Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цены и ценообразование во внешнеэкономической деятельности

В целях совершенствования государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь постановлением №1091 от 10 июля 1998 года определил примерный перечень товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности (включая товары для товарообменных операций), на оснований которого Министерством экономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары. Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров, на которые утверждены предельные минимальные цены, должны устанавливать на эти товары цены не ниже утвержденных на них предельных минимальных цен.

В Перечень предельных минимальных цен включаются товары (продукция), которые пользуются спросом на рынке зарубежных стран и государств – участников СНГ.

В перечень включены следующие товары: мясо крупного рогатого скота, замороженное; свинина свежая, охлажденная или замороженная; молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ; удобрения минеральные или химические, азотные и калийные; казеин, клеи казеиновые; необработанные шкуры крупного рогатого скота; сырье пушно-меховое; лесоматериалы необработанные; лесоматериалы распиленные; лен-сырец или лен обработанный.

Под уровнем предельных минимальных цен понимаются цены, складывающиеся на момент осуществления экспорта продукции при минимально допустимых, но эффективных условиях поставки (при сопоставимости условий). При этом более высокий уровень (выше минимального) контрактных цен не ограничен.

Предельная минимальная цена включает все расходы, предусмотренные условиями поставки согласно международным правилам по толкованию торговых терминов «Инкотермс». Расходы, не учтенные условиями поставки включаются в цену в соответствии с правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.

При заключении договоров на поставку товара белорусские субъекты хозяйствования должны руководствоваться условиями поставки, предусмотренными при утверждении предельных минимальных цен. Допускается установление контрактных (внешнеторговых) цен в сторону снижения от предельных минимальных цен на вывозимые товары в тех случаях, когда условия поставки в договорах отличаются от предусмотренных при утверждении предельных минимальных цен.

Для устранения недобросовестной конкуренции и оказания содействия продвижению продукции белорусских производителей на внешний рынок Совет Министров республики Беларусь постановлением №478 от 7 апреля 1999 года предоставил субъектам хозяйствования Республики Беларусь право регистрации цен на экспортируемую продукцию собственного производства.

Регистрационная цена на экспортируемую продукцию собственного производства определяется производителем в белорусских рублях или иностранной валюте, с учетом складывающейся на внешнем рынке конъюнктуры, регистрируется в соответствии с порядком, установленным Министерством экономики, и вводится в действие со дня опубликования данной регистрационной цены в печати.

При экспорте продукции белорусского производства субъекты хозяйствования Республики Беларусь, не являющиеся ее производителями, обязаны применять на такую продукцию цены не ниже регистрационных цен.

Реализация за пределами Республики Беларусь товаров по ценам ниже утвержденных предельных минимальных или регистрационных цен влечет за собой изъятие у допустивших данное нарушение субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, средств в размере разницы между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным или регистрационным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, а также наложение штрафа.

Цены на остальные товары и продукцию, реализуемые за пределы Республики Беларусь, формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли.

Отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные для последующей реализации на территории Республики Беларусь, Белорусские импортеры формируют, в соответствии с законодательством, исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам и с учетом конъюнктуры рынка.

Однако следует учитывать, что отпускные цены на импортные товары, предназначенные для последующей реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для собственного производства, а также на социально значимые товары формируются импортерами путем добавления надбавки в размере не более 30 процентов к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам.

Контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату формирования цены.

Технические меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Сертификация импортируемой в Республику Беларусь продукции осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

В договорах, заключаемых на поставку в Республику Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, должно быть предусмотрено проведение обязательного подтверждения соответствия поставляемой продукции.

Для ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенные органы вместе с таможенной декларацией представляются сертификат соответствия, выданный в Республике Беларусь аккредитованным органом по сертификации, или зарегистрированная в Республике Беларусь аккредитованным органом по сертификации декларация о соответствии, принятая изготовителем или продавцом.

Порядок ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, устанавливается Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Сертификация продукции – это подтверждение аккредитованным органом по сертификации ее соответствия установленным законодательством стандартам и нормам. В случае соответствия продукции установленным нормам орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия установленного образца. В том случае если продукция не соответствует установленным требованиям, хотя бы по одному показателю, сертификат не выдается, и она не может быть ввезена на таможенную территорию Республики Беларусь.

В рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь проводится обязательная и добровольная сертификация продукции. Обязательное подтверждение соответствия проводится в формах: обязательной сертификации и декларирования соответствия. Декларирование соответствия отличается от сертификации и применяется только в отношении продукции. Сертификации помимо продукции подлежат еще товары, работы и услуги. Декларация о соответствии продукции приравнивается к сертификату соответствия, но в отличие от него издается самим импортером. Декларация действует после ее регистрации в органах по сертификации.

Обязательная сертификация проводится в отношении продукции, включенной в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденный постановлением № 35 от 30 июля 2004 года Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, включена группа продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия путем принятия импортером (для импортируемой продукции) декларации о соответствии.

Обязательная сертификация проводится на соответствие продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах Республики Беларусь и технических нормативных правовых актах (ТНПА). ТНПА – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия. Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе заявителя и обусловлена, как правило, экономической целесообразностью (условиями внешнеторгового договора, необходимостью повышения конкурентоспособности продукции, участием в международных тендерах по закупке и т. д.).

Порядок сертификации продукции определен в техническом кодексе установившейся практики ТКП 5.1.02-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения», утвержденном постановлением Госстандарта от 28 июня 2004 № 28.

Порядок декларирования соответствия продукции установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 5.1.03-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия продукции. Основные положения».

ТКП 5.1.02-2004 предусматривает различные схемы сертификации продукции, отличающиеся количеством и содержанием процедур, применяемых для подтверждения соответствия заявленной на сертификацию продукции. Выбор схемы сертификации зависит от стоимости работ по ее проведению, срока действия сертификата, затрат на повторную сертификацию, условий реализации продукции, периодичности и объемов ее поставок и т. д.

Порядок сертификации продукции в зависимости от схемы включает:

1. подачу заявки на сертификацию и представление документов, прилагаемых к ней;

2. принятие решения по заявке;

3. анализ ТНПА, конструкторской и технологической документации на продукцию;

4. заключение договора для проведения работ по сертификации;

5. идентификацию продукции и отбор образцов продукции;

6. испытания образцов продукции;

7. анализ состояния производства (при необходимости);

8. анализ результатов испытаний и состояния производства, а также принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

9. регистрацию и выдачу сертификата соответствия, а также заключение соглашения по сертификации между органом по сертификации и заявителем;

10. инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации);

11. разработку заявителем корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции и (или) условий производства и хранения установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

В ТКП 5.1.02-2004 определены семь схем сертификации продукции: 1, 2, За, 6а, 7, 8, 9.

Схема 1. Применяется для опытного (нового) образца продукции при постановке на производство и распространяется только на него. При начале серийного производства изготовитель будет вынужден провести сертификацию продукции по иной схеме.

Схема 2. Условием для применения данной схемы является наличие у заявителя-импортера контракта с зарубежным поставщиком, сертификат может быть выдан на весь объем продукции, и срок действия контракта. Заявителем в данном случае будет выступать только импортер – резидент Республики Беларусь. При этом продукция должна быть однозначно идентифицирована. При отсутствии такой идентификации сертификат по данной схеме не выдается.

Сертификат может быть выдан на срок больше года, в этом случае назначается проведение инспекционного контроля сертифицированной продукции.

Схема 3а. Наиболее эффективна при постоянных и длительных поставках продукции конкретных зарубежных изготовителей в значительных объемах. При использовании данной схемы сертификат выдается не на отдельную партию или конкретный объем продукции, а на весь объем продукции изготовителя, выпущенной в период действия сертификата (выдается на срок до пяти лет). Данная схема включает как проверку соответствия товаров предъявляемым стандартам, так и проверку производственного процесса при их изготовлении. Сертификат по схеме 3а оформляется на производителя товара или его официального представителя в Республике Беларусь.

Данная схема может упростить объемную и дорогостоящую процедуру сертификации. Если ввозимый товар данного производителя был уже сертифицирован другим импортером, то возможен вариант выдачи копии ранее полученного сертификата новому импортеру, но лишь с согласия на это производителя (его представителя). Узнать о том, получен на данный товар сертификат или нет можно в базе сертифицированной продукции, формируемой Госстандартом на основе сведений, подаваемых ему сертифицирующими органами.

Схема 6а. Воспользоваться данной схемой могут те предприятия, которые ранее получили на свои системы управления качеством сертификаты Национальной системы подтверждения Республики Беларусь на соответствие требованиям Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Предприятию достаточно представить заявление о соответствии продукции требованиям ТНПА, копию сертификата соответствия на систему качества и протоколы заводских испытаний продукции. Затраты на сертификацию по такой схеме ниже, чем на сертификацию по схеме №3а, так как орган по сертификации продукции не проводит производства зарубежного производителя и не организует отбор проб и испытания продукции.

Схема 7. Применяется для сертификации отдельной партии импортируемой продукции, когда у зарубежного изготовителя нет белорусского серийного сертификата или у импортера нет сертификата на продукцию, поставляемую в рамках контракта. Сертификат распространяется только на изделия одной партии. Если заказчик захочет повторно произвести поставку аналогичного товара, то ему не нужно будет заново проходить процедуру сертификации, достаточно лишь представить в сертифицирующий орган инвойс, ТТН, протокол испытаний для сертификации предыдущей партии товара.

Срок получения сертификата в данном случае – от 3 до 7 дней. Протокол испытаний действителен в течение двух лет при сертификации партий продукции одним и тем же органом по сертификации. Эти протоколы могут быть использованы заявителем в тот же срок при переходе на другие схемы сертификации.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации в каждом конкретном случае с учетом срока годности продукции, срока хранения, объема партии, сроков реализации, срока действия ТНПА на эту продукцию.

Схема 8. Применяется редко и используется для сертификации технически сложных изделий повышенной опасности, каждое из которых должно быть испытано. Для сертификации импортируемой продукции практически не применяется.

Схема 9. Позволяет получить сертификат без проведения испытаний продукции на основе признания различного рода документов, подтверждающих в определенной степени безопасность ввозимых и реализуемых зарубежных товаров. В качестве документов для выдачи сертификатов органы по сертификации рассматривают протоколы испытаний, проведенных в лабораториях зарубежных фирм-изготовителей, в независимых зарубежных испытательных лабораториях, и другие документы.

Сертификаты соответствия могут быть выданы, зарубежным предприятиям – изготовителям или их официальным представителям при применении схем сертификации № 3а и № 7, без проведения испытаний продукции и проверки производства при наличии межгосударственных соглашений Республики Беларусь с зарубежными странами о взаимном признании сертификатов соответствия на поставляемую продукцию. В настоящее время такие соглашения заключены с Республикой Польша, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Турция, Республикой Куба, Китайской Народной Республикой, государствами – участниками СНГ.

Признание зарубежных сертификатов не означает их прямого применения в Республике Беларусь. Однако их наличие позволяет заявителю получить в белорусских органах по сертификации требуемый по законодательству белорусский сертификат со значительно меньшими затратами и более короткие сроки, чем при применении любой из процедур сертификации.

При переоформлении сертификатов органом по сертификации проводится идентификация ввозимой продукции, анализ представленного зарубежного сертификата на предмет его подлинности и достаточности содержащихся в нем сведений, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям.

Одним из основных требований для переоформления зарубежного сертификата является совпадение указанных в нем стандартов на сертифицируемую продукцию с требованиями стандартов, действующих в Республике Беларусь. В части совпадающих требований зарубежный сертификат признается, и дополнительные процедуры по подтверждению соответствия продукции по нему не проводятся, по отсутствующим в зарубежном сертификате требованиям, предъявляемым в Республике Беларусь, проводятся дополнительные работы – испытание продукции или представление заявителем дополнительных документов, подтверждающих соответствие продукции. Белорусский сертификат может быть оформлен только после того, как будут получены доказательства соответствия зарубежной продукции по всем показателям технических нормативных правовых актов, проверяемым при обязательной сертификации в Республике Беларусь.

Заявка на переоформление зарубежного серийного сертификата с переоформлением его на аналогичный белорусский сертификат (схема № 3а) должна быть направлена зарубежным изготовителем-владельцем оригинала сертификата. Представленная вместе с заявкой копия сертификата должна быть заверена только тем зарубежным органом по сертификации, который выдал серийный сертификат. Белорусский серийный сертификат, оформленный на основе аналогичного зарубежного, выдается либо на имя изготовителя, либо, по его просьбе, на имя его официального представителя в Республике Беларусь.

Кроме того, следует учитывать, что в Республике Беларусь запрещается производство, реализация и использование (оборот) химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедших их в установленном порядке.

Государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции осуществляется в целях выявления свойств продукции, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, и оценки соответствия продукции, условий ее изготовления и оборота требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, предотвращения вредного воздействия продукции на здоровье человека при ее производстве и использовании.

Положение распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, реализацию, использование и закупку по импорту продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации.

Государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию продукции осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь и уполномоченные им органы и организации. Перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

С 1 июля 2010 года на территории таможенного союза вступили в силу: «Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза»; «Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия», а также «Соглашение таможенного союза по санитарным мерам».

В целях реализации Соглашений решениями Комиссии таможенного союза приняты следующие документы:

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;

Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии» Таможенного союза;

Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения;

Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме;

Порядок ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза.

Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза;

Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров);

Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Обязательное подтверждение соответствия продукции, производимой в Республике Беларусь и ввозимой в республику, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» и международными договорами.

Обязательной сертификации или обязательному декларированию соответствия подлежат объекты, включенные в предусмотренный указанным законом Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

В Российской Федерации, в Республике Казахстан также продолжает действовать национальное законодательство в отношении определения перечней объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, и национальные правила обязательного подтверждения соответствия продукции.

В то же время, принятыми документами таможенного союза в области технического регулирования предусмотрена возможность для изготовителей и импортеров на территории таможенного союза при взаимных поставках продукции применять сертификаты соответствия и декларации о соответствии, оформленные по единым формам таможенного союза, которые заменяют национальные документы о подтверждении соответствия каждого из государства – члена таможенного союза, и исключают необходимость получения национальных документов.

В документах таможенного союза предусмотрено, что:

· на продукцию, включенную в Единый перечень, подлежащую обязательной сертификации, изготовители и импортеры вправе получать (как и ранее) сертификат соответствия страны назначения товара, который будет действовать только на территории этой страны, либо сертификат соответствия по Единой форме, который будет действовать на территории всех государств – членов таможенного союза без переоформления его на национальный сертификат;

· на продукцию, включенную в Единый перечень, подлежащую обязательному декларированию соответствия:

· изготовители, расположенные на территории таможенного союза, вправе принимать (как и ранее) декларацию о соответствии страны назначения продукции, которая будет действовать только на территории этой страны, либо декларацию о соответствии по Единой форме, которая будет действовать на территории всех государств – членов таможенного союза без переоформления на декларацию о соответствии, предусмотренную национальным законодательством;

· импортеры могут принимать на продукцию из третьих стран декларацию о соответствии по национальному законодательству страны назначения товара.

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательному подтверждению соответствия согласно национальному законодательству государства – члена таможенного союза.

Учитывая концепцию перехода в области технического регулирования на применение единых технических регламентов в рамках таможенного союза и Единого экономического пространства, следует учитывать, что Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза, Единый перечень и связанные с ними документы применяются в отношении конкретных видов продукции до введения на них на территории таможенного союза технических регламентов ЕврАзЭС (технических регламентов таможенного союза).


Тема 5. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Квотирование и лицензирование экспорта и импорта | Валютное регулирование и валютный контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.