9%
Нидерланды 15,1% Нидерланды 11,0%
Великобритания 7,0% Украина 10,2%
Украина 5,7% Великобритания 3,9%
Польша 5,3% Латвия 3,7%
Германия 4,4% Польша 3,5%
Китай 2,7% Бразилия 2,8%
Литва 2,2% Китай 1,9%
Латвия 2,0% Казахстан 1,8%
Франция 1,7% Германия 1,8%
Итого по 10 странам 81,9% Итого по10 странам 79,5%
Остальные страны 18,1% Остальные страны 20,5%
Всего 100,0% Всего 100,0%

 

При этом Беларусь не экспортирует или имеет очень низкую долю на рынке Венесуэлы и Китая, несмотря на значительную емкость рынка этих стран. По такой продукции, как грузовые автомобили(5,2% от экспорта в Китай), тракторы (0,2% от экспорта в Китай), шины (0,4% и 0,04% в Китай и Венесуэлу, соответственно). Холодильники, стиральные машины, телевизоры, металлообрабатывающие станки, черные металлы, газовые плиты, лесоматериалы, обои в Китай и в Венесуэлу не экспортируются.

Низкая диверсифицированность внешней торговли сопряжена с высоким уровнем рисков, которые, как правило, возникают в случае форс-мажорного снижения объемов экспорта в традиционные страны-партнеры и вытеснения с их рынков белорусских производителей.

Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы разработана в развитие основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач и механизмов их достижения в области внешнеэкономической деятельности. В программе учтен опыт разработки и реализации предыдущих программ развития экспорта на 2000–2005 и 2006–2010 годы, а также особенности текущей конъюнктуры международной торговли и новые тенденции в сфере глобализации и региональной интеграции.

Целью Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы является обеспечение роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году в размере 0,5–0,6 % к ВВП.

Достижение положительного сальдо торгового баланса к концу пятилетки будет обеспечено получением отдачи от внутренних и внешних инвестиций на модернизацию действующих и создание новых экспортоориентированных предприятий. Предусмотрен рост доли инвестиций в основной капитал в ВВП с 32 процентов в 2010 году до 37,5 процентов в 2015 году. Такой рост предполагается обеспечить за счет вхождения Беларуси в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения должен увеличиться за пятилетие в 1,7 раза и составить 700–745 долларов США в год.

Программой предусмотрен рост объема импорта в 2011–2015 годах не более чем в 1,9 раза, что обеспечит выход на положительное сальдо в 2015 году. Общий прогнозируемый объем импорта в 2015 году составит 65,7 млрд. долл., из них 55,8 млрд. долл. придется на импорт товаров и 9,9 млрд. на импорт услуг.

Рост импорта инвестиционных товаров предусматривается опережающими темпами по сравнению с общим ростом импорта (3,4 раза), что обусловлено задачей по ускоренной модернизации экономики и увеличением доли машин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.

Инвестиционные товары – товары, сохраняющие неизменную натуральную форму в течение длительного (более одного года) периода времени и используемые для замены, обновления, качественного улучшения основных средств.

Доля инвестиционных товаров в общей структуре импорта товаров вырастет с 10,1% в 2010 году до 21,5% к 2015 году (соответственно, 9,4% и 18,2% в общем объеме импорта товаров и услуг).

 

Таблица 1.8 – Прогноз изменения основных структурных составляющих импорта

Импорт   Доля, в %   Доля, в % 2015 к 2010, в %
Инвестиционные товары 3 485,8 9,4 11 981,8 18,2 343,7
Промежуточные товары 25 408,1 68,2 36 041,9 54,9 141,9
энергетические 11 956,9 32,1 17 706,9 27,0 148,1
прочие промежуточные товары 13 451,2 36,1 18 335 27,9 136,3
Потребительские товары 5 629,3 15,1 7 552,3 11,5 134,2
продовольствие 1 884,8 5,1 2 201,4 3,4 116,8
непродовольственные товары 3 744,5 10,1 5 350,9 8,1 142,9
Прочие 345,1 0,9   0,8 146,0
Итого импорт товаров 34 466,0 92,5 55 750 84,9 161,8
Импорт услуг 2 785,6 7,5 9 935 15,1 356,7
Импорт ВСЕГО 37 251,6 100,0 65 685 100,0 176,3

 

Программой деятельности Правительства Республики Беларусь определены планы реализации инвестиционных проектов, направленные на создание нового потенциала для экспорта. За пятилетие намечено построить в Беларуси крупнейший химический комбинат по производству комплексных минеральных удобрений, в результате модернизации глубину переработки нефти белорусских НПЗ намечено довести до 92%. Запланировано также строительство заводов автокомпонентов, листового проката и двигателей Евро-5.

Рост импорта промежуточных товаров прогнозируется с меньшим темпом, чем рост ВВП, с учетом снижения материалоемкости производства (141,9%).

Импорт потребительских товаров будет расти более низкими темпами (134,2%) по сравнению с располагаемыми денежными доходами населения (170–176%)) и розничным товарооборотом, что обеспечит увеличение доли отечественной продукции на внутреннем рынке. При этом повышение благосостояния населения, увеличение доли непродовольственных товаров в потреблении домохозяйств обусловит более быстрый рост импорта непродовольственных товаров (142,9%) по сравнению с продовольствием (116,8%).

Импорт услуг будет расти более быстрыми темпами, чем импорт товаров за счет роста уровня жизни населения и деловой активности, увеличения туристических и деловых поездок, а также деловых и финансовых услуг связанных с увеличением внешнеторговых операций, но более низкими темпами, чем экспорт услуг. В результате предусматривается увеличить положительное сальдо по услугам с 1,7 млрд. долл. в 2010 году до 3,5 млрд. долл. в 2015 году.

Программой определен перечень наиболее перспективных для увеличения экспорта белорусских товаров. Среди крупнейших 20 товарных позиций мирового экспорта 15 позиций занимают высокотехнологичные наукоемкие товары, из которых 11 производятся в Беларуси (таблица 1.9, выделены жирным шрифтом). Данные товары являются наиболее перспективными для наращивания экспорта.

 

Таблица 1.9 – Крупнейшие 20 позиций мирового экспорта в 2008 году

Наименование товаров Мировой экспорт, млрд. долл. Доля в мировом экспорте, %
   
  Бензин/сырая нефть, полученная из битумного угля 947,7 6,0
  Низкосортный бензин, битумные масла 677,6 4,3
  Легковые автомобили и другие механические транспортные средства, предназначенные для транспортировки людей 632,3 4,0
  Телекоммуникационное оборудование, его комплектующие и дополнительные устройства 440,6 2,8
  Электронные лампы с термокатодом, холодным катодом или фотокатодом; диоды, транзисторы и аналогичные полупроводниковые устройства и пр. 401,7 2,5
  Детали и принадлежности к автомобилям 306,3 1,9
  Лекарства/медикаменты 302,8 1,9
  Аппараты по автоматической обработке данных/ЭВМ и их комплектующие; магнитные и оптические считывающие устройства и пр. 301,5 1,9
  Натуральный газ, в том числе сжиженный 248,0 1,6
  Комплектующие и дополнительные устройства, использовать которые можно и как самостоятельное оборудование, и в сочетании с др. машинами 204,8 1,3
  Самолеты, космические летательные аппараты (включая искусственные спутники) и средства выведения космических аппаратов с орбиты; их комплектующие 194,9 1,2
  Электрические аппараты для переключения или защиты электрических сетей, для обеспечения связей внутри сетей; электрические резисторы/ катушки сопротивления панели, пульты управления и их аналоги 191,9 1,2
  Электрическое оборудование и аппараты, не включенные в другие группы 182,7 1,1
  Другие машины и оборудование, специально предназначенные для конкретных отраслей, и их комплектующие 156,4 1,0
  Поршневые двигатели внутреннего сгорания и их комплектующие 150,2 0,9
  Измерительные и контрольные инструменты и аппараты 147,8 0,9
  Корабли, морские суда и наплавные сооружения 138,2 0,9
  Изделия из неблагородных металлов 136,7 0,9
  Мебель и ее детали; постельные принадлежности, матрацы 134,6 0,8
  Автомобили для транспортировки товаров и автомобили специального назначения 133,6 0,8

 

Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта намечено довести до 14–15%, долю услуг – не менее чем до 20%, долю продукции машиностроения – до 20,3%, увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции не менее чем в 2,2 раза, фармацевтической – в 4 раза.

 

Таблица 1.10 – Целевые параметры совершенствования структуры экспорта товаров и услуг Республики Беларусь

Показатели    
Доля услуг в общем объеме экспорта 15,0% 20,0%
Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорте 7,1% 14-15%
Экспорт объектов интеллектуальной собственности Рост не менее чем в 3 раза
Экспорт сельскохозяйственной продукции и товаров пищевой промышленности Рост не менее чем в 2,2 раза
Доля продукции машиностроения в общем объеме экспорта 16,5% 20,3%
Доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта товаров 28,6% 20–25%
Экспорт фармацевтической продукции Рост не менее чем в 4 раза

Для реализации целевого прогноза, обеспечивающего рост экспорта товаров и услуг за пятилетие в 2,2 раза с достижением внешнеторговой сбалансированности к 2015 году, программой определены количественные ориентиры наращивания стоимостных объемов экспорта в разрезе товарных групп и видов экономической деятельности.

В частности, опережающие темпы роста экспорта предусмотрены по товарам, произведенным из местных ресурсов и сырья, вклад которых в прирост экспорта за пятилетку может составить более 35% (прирост на 9,6 млрд. долл. к 2015 г. в сравнении с 2010 г.). Важнейшая составляющая этого направления наращивания экспорта – доведение уровня экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в 2015 году до 7 млрд. долл. США. Экспорт молочной продукции за пять лет должен увеличиться в 2,3 раза, мяса и мясной продукции – в 2,9 раза. Вклад сырьевых отраслей (нефтяная и металлургическая) в прирост экспорта оценивается в 25%, то есть 6,9 млрд. долл. в абсолютном выражении.

Прирост экспорта технически сложной и наукоемкой продукции в традиционных отраслях за счет дальнейшей их модернизации, а также развития секторов экономики пятого технологического уклада и их экспортного потенциала, оценивается в 10,9 млрд. долл. (40% всего прироста экспорта страны). Основу пятого технологического уклада составляет электронная промышленность, вычислительная и оптико-волоконная техника, роботостроение, программное обеспечение и телекоммуникации.

Одним из инструментов обеспечения роста международной торговли является использование преимуществ Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Это позволяет Республике Беларусь эффективно использовать свои преимущества «сборочного цеха», связанные с выгодным географическим положением, наличием высококвалифицированных трудовых ресурсов и развитой транспортной, энергетической и другой инфраструктуры.

Белорусские производители, независимо от происхождения, количества и удельного веса сырья и материалов, которые были использованы в производстве готовой продукции, получили беспошлинный доступ для своей продукции на рынки России и Казахстана.

Для реализации программы развития экспорта государством намечено проведение следующих мероприятий:

· формирование благоприятной институциональной среды;

· совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой;

· следование инновационной стратегии развития экспорта.

· рациональное импортозамещение.

Формирования благоприятной институциональной среды означает: финансовое стимулирование экспорта; создание условий для привлечения прямых иностранных инвестиций; улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности; защита инвесторов; улучшение деловой среды.

Совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой предусматривает: приватизацию и акционирование государственных предприятий для привлечения стратегических инвесторов; интеграцию национальных предприятий в производственные структуры ТНК с привлечением прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих приток новых технологий для инновационной модернизации производств и повышения их конкурентоспособности.

Инновационная стратегия развития экспорта основывается на развитии международного научно-технического сотрудничества, научном сопровождении приоритетных производств.

Рациональное импортозамещение основывается на создании производств, которые при насыщении внутреннего рынка и достижении необходимого качества продукции должны либо выходить на внешние рынки, либо включаться в цепочки по обслуживанию экспортоориентированных предприятий. Именно такой подход к импортозамещению в наибольшей степени соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках и оптимизации внешнеторгового сальдо.

 


ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ и организационные ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, оптимизации объема и структуры экспорта и импорта, стимулирования притока иностранных инвестиций [9, с. 351].

В соответствии с Законом республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляется в целях создания благоприятных условий для резидентов Республики Беларусь – участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

· реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

· обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

· единства таможенной территории Республики Беларусь;

· приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

· обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

· применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

· выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

· обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

· гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны в интересах нынешнего и будущих поколений.

Исходя из целей внешнеэкономической политики необходимо решить следующие важнейшие задачи:

· создать политические, экономические и правовые условия для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;

· расширить торгово-экономические связи с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;

· продолжить курс на либерализацию внешней торговли при условии обеспечения экономической безопасности и защиты социально-эколого-экономических интересов страны во внешнеэкономической деятельности;

· проводить в рамках общепринятых процедур политику разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей при сохранении адекватной конкурентной среды;

· обеспечить реализацию конкурентных преимуществ страны при осуществлении внешней торговли;

· создать условия для привлечения зарубежных и отечественных инвестиций в перспективные программы и проекты, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции, соответствующей международным нормам и экологическим стандартам;

· способствовать приоритетному развитию тех форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровень экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, в том числе по выпуску экологически чистой продукции, экспорт услуг, совместные НИОКР, лизинг оборудования и пр.);

· разработать меры по более широкому привлечению международного сообщества к решению долгосрочных социально-экономических, научно-технологических и медицинских проблем страны, а также к участию в реализации международных проектов, направленных на развитие энергетики, транспорта и связи, минимизацию последствий чернобыльской катастрофы, сохранение, защиту и восстановление экосистем;

· развивать инфраструктуру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, современные системы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли, глобальные телекоммуникационные сети.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством:

· таможенно-тарифного регулирования;

· нетарифного регулирования;

· запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

· мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.

Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности применяются в целях: участия Республики Беларусь в международных санкциях; поддержания равновесия платежного баланса Республики Беларусь; предотвращения серьезного сокращения золотовалютных резервов Республики Беларусь.

Меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности включают в себя:

· государственную систему сбора, обработки, хранения и распространения внешнеторговой информации;

· разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

· принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности;

· обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности;

· организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;

· организацию рекламных кампаний и кампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности;

· создание и обеспечение развития системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб;

· ведение государственной системы каталогизации продукции;

· реализацию различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что применяемые в мировой торговой практике нетарифные ограничения отличаются значительным разнообразием. Термин нетарифные ограничения охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых выходит за рамки их прямого назначения и создает препятствия для внешней торговли товарами и услугами.

По классификации ЮНКТАД меры, прямо или косвенно регулирующие внешнюю торговлю, делятся на восемь категорий: тарифные; паратарифные; меры контроля над ценами; финансовые; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические меры; технические меры. ВТО официально ставит задачу перехода к регулированию внешней торговли исключительно тарифными методами, все остальные меры регулирования относят к нетарифным.

К паратарифным ЮНКТАД относит меры, которые увеличивают стоимость импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной. В эту категорию входят:

· таможенные доплаты (дополнительные налоги, добавочные пошлины) – вводятся в торгово-политических целях, для пополнения бюджета или защиты национального производства;

· дополнительные сборы – взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеют внутреннего аналога. Сюда, как правило, относят налог на переводы иностранной валюты, гербовый сбор, плата за импортную лицензию, налог в фонд содействия развития экспорта, налоги в специальные фонды, регистрационный сбор на импортные транспортные средства и т. д.;

· внутренние налоги и сборы, которыми облагается импорт, – налог с продаж импортных товаров, налог с оборота или многократный налог с продаж, налог да добавленную стоимость. Кроме того, некоторые товары не являющиеся предметами первой необходимости, облагаются сверх основного налога также акцизом – налогом, который может взиматься как по адвалорным, так и по специфическим ставкам.

· декретированная таможенная оценка – практика административного установления таможенной стоимости для исчисления таможенных пошлин и сборов.

Меры контроля над ценами вводятся с целью поддержания или стабилизации внутренних цен, а также для предотвращения ущерба, который может нанести нечестная торговая практика иностранных конкурентов. К ним относятся:

· административное фиксирование цен – власти страны-импортера принимают в расчет внутренние цены производителя или потребителя, устанавливают верхние и нижние пределы цен, либо увязывают их с ценами мирового рынка (используются такие методы, как официальные цены, минимальные импортные цены или базовые цены импорта);

· добровольные ограничения экспортных цен – ограничительное соглашение, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня;

· скользящие сборы – предназначены для выравнивания рыночных цен на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания, для сближения их с внутренними ценами. В этих целях на определенный период времени устанавливается соответствующая цена (справочная, пороговая);

· антидемпинговые меры – применяются по итогам расследования соответствующей инстанцией страны-импортера торговой практики, если установлены факт демпинга и материальный ущерб от него. Под демпингом понимается экспорт товара по цене ниже нормальной, то есть, как правило, цены внутреннего рынка страны – экспортера. Антидемпинговые меры могут иметь вид, как пошлин, так и количественного либо ценового регулирования;

· компенсационные меры – вводятся, если расследование показывает, что импортируемые товары субсидируются, и это субсидирование наносит ущерб национальному производству. Компенсационные меры могут принять форму компенсационных пошлин, а также обязательств фирм – экспортеров или властей страны экспортера.

К финансовым мерам относятся мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте и цену валюты для них, а также условия платежа. Они могут увеличивать стоимость импорта. В эту категорию нетарифных ограничений включают:

· требования предварительной оплаты стоимости импорта и/или импортных налогов, в том числе предварительные импортныедепозиты (депонирование стоимости импортной сделки за определенный срок до ее осуществления), уплату наличными (депонирование подлежащей уплате суммы или части ее в коммерческом банке до открытия аккредитива), предварительную уплату таможенных пошлин;

· множественные валютные курсы – для различных категорий товаров и импортеров устанавливаются различные курсы. Обычно официальный курс сохраняется для наиболее необходимых товаров, в то время как другие товары должны оплачиваться по коммерческим курсам или с покупкой иностранной валюты через аукционы;

· официальные ограничения на накопление иностранной валюты (разрешения, визы и т.д.) – вплоть до запрета;

· специальные правила импортных платежей;

· отсрочки платежей, очереди на уплату – государство устанавливает минимально допустимые сроки от даты доставки товаров до завершения импортных расчетов (обычно 90, 180, или 360 дней для потребительских товаров и промышленного сырья, от 2 до 5 лет для инвестиционных товаров). При нехватке иностранной валюты может быть установлена очередность на проведение платежей по импорту.

Меры автоматического лицензирования носят чисто формальный характер, по существу не являясь торговым ограничением. Автоматическая лицензия (регистрация внешнеторгового контракта) – это свободно выдаваемое разрешение на импорт. Представляет собой наблюдение за тенденциями ввоза некоторых товаров. За мониторингом может последовать введение импортных ограничений.

Меры количественного контроля – одна из важнейших разновидностей нетарифных ограничений. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт любого конкретного товара либо из всех источников, либо из конкретных стран. Основными видами ограничений этой группы являются:

· неавтоматическое лицензирование – введение специальных разрешений на импорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев. Лицензии на ввоз некоторых товаров могут выдаваться только отдельным категориям импортеров: производителям определенных товаров и услуг, государственным предприятиям и т.д. Возможна выдача лицензий на ввоз конкретной продукции строго для определенных целей (для инвестиционных проектов развития экспортного производства и т.д.). Вместо лицензии может выдаваться специальное разрешение на импорт определенных товаров (этим обычно занимается орган, регулирующий конкретную сферу экономики, например, министерство сельского хозяйства). Предварительное разрешение требуется на ввоз товаров, импорт которых регулируется по соображениям здравоохранения или безопасности, в соответствии с международными договорами о защите окружающей среды и дикой природы и т.д.);

· квоты – количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу товара. Глобальная квота – это совокупное количество товара, разрешенное к ввозу в данную страну. Эта квота может быть не накапливаемой (то есть устанавливаемой для всего импорта) и накапливаемой (то есть распределяемой по отдельным странам-экспортерам). Двусторонняя квота устанавливается для отдельной страны. Сезонная квота устанавливается на определенное время года (преимущественно для сельскохозяйственных продуктов). В некоторых случаях импортные квоты устанавливаются в процентах от величины экспорта. Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды;

· запрет на импорт определенного товара может устанавливаться полностью и без всяких исключений (например, с целью экономии иностранной валюты или защиты национального производства от конкуренции). Возможны временные и сезонные запреты. Фактическим запретом на импорт является отказ в выдаче лицензий (обычно по соображениям поддержания платежного баланса). Иногда применяется запрет на импорт из отдельных государств, в торговле с которыми данная страна имеет большой дефицит. Возможен запрет на импорт из определенной страны по политическим мотивам (эмбарго);

· соглашение об ограничении экспорта – экспортер соглашается ограничить свои экспорт добровольно, чтобы избежать принудительных мер со; стороны импортера. Такие соглашения могут заключаться как между государствами, так и на отраслевом уровне. Действуют как двусторонние, так и многосторонние соглашения этого типа;

· специфические количественные ограничения для предприятий (подбор импортеров на конкурсной основе, или проведение аукционов за право импорта; квоты для отдельных предприятий; ограничения на состав импортеров в рамках национальных экономических программ и т. д.).

К монополистическим мерам относятся такие регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов. Основные виды таких мер – государственная монополия на импорт определенных товаров (в отдельных случаях аналогичная монополия может предоставляться и предприятиям частного сектора) и принудительное обслуживание национальными предприятиями (в определенных случаях хозяйствующие субъекты имеют право пользоваться только услугами национальных страховых и транспортных компаний).

Технические меры – это нетарифные ограничения, основанные на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам. В эту группу нетарифных ограничений входят следующие их виды:

техническое регулирование. Речь идет о нормах, прямо или косвенно устанавливающие технические требования к продукту. К ним относятся санитарное регулирование, имеющее целью защитить жизнь и здоровье людей и животных, фитосанитарное регулирование, направленное на защиту растений, регулирующие меры по защите окружающей среды и дикой природы, меры по защите безопасности людей, по обеспечению национальной безопасности. Эти меры вводятся путем издания инструкций, детально регламентирующих действия по осуществлению контроля (как, например, требование при ввозе товара предварительно проверить соответствующий сертификат, выданный уполномоченными органами страны происхождения товара, а в некоторых случаях – сертификат, выданный соответствующей службой страны – импортера).

К техническим мерам относятся технические условия, которым должна соответствовать продукция, требования к маркировке, к информации, которую она должна содержать (страна происхождения, вес, специальные обозначения для опасных веществ и т. д.), требования к информации для потребителя, которую должна содержать этикетка, требования к упаковке (материал, способ упаковки), требования контроля, инспекции (в таможенных лабораториях) и карантина (в отношении живых животных и растений), требования к информации о продукте (перечень компонентов, советы по использованию и хранению);

· предотгрузочная инспекция – принудительный контроль качества, количества и цены товаров до их отгрузки из страны-экспортера, осуществляемый фирмой-инспектором по поручению страны-импортера. Ценовой контроль направлен на то, чтобы избежать занижения или завышения цены в целях соответственно уклонения от уплаты пошлин или перевода иностранной валюты за рубеж;

· специальные таможенные формальности – как, например, требования предоставлять более подробную информацию, чем содержащаяся в таможенной декларации, требования использовать определенные пункты пропуска и т. д.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют Таможенный союз.

Высшим органом Таможенного является Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (МежгоссоветЕврАзЭС). Постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза является Комиссия таможенного союза, основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза.

Таможенный союз является основой для скорейшего построения Единого экономического пространства, предусматривающего устранение барьеров на пути свободного движения товаров, услуг, капитала и трудящихся граждан. Формирование современного эффективного общего рынка необходимо для успешного развития экономик стран участниц, повышения благосостояния народов Беларуси, Казахстана и России.

Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции государств, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом государства, входящие в таможенный союз, применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Органы регулирования и содействия внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Президент в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов, обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Роль Президента в регулировании внешнеэкономической деятельности определяющая.

В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принимать решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Президент инициирует разработку общегосударственных программ, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности.

Президент Республики Беларусь может предоставить Правительству Республики Беларусь право на принятие решений о применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отнесенных настоящим Законом к компетенции Президента Республики Беларусь.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание состоит из двух палат – П




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.