Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система. Налогообложение

Транспорт

 

Ведущие вилы транспорта

Исторически первым видом транспорта, имеющим экономическое значение, был водный. К началу XIX в. в стране имелось десять каналов, что было явно недостаточно для быстрого развития народного хозяйства. Начало пароходного сообщения в России относится к дореформенному периоду: первый пароход был построен в 1813 г., в 1843 г. была разрешена свобода пароходства по всем рекам, в середине века с стране имелось уже более 300 пароходов, а в 1895 в — 2539 пароходов.

Важнейшим видом транспорта был гужевой, который, однако, был мало удобен, так как время перевозок товаров по грунтовым дорогам ограничивалось почти исключительно зимой и летом; весна же и осень из-за распутицы на дорогах почти полностью исключались. Шоссейные дороги строились в России крайне медленно: в середине XIX в. их протяженность едва превышала 8 тыс. км, и были сосредоточены, главным образом, вокруг трех городов — Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.

Железнодорожное строительство

Железнодорожное строительство началось в России в 30-е гг. В 1838 г. была построена первая в стране железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село и не имевшая большого экономического значения. В 1851 г. была построена дорога Москва — Петербург. В середине века протяженность железнодорожных линий составила около 1500 км (для сравнения: в Англии в 10 раз больше, а территория Англии была меньше территории Российской империи почти в 100 раз).

В 1857 г. было учреждено Главное акционерное общество для строительства железных дорог и намечены принципы железнодорожной политики. Важнейшей стратегической задачей становилось строительство тех дорог, которые должны были соединить хлебородные губернии с внутренними рынками. На следующем этапе следовало соединить дорогами производящие районы с портами, чтобы расширить возможности сбыта сельскохозяйственной продукции за границей. В 70-е годы была открыта сеть линий, соединившая Москву и черноземный центр. В 90-е годы особый размах приобрело железнодорожное строительство на окраинах империи — в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Самые высокие темпы строительства железнодорожного полотна были отмечены в 1895—1900 гг., в это время Россия по этому показателю превосходила практически все другие страны мира. Однако по густоте сети она по-прежнему значительно отставала от передовых стран мира: в России на 1 тыс. км2 приходилось 1,5 км железнодорожных линий, в Англии — 106 км.

 

 

Финансовое положение России и ее налоговая система претерпели существенные изменения на протяжении XIX в. Тенденции в целом были положительными.

Дореформенный период

В начале столетия стали возникать мелкие частные городские банки. В 1812 г. был создан Государственный коммерческий банк, задачами которого были прием вкладов на хранение под проценты, перевод денег, выдача ссуд под товары. Однако денежная система страны не была стабильной, курс бумажного рубля падал, золотые и серебряные деньги уходили из обращения. Важнейшей причиной этого были значительные расходы государства, превышавшие поступления в два раза. Для поддержания курса бумажных ассигнаций правительство стало взимать налоги и недоимки именно ассигнациями, с помощью ассигнаций, же должны были осуществляться все платежи между частными лицами. Эти меры оказались недостаточно эффективны, несмотря на все усилия Министерства финансов (созданного в 1802 г.).

В 1810 г. впервые в России был разработан план крупномасштабной финансовой реформы, основными авторами которой были М.М. Сперанский, М.А. Балугьянский и Н.С. Мордвинов. Целями реформы были упорядочение государственного бюджета и стабилизация рубля, так как причина бедственного положения российских финансов заключалась в дефицитности государственного бюджета и неконтролируемой денежной эмиссии.

Соответственно методом решения этой задачи должно было стать прекращение выпуска ассигнаций и изъятие их из обращения. Другим элементом финансовых преобразований должно было стать создание налогообложения, подразумевавшего справедливое распределение налогов на всех граждан в государстве, включая дворян, отмену подушного обложения и учет доходности при определении суммы налога. Предполагалось также, что способ взимания налогов должен быть дешев.

Однако вскоре выяснилось, что ввести принцип подоходности в крепостной стране невозможно: он мог быть распространен только на купечество, которое составляло около 1 % жителей России. Для большинства же населения доход не был формой, отражающей хозяйственную деятельность. Попытка налогообложения помещичьих домов и земель, приносящих доход, также оказалась неуспешной: дворяне проявили резкое недовольство, налог был отменен, М.М. Сперанский отправлен в ссылку.

Тем не менее, к некоторым из идей Сперанского вернулись при Николае I, когда Министерство финансов возглавил Е.Ф. Канкрин, занимавший этот пост в 1823—1844 гг. Более жестко стал проводиться режим экономии государственных средств, снижались траты на государственный аппарат, содержание двора и даже армию и флот. Вводились новые косвенные налоги — гербовый сбор, акцизы на табак, повысились ввозные таможенные пошлины. Все это давало неплохой доход в бюджет, способствуя устранению его дефицитности. Сумма прямых налогов за время управления конкретными финансами увеличилась на 10 млн. руб. серебром. Канкрин создал новую форму внутреннего государственного займа, выпустив в 1831 г. в обращение билеты Государственного казначейства номиналом 250 руб. ассигнациями, приносившие их владельцам 4% годовых. Кроме того, в 1839 г. началось осуществление денежной реформы, известной как реформа Канкрина. В ходе ее были выпущены новые кредитные билеты, свободно обменивающиеся на серебряные деньги, а старые ассигнации изъяты из обращения. Свободный размен продолжался недолго — до 1851 г., но в целом реформа стабилизировала в определенной степени денежную систему страны.

Пореформенный период

Основные преобразования в финансовой сфере и налогообложении были осуществлены в пореформенный период.

В 1862 г. была проведена бюджетная реформа, результатом которой стали более детальная, чем раньше, роспись доходов и расходов в государственном бюджете, создание системы государственного контроля за финансами ведомств, в том числе рассмотрение финансовых смет на будущий год и проверки годовых отчетов об исполнении государственного бюджета данным ведомством. В 60-е годы также были начаты преобразования в налогообложении. Замена винных откупов акцизом на вино сразу же увеличила питейные доходы казны.

В 80-е годы министр финансов Н.Х.Бунге провел податные реформы: были отменены соляной налог, подушная подать снижен размер выкупа, повышен государственный земельный налог, преобразовано торгово-промышленное обложение и др. Возросли акции на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины, введены были новые косвенные налоги (квартирный, на страхование, на передвижение пассажиров и грузов, акцизы на спички, табак, сахар, пр.). Доходы от косвенных налогов росли быстрее, чем от прямых.

В 1895 — 1897 гг. была проведена крупнейшая в истории страны Денежная реформа (реформа С. Ю. Bumme), в результате которой был введен свободный размен бумажных денег на золото —как и в ведущих странах мира — Англии, США, Германии, Франции. Законом 1895 г. было разрешено заключать сделки на золото, всем конторам и отделениям Государственного банка, а затем и частным банкам предоставлено право покупать золотую монету и производить платежи этой монетой. Был установлен фиксированный курс кредитного рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. К 1897 г. путем увеличения налогов, добычи и покупки золота, заключения внешних займов Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти полностью соответствовало сумме обращения кредитных билетов. Были достигнуты стабилизация рубля, полная его конвертируемость, бездефицитность бюджета.

 

Империал (15 руб.) 1897 г.

 

Вопросы для повторения

1. Какие две тенденции в экономическом развитии России были ведущими в XIX в.?

2. Как подготавливалась отмена крепостного права, как проводилась реформа 1861 г., какие результаты она дала?

3. Охарактеризуйте развитие промышленности в России в XIX в. Какие сдвиги произошли в ее размещении и отраслевой структуре? Какую роль играло железнодорожное строительство?

4. Расскажите, что изменилось в формах организации внутренней торговли и внешнеторговой политике России в XIX в.?

5. Какие преобразования осуществлены в финансовой, банковской и денежной системах?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Торговля. Внутренняя торговля. Формы ее организации | Война за независимость. Образование США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.