Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарри Праути

End

 

Краткая исторния.

 

В популяциях, охваченных личностно-ориентированным лечением, шизофрения показывает низкий терапевтический эффект(Гринберг,Эллиот и Литаер 1994г.). Также широко известно, что Карл Роджерс не верил в то, что личностно-ориентированная терапия пригодна для умственно отсталых клиентов(Рустринг и Меноласцино 1984г.).

Личностно- ориентированные исследования шизофрении начались с работы Шлиена(1961), который описал дисорганизацию структуры себя у психотика. Начиная с «невозможности жизни», он выделил 3 фазы: самозащита, самоотказ, самоотрицание. Роджерс, Гендлин, Кислер и Труакс в 1967г. описали основные заключения Висконсонского проекта:1.клиенты демонстрируют низкий уровень «терапевтических отношений» в независимости от реальности;2.проживание опыта не развивается как функция этих «отношений»;3.какие-то достижения были отмечены у тех клиентов, кто успешно прожил эти отношения. Гендлин описывает таких клиентов как тех, у кого не хватает «самодвижущегося процесса» и как тех, для кого характерно отвергать терапевта. Он предлагает в качестве решения делиться конгруентым опытом. Гендлин понимает шизофренический психоз как отсутствие опыта. Хинтеркопф и Брунсвик (1975,1981г.г.) успешно учили своих клиентов утилизировать фокусировку и отражение друг с другом, что привело их к успеху. Торш, Веерле, Ланге, Шенк и Штатмюллер (1983), а также Тойш в 1990 г. описали хорошие результаты при сочетании медикаментов и терапии.

Личностно- ориентированная терапия (ЛОТ) с умственно отсталыми клиентами практически не существовала из-за позиции Роджерса(1942), состоявшей в том, что у этих клиентов нет необходимых для терапии умений, а именно автономии и интроспекции. Но появилось несколько материалов в Европе, которые описывают ЛОТ с отсталыми личностями (Петерс1981,1986,1992, Баделот 1990, Рертнер 1988).

 

Теоретическая проблематика.

 

Классическая личностно- ориентированная/основанная на опыте психотерапия содержит теоретическую проблематику, которая влияет на клиническую практику с шизофрениками и умственно отсталым населением. Сначала Роджеровская теория терапии описывает «психологический контакт» в качестве первого условия терапевтических отношений (Роджерс 1957). Праути считает, что 1.контакт - это бессмысленное предположение, когда речь идет о регрессирующей, психотичной популяции.2.что Роджерс ошибочно выдвинул теоретическое описание «психологического контакта» и 3.что Роджерс ошибочно выдвинул критический метод для затрудненного «психологического контакта». Эти ограничения делают необходимыми развитие теории и метода психологического контакта для клиентов, у которых слишком осложнен контакт при создании терапевтических отношений.

Гендлин(1964)создает концепцию «структурного предела» чтобы описать галлюцинаторный опыт. Проживание - это структурный предел 1.когда оно осознается «как таковое» клиентом 2.когда оно изолировано, т.е. находиться вне чувствования организма и 3.когда оно ригидно, т.е. не в процессе опыта. Гендлин также утилизирует прилагательные «статический» и «повторяющийся». Эта до-процессуальная структура открывает проблему того, как развить процессуальную структуру с галюцинозными клиентами. До-символический процесс - это теоретическое и практическое описание, которое решает проблематику структурного предела.

 

Часть 1: Пре-терапия.

 

Пре-терапия - это эволюция личностно-ориентированной терапии. Она рождается из концепции Роджерса (1959) о «психологическом контакте», как первом и необходимом условии терапевтических отношений, и концепции Перлза(1969) О «контакте, как функции эго». До-терапия описана как теория психологического контакта. Результат слияния - это гипотеза о том, что психологический контакт - это необходимая функция или до-условие терапевтических отношений. Пре-терапия развивает и восстанавливает психологический контакт, необходимый для психотерапии с клиентами, у которых он усложнен. Этот подход доказал, что он пригоден для психотической и умственно отсталой популяции с двойственными диагнозами, т.о. развивая основной диапазон гуманистической терапии, основанной на опыте. (Праути 1976,1995 в прессе Праути и Кубиак 1988, Ван Верде 1989,1990, Праути и Кронвал 1990,Праути Ван Верде и Пертер 1988, Ван Верде и Праути,1992).

 

Конкретная феноменология

 

Пре-терапия - это «указание на конкретное» (Бубер 1964,стр.547).Это конкретный ответ на эктраординарном конкретном уровне проживания клиента и выражения, что характерно для шизофреников и умственно отсталых людей (Праути 1994).

 

Конкретное отношение.

 

А. Гельб и К.Гольдштайн(см. Гурвич 1966)описывает «конкретное отношение» у людей с пораженным мозгом. Нормальные клиенты воспринимают множественные оттенки цвета как один цвет (категориальное отношение). Солдаты с поврежденным мозгом воспринимают множественные оттенки как отдельные цвета. Они не категоризируют сущность; у них предел стимула. В результате они демонстрируют «конкретное отношение». Исследование также дает такие же данные о шизофренических клиентах (Ариети 1955). Пре-терапия представляет экстраординарный конкретный ответ на экстроординарные конкретные условия умственно отсталых и психотичных клиентов.

 

Конкретный феномен.

 

Конкретный феномен назван «как сам». Это описание способа проявления феномена как «натуралистичного» и «десимволизированного». Понятие «натуралистичный» возвращает нас к проживанию феномена точно в том виде, как он естественно появляется в сознании (Фарбер 1959,1967). Понятие «само-указующий» описывает феномен как само значение, возвращаясь к нему и знача то, что он есть (Сартр 1956). Термин «десимволизированный» отправляет нас к идее о том, что что-то может быть самодающим только если оно не посредничает с помощью символов. Философия -это продолжающаяся десимволизация мира (Шелер1953). Эти концепции являютя основными линиями, которые, я надеюсь помогут сфокусировать терапевта на буквальном проживании опыта и выражения клиента.

 

Теоретическая структура.

 

Пре-терапия появилась из концепции Роджерса о «психологическом контакте», как первом условии терапевтических отношений (Роджерс 1959, стр.251)и концепции Перлза о «контакте как функции эго» (Перлз 1969, стр.14). Пре-терапия - это теория психологического контакта (Праути 1990). Как таковая она описывает ответы терапевта (отражение контакта), психологические функции клиента (контактные функции) и появляющееся измеримое поведение (контактное поведение).

 

Контактное отражение.

 

Исходя из Роджерса(1966) отражение передает недирективность, эмпатию и безусловное позитивное отношение. Гендлин (1968)задумывал отражение как то, что фасилитирует процесс проживания опыта. Пре-терапия описывает отражение как развитие или восстновление психологического контакта. Это выведено из пяти очень буквальных ответов в контексте эмпатического и принимающего отношения к до-выражающим уровням коммуникации и поведения клиента:

1.Ситуационное отражение (СО). Ситуационное отражение имеет теоретические функции развития контакта клиента с ситуацией, пространством или средой. Простой пример СО «Джон катает мяч». Это усиливает контакт с реальностью.

2.Отражение выражения лица. Отражение выражения лица помогает осуществить контакт с до-экспрессивным аффектом. Клиенты часто показывают выровненный аффект из-за психологической изоляции, институализации и загруженности лекарствами (Райсс 1994).Они не испытывают чувства с ощущением, что это они. Пример ОВЛ «Джон выглядит сумасшедшим». Это обеспечивает эффективный контакт.

3. Отражение слово в слово (ОСВС). Отражение слово в слово помогает клиентскому коммуникативному контакту. Многие из этих клиентов из-за шизоидных коммуникативных механизмов или из-за повреждения мозга выражают себя косноязычно. Зачастую имеютя потоки косноязычия с крошечными островками ясного выражения себя - например «непонятный голосовой звук», «непонятный голосовой звук», «дом», «непонятный голосовой звук», «дерево», «непонятный голосовой звук» «непонятный голосовой звук», «непонятный голосовой звук», «машина». Терапевт отражает отдельно, слово в слово «дом, дерево, машина». Иногда отражают эмоциональные тоны. Это помогает развить коммуникационный контакт.

4. Отражение тела (ОТ). Психотики или умственно отсталые клиенты с двойственными диагнозами часто выражают себя через «телодвижения». Примером является кататония, эсхопраксия или другие формы причудливого поведения. Терапевт может использовать ОТ, такое как «Твое тело деревянное», «Твоя рука в воздухе». По случаю терапевт может использовать свое тело как средство эмпатического выражения.

5.Отражение повторений (ОП). Отражение повторений воплощает принцип реконтакта. Если одно из отражений контакта успешно в создании ответа, тогда повторите отражение. Это усиливает контакт и ведет клиента к более глубокому проживанию процесса.

Темп и расположение пространства также являются важными моментами в пре-терапии. Терапевты могут отражать слишком много или недоотражать, в зависимости от клиента. Гиперактивные и маниакальные клиенты могут получать более быстрые ответы, подавленные и замкнутые клиенты могут нуждаться в более медленном темпе. Клиенты с галлюцинациями часто требуют заботы о пространстве, ведь галлюцинации могут быть трехмерными (Хавсис 1962).

 

Функции контакта.

 

Функции контакта - это заимствованная у Перлза(1969,стр.14) концепция о «контакте как функции эго». Они задуманы как осознание функции вовлечения в мир, себя, других (Мерло-Понти1962,стр.60).Эти функции осознавания описаны следующим образом:

-контакт с реальностью - это осознавание людей, мест, вещей и событий

-аффективный контакт - это осознавание настроений, чувств и эмоций

· коммуникативный контакт - это символизация реальности и влияние на других.

Пре-терапия - это использование отражения контакта с целью усиления функций контакта. Отражение контакта развивает осознавание мира, себя, других. Следующий кусочек является примером развивающейся реальности, аффективного и коммуникативного контакта. Клиент, Дороти хронический шизоидный пациент, находящийся под опекой.

Дороти старая женщина, которая является одной из самых подавленных в палате. Она что-то лепетала (это то, что она делает обычно). В этот раз я мог расслышать определенные слова среди ее путаницы. Я отражал только те слова, которые я мог ясно разобрать. Через 10 минут я мог услышать целое предложение:

Клиент: Пойдем со мной.

Терапевт: (ОСВС) Пойдем со мной. (Дорти ведет меня в угол комнаты. Мы стоим там молча в течении долгого времени). Пока я не мог коммуницировать с ней, я наблюдал за движениями ее тела и точно отражал их).

Клиент: (Дороти кладет руку на стену)Холодно.

Терапевт: (ОСВС/ОТ).Я кладу свою руку на стену и повторяю слово.Холодно.(Дороти держала мою руку все это время, но когда я отразил ее, она ее сильнее сжала.Она начала мямлить какие-то фрагменты слов. Я был внимателен в том, чтобы отражать только те слова, которые я мог понять. То,что она говорила начало преобретать смысл.)

Клиент:Я больше не знаю что это.(Трогая стену(Контакт с реальностью)Стены и стулья больше ничего не значат(экзистенциальный аутизм)).

Терапевт: (ОСВС/ОТ)(Трогая стену.)Вы больше не знаете что это. Стулья и стены больше ничего не значат.

 

Клиент: (Дороти начинает плакать(Аффективный контакт)). Через некоторое время она начала говорить снова. В этот раз она говорила ясно(Коммуникативный контакт).Мне там не нравиться, я так устала … устала.

 

Терапевт: (ОСВС)(Если пока я мягко держал ее за руку, то теперь я сжал ее руку крепче.я отразил.)Вы устали, так устали.

Клиент: (Пациентка улыбнулась и сказала, чтобы я села на стул перед ней и начала перебирать мои волосы).

Контактное поведение.

 

Отражение контакта усиливает функции контакта, приводящее к появлению контактного поведения. Контактное поведение - это измеримый результат пре-терапии. Оно может быть утилизировано в шкалы и представлять терапевтическое следствие пре-терапии:

-контакт с реальностью операционализируется как вербализация людей, мест, вещей и событий.

· аффективный контакт операционализируется как вербальное, лицевое или выражение тела аффекта

· коммуникационный контакт производится как вербализация клиентом слов или предложений.

Начальные исследования пре-терапии развили измерения значительных отличий, конструктивной валидности и надежности. (Хинтеркопф, Праути Врансквик 1979, Де Вре 1992, Праути 1994). Утилизируя различные измерительные схеиы, Динацци(1994,1997)нашел значительные увеличения в коммуникации с хроническими и функционально отсталыми шизоидными пациентами.

Отражения контакта, функций и поведения - это сущностная структура до-терапии.

 

Применение.

 

Кататония.

 

Праути и Кьюбан(1988) описывают применение пре-терапии с кататоничным шизоидным клиентом. Клиентом был 22-летний мужчтна, который несколько раз госпитализировался. Клиент был одним из 13 детей. Его родители были фермерами в Польше. Его мама несколько раз госпитализировалась из-за проблем с шизофренией.

Изучение семьи выявили по крайней мере одного сублинга, хоть и не госпитализировавшигося, у которого имелись психотические симптомы. Семья привезла клиента в США для определения диагноза. Предварительный осмотр показал, что клиент потенциально отзывчив к пре-терапии.

Исходя из психиатрических документов, клиент описывался как «безмолвный», «аутичный», «кататоничный», «не устанавливающий контакт глазами», «находящийся в ступоре», «растеренный», «не устанавливающий раппорт», «заблуждающийся», «параноидальный» и наконец «переживающий тяжелую блокировку мыслей». Он был диагносцирован как «гебефренический шизофреник», «параноидальный шизофреник», «кататонический шизофреник», «развитый шизофреник», «шизофреник аффективного типа». Ему было сделано 6 электрошоков, также как и применено большое количество химических препаратов, включая трифлоуперазин, трифлоуперазин дигидрофлорид, диазепам, имипрамин, хлориромазин, кломипрамин, феносизин, флупеназин дигидрофлорид и галоперидол.

Клиент вернулся домой на несколько месяцев, в то время пока оформлялись официальные детали и проживание. Мой коллега терапевт приехал и обнаружил, что состояние клиента, пока он был дома несколько месяцев, ухудшилось до психоза. Родители не госпитализировали его вновь. Он был в тяжелом кататоническом состоянии, будучи замкнутым в 4-х стенах. Он не ел с семьей, а лишь подкрадовался к холодильнику ночью. Он потерял нормальный вес, а его стопы были синими от того, что они были деревянными и из-за судороги при недостатке движения и циркуляции. Этот кусочек описывает фрагмент 12-часового процесса, который иллюстрирует применение отражения контакта, успешное избавление от кататонического состояния и развитие коммуникативного контакта (без медикаментов).

Пациент сидел на длинной кушетке, очень ригидный, с вытянутыми руками и даже плечами. Его глаза смотрели прямо, у него было маскообразное лицо, и его стопы и руки были сине-серого цвета. Терапевт сел на противоположную сторону кушетки, не устанавливая контакт глазами. Отражения давались через 5-10 минут.

 

Фрагмент 1(примерно 14.00)

 

Терапевт: (СО) Я слышу как дети играют.

Терапевт: (СО) Здесь очень прохладно

Терапевт: (СО) Слышу, что люди разговаривают на кухне

Терапевт: (СО) Я сижу с тобой на нижнем уровне дома

Терапевт: (СО) Я слышу, что собака лает.

Терапевт: (СО) Твое тело очень ригидно.

Терапевт: (СО) Ты сидишь очень спокойно.

Терапевт: (СО) Ты смотришь прямо.

Терапевт: (СО) Ты сидишь на кушетке в очень вертикальном положении.

Терапевт: (СО) Твое тело не двигается. Твои руки в воздухе.

Клиент: (Нет ответов - нет движений)

 

Фрагмент 2(примерно 15.30)

(Терапевт принес стул и сел на него прямо перед клиентом и отзеркалил в точности его тело как он его увидел).

(Примерно 15-20 минут спустя)

 

Терапевт: Я больше не могу держать руки вытянутыми. Мои руки устали

Клиент: (Нет ответов - нет движений)

Терапевт: (ОТ) Твое тело очень сковано. Твои руки вытянуты.

Клиент: (Кладет руки на голову как будто он ее держит и говорит едва уловимым шепотом). Моя голова болит когда отец говорит.

Терапевт: (ОСВС) Моя голова болит когда отец говорит.

Терапевт: (ОТ)(Терапевт кладет руки как будто он держит голову)

Терапевт: (ОП/ОСВС) Моя голова болит когда отец говорит.

Клиент: (Продолжает держать голову 2-3 часа)

 

Фрагмент 3(примерно 20.00)

 

Терапевт: (СО) Вечер. Мы на нижнем уровне твоего дома

Терапевт: (СО) Твое тело очень ригидно.

Терапевт: (СО) Твои руки держат голову

Терапевт: (ОСВС) Моя голова болит когда отец говорит.

Клиент: Немедленно бросает руки на колени и смотрит прямо в глаза терапевту.

Терапевт: (ОТ) Ты убрал руки от головы и расположил их на коленях. Ты смотришь мне прямо в глаза

Клиент: (Сразу же говорит едва уловимым шепотом) Священники черти

Терапевт: (ОСВС) Священники черти

Терапевт: (ОТ) Твои руки на коленях

Терапевт: (СО) Ты смотришь мне прямо в глаза

Терапевт: (ОТ) Твое тело очень ригидно.

Клиент: (говорит едва уловимым шепотом) Мои братья не могут простить мне.

Терапевт: (ОСВС) Мои братья не могут простить мне.

Клиент: (Сидит без движения около часа)

 

Фрагмент 4(примерно 1.45)

 

 

Терапевт: (СО) Очень тихо.

Терапевт: (СО) Ты на нижнем уровне твоего дома

Терапевт: (СО) Вечер

Терапевт: (ОТ) Твое тело очень ригидно

Клиент: (Сразу же, медленно двигаясь, кладет руки на сердце и говорит) Мое сердце деревянное

Терапевт: (ОТ/ОСВС) (Медленно двигаясь, кладет руки на сердце и говорит) Мое сердце деревянное

Клиент: Нога начинает двигаться

Терапевт: (ОТ) Твоя нога начала двигаться

Клиент: (Больше движения глаз)

Терапевт взял руку пациента и поднял его. Они начали ходить. Пациент ходил с терапевтом по ферме и в нормальном разговорном режиме беседовал о разных животных. Он отвел терапевта к новорожденным щенкам и поднял одного чтобы подержать. У клиента был хороший контакт глазами. Клиент продолжал поддерживать коммуникативный контакт в течение 4 дней и мог менять самолеты и разговаривать на таможне по дороге в США. Клиент смог записать себя в стационар, где прошел классическую личностно-ориентированную психотерапию, основанную на опыте.

Отрывок иллюстрирует функцию пре-терапии, которая восстанавливает психологический контакт клиента, дающий возможность лечения. Очевидно, что реальность этого клиента его коммуникативный контакт были достаточно развиты для того, чтобы начать психотерапию.

 

Новейшие открытия.

 

Новейшие открытия появились, когда пре-терапия начала практиковаться терапевтами в различных случаях с разными популяциями клиентов.

До-экспрессивная самость. Пре-терапия развивает контакт с до-экспрессивной самостью. Это центральный момент подхода. До-экспрессивная самость - это мета-теоритическая конструкция, которая организует несколько типов очевидностей. Во-первых, современные исследования случаев пре-терапии иллюстрируют борьбу клиента по переходу с до-экспрессивного к экспрессивному уровню. Во-вторых, статистические данные(Хинтеркопф 1979,Де Ври 1992, Праути 1990,1994, Динацци 1994,1995) обнаружили континуум с до-экспрессивного к более полному экспрессивному состоянию. В-третьих, клинические наблюдения за психотическими клиентами показали семиотическую структуру до-экспрессивности. Психотические клиенты впадают в состояния, которые без прямого контакта референции, т.о. появляются «без реальности», эрго, психологически бессмысленно. Эти состояния часто содержат экспрессивный потенциал для той реальности о которой позже заявляется в психотерапии (Праути и Кьюбак 1988). Психоаналитическое представлении о регрессии просто не учитывает возможность экспрессивного потенциала. Концепции психотической регрессии является описательной, а не терапевтичной. В-четвертых, клинический анекдоты(Праути1994) описывают замкнутых и психологически изолированных клиентов, которые вдруг менялись, переходя из неконтактного до-экспрессивного состояния в состояние полного контакта и экспрессивности. Хоть этот сдвиг и неожиданный,он все же обнаруживает все тот же паттерн, движение от до-экспрессивного к экспрессивному состоянию. Эти анекдоты иллюстрируют присутствие погребенной самости, которая проживает контакт и вдруг появляется.

Все это требует того, чтобы отношение терапевта включало и эмпатию по отношению к усилиям клиента в его движении от до-экспрессивности к экспрессивности. Это особенно верно, если тенденция само-становления актуализируется в терапевтических отношениях. Движение от до-экспрессивности к экспрессивности - это Форма самоактуализации для этих пациентов. Что имеет место, так это присутствие подчеркнутой «до-экспрессивной самости», которая затменена регрессией, аутизмом, психозом, ретардацией, деменцией, коммуникативными нарушениями и т.д. Это должно быть первичной эмпатической чувствительностью терапевта. Пре-терапия усиливает до-экспрессивную самость до полного экзистенциального проживания психологического контакта с миром, собой и другими.

 

Пре-терапия как окружающая среда.

 

Ван Верде(1992,1994) разработал психиатрическую окружающую среду, основанную на пре-терапии. Его основной целью было усилить функции контакта пациентов через межличностные процессы с персоналом. Это не индивидуальная психотерапия, а скорее терапия средой. Сотрудники дают отражение контакта во время каждодневных взаимодействий и структур, таких как групповые встречи, понимающая терапия, трудотерапия, двигательная терапия и спонтанные происшествия в окружающей жизни. Это стимулирует клиента к контактам со средой, которые в свою очередь усиливают контакты клиента с миром, собой другими и т.о. обеспечивает антипсихотическое противоядие на психологическом уровне.

 

Другие применения.

 

Рой описывает применения пре-терапии к клиентам со множественными личностями с чередующейся само-структурой. Такие чередования часто проявляют себя в останавливающихся примитивных символизациях в лице, теле, ситуациях и словах. Рой достигал полного психологического контакта с множественными личностями, используя отражение контакта, и т.о. приближаясь к интеграции.

Профессионалы, работающие с ретордацмей сообщили о дополнительном использовании пре-терапии. Во-первых, отражение контакта может быть использовано как творческая терапия с серьезно замедленными клиентами в до-профессиональных и профессиональных положениях. Указывается, что клиент действительно получает удовольствие от «человеческого контакта». Во-вторых, родители сильно отсталых клиентов говорят о «человеческой удовлетворенности» собой и детьми, когда используется отражение контакта. Этот подход позволяет родителям и детям иметь нормальный психологический контакт.

Также было найдено, что отражение контакта может быть использовано чтобы разрешить психотические эпизоды во время психодрамы (Праути 1994). Эти техники помогают привести клиента психодрамы в контакт с реальностью, если психотический эпизод появляется во время терапии.

 

 

Часть 2. До-символическое проживание.

 

До-символическое проживание (Праути 1977,1983,1991, Праути и Питрцак 1988) - это теоретическое описание структуры и процесса шизоидных галлюцинаций. Оно появляется из проблематики, связанной с концепции Гендлин о «структурном пределе» галлюцинации. Гендлин понимал галлюцинацию как структурный предел, имея в виду то, что галлюцинации понимаются «как таковые» клиентом. Во-вторых они описаны как «изолированные», имея в виду то, что галлюцинаций нет в чувственном функционировании организма. В-третьих они описываются как «ригидные», ведь их нет в процессе проживания. Трудность в том, что все это описывает галлюцинации как непроцессуальную структуру. Проблема в том, чтобы понять галлюцинации как процессуальную структуру.

 

Эпистемический сдвиг.

 

Пересмотр концепции галлюцинаций, как процессуальной структуры требует эпистемического сдвига от феноменологии к символизации. Это в первую очередь говорит о необходимости прояснения различий между символом и феноменом. Вайтхед(1927) описывал символ как опыт, который означает другой опыт. Сартр(1956), напротив, определял феномен как опыт который означает самого себя. Символ - это a означающее b, а феномен - это а означающее а. Это точное эпистемическое различие в описании структуры галлюцинации. Мы двигаемся от феноменологического к символическому описанию.

 

Символы и мотивация.

 

Кассирер (1955) описал homo sapiens как «животное символическое». Общирная суперструктура культуры, включая язык, философию, коммуникации, науку, искусство и т.д. понимается как «символизация». Люди и их культура понимаются символически. Сюзанна К. Лэнжер(1961 стр. 46-47) развивает эту концепцию, описывая человеческий мозг как «трансформатор», который преобразовывает текущий опыт в символы. Эта метафора позволяет нам думать о человеческом организме как о том, что мотивировано на то, чтобы символизировать опыт.

 

Символические структуры.

 

Люди символизируют свой опыт на разных уровнях абстракции и конкретности. Ганс Райкенбах (см. Сцасц 1961) описывает континуум абстрактность/конкретность в символах. «Метасимвол» - это очень абстрактный символ, также как и научное утверждение Е=Мс. Оно ничего не имеет общего с прямым опытом. На более абстрактном уровне есть «объективный язык». Например, слово «камень» возвращает нас к физическому объекту. На более простом уровне конкретный опыт может стоять за конкретным опытом. Облака могут стоять за дождем. Это называется «указательный знак». Иконический знак- это дубликат упоминаемого. Фотографии, телеобразы, радиопередачии т.д. - это буквальный опыт упоминаемого - настоящие дубликаты.

 

До-символ.

 

Даже еще более конкретное- это до-символ (Праути 1944). Это примитивное выражение характеризуется тем, что «Оно не может быть прояснено с помощью чего-то другого» и «Оно не может быть отделено от того, что символизирует»(Ясперс 1971стр.124). До-символ - это структура галлюцинации, как нечто отличное от процесса, что означает, что сама галлюцинация - это до-символ. Это экстроординарное конкретная форма человеческого выражения.

 

 

До-символическая галлюцинаторная структура.

 

Термин «до-символический» возвращает нас к буквальным и концептуальным способам проявления галлюцинаторного образа (Праути 1986). Он описал его как «выразительный», «феноменологичный», «символичный».

 

Выразительный.

 

Описывая галлюцинации как выразительные, мы возвращаемся к их мотивационному качеству или «само-интенциональной» природе. Как уже сказано Лэнжер(1961 стр. 46-47), человеческий мозг был описан как «трансформатор», который преобразовывает текущий опыт в символы. Эта метафора позволяет нам думать о галлюцинациях, как о трансформациях жизненного опыта в форму образа.

 

Феноменологический

 

Как феноменологическая структура, галлюцинаторный образ может быть описан как «самоуказующий». Он проживается как реальный и то и означает. Галлюцинаторный образ «самоуказующ». Образ означает сам себя. Опыт А означает опыт А. Образ означает сам себя являясь самим собой.

 

Символический.

 

Как символическая структура галлюцинации могут быть описаны как «самореферентные». Как символ, это опыт который означает другой опыт. Образ означает «первоначальный» опыт - образ означает его происхождение, возвращает к его происхождению. Опыт А означает опыт В. Образ означает себя в себе.

 

Гипотеза.

 

Само-интенциональное, само-референтное и само-указующее описание галлюцинацинаторного образа стали гипотезой. Действительно ли эти характеристики проявляются? Могут ли они быть проявлены в галлюцинаторном опыте? Праути (1994) дает клиническое описание, которое подтверждает эти утверждения.

 

Клиент.

Клиент, мужчина, 19 лет, был диагносцирован как умственно отсталый(IQ-65 Стенфорд-Бинет). Он происходит из рабочего класса. В его семье не было психических заболеваний, никто не диагносцировался или лечился от психических заболеваний и он не получал никакого медикаментозного лечения от психоза. Он был амбулаторным клиентом в профессиональной реабилитационной мастерской для умственно отсталых. Он был направлен на терапию к автору этой статьи из-за тяжелой замкнутости и некоммунибельности. Кроме того, он вел себя так, как будто был запуган. У нег был тяжелый тремор на его рабочем месте и во время поездки на автобусе к месту лечения. Дома он с трудом разговаривал с родителями и он никогда не общался с соседскими ровесниками.

Во время ранних стадий терапии, клиент почти ничего не выражал и у него было очень мало контакта с терапевтом. Он был очень напуган во время сессии и мог с трудом выдержать нахождение в одной комнате. Постепенно, с помощью отражения контакта, клиент освоил минимальные отношения и немножко стал выражать себя.

В конце концов стало ясно, что клиент был затерроризирован галлюцинациями, которые у него все время были.

Следующее описание дает представление о до-символическом процессе. Оно выделяет галлюцинаторное «движение» и его подспудное разрешение по поводу его происхождения. Первая фаза описывает фиолетовое, демоническое, злое явление, которое просто «весит там» над клиентом. Вторая фаза описывает оранжевый квадратный образ со злом «внутри». Он произвел сильный пугающий эффект на клиента. Третья фаза представляет женщину с рыжими волосами и зелеными глазами. Она симпатичная и помогающая и в тоже время подлая и плохая. Оно также содержит в себе активное воссоздание опыта реальной жизни, в которой отсталый клиент избивается монахиней за то, что он не понял школьный урок.

 

Фаза 1: Фиолетовый демон

 

Клиент: Она очень злая эта вещь. То, что она хочет сделать так это разорвать меня на части. Она очень злая и … очень злая эта вещь. Она хочет разорвать меня на части. Но она очень злая эта вещь. Вот почему я ничего не хочу с ней делать. Меня она бесит. Она такая маленькая, но в ней столько силы и она хочет разорвать меня на части. Она хочет вернуть меня в прошлое, а я не хочу чтобы прошлое возвращалось, как это было давно. Оно кончилось, оно больше не придет. Прошлое не возвращается, оно уже кончилось.

 

Терапевт: Она злая и сильная. Она хочет, чтобы прошлое вернулось.

 

Клиент: Эта злая вещь, эта картинка. Это фиолетовая картинка, которая висит там. Она просто висит и я могу ее видеть. Я могу ее видеть, картинку. Она фиолетовая и очень темная, очень темная. Так что я могу ее видеть и она мне не нравиться. Она совершенно мне не нравиться. Она очень темная.

 

Терапевт: Это темная фиолетовая картинка и она вам не нравиться.

Клиент: И …….. она очень раздражающая, и я не хочу раздражаться из-за нее. Она очень маленькая. Она очень злая, вот и все… (короткая пауза). Она просто висит там. Я ничего не делаю. Она очень злая. Она раздражает. Я раздражаюсь из-за нее и она очень злая. Она как картинка. Фиолетовая картинка. Просто стоит там, картинка. Я ничего не делаю, она злая. Она мне совершенно не нравиться. Она не хорошая, эта вещь, чтобы это не было… Это прошлое и оно очень сильное, прошлое… оно кончилось и оно не вернется больше назад. Пошлое не приходит назад и это то, что сейчас. Это не прошлое. Оно кончилось, я не хочу больше раздражаться. Да, да … она очень злая и очень сильная, в ней много силы.

Терапевт: Она злая и она в прошлом. Она сильная и висит там. Ты не хочешь раздражаться из-за нее.

Клиент: Эта вещь … эта вещь, в ней много силы. Она злая, в ней много силы. Она злая. Она не хорошая, и вот почему она совсем не хорошая. Она злая. Она мне не нравиться. Она очень злая вещь (нервный смех). Она кончилась. Это прошлое и оно больше не возвращается. Оно давно кончилось. Это больше не вернется. Я раньше говорил о деревьях и цветах и траве, а теперь все кончилось. Оно больше не вернется. Это что-то еще, картинка. Фиолетовая картинка просто висит там. Она злая. Нет?

Терапевт: Фиолетовая картинка и висит там. Она злая и она вам не нравиться.

Клиент: Прошлое, она пришла из прошлого, прошлое кончилось. Оно больше не вернется.

Терапевт: Она пришла из прошлого.

Клиент: Это картинка, просто картинка. Это большая фиолетовая картинка. Она просто висит там….. (короткая пауза). Я не думаю, что она разорвет меня на части. Я думаю, она очень сильная, но она не собирается разорвать меня на части, я совсем не думаю, что она разорвет меня на части, нет.

Терапевт: Это большая фиолетовая картинка. Она не разорвет тебя на части.

Клиент: Эта вещь становиться большой. Она очень большая. Она хочет взять меня. Я не позволю ей. Она как демон, плохой демон. Она хочет разрезать меня. Я не позволю ей разрезать меня, потому что она плохая. Очень плохая (громкие рыдания). Просто искушения как любые другие искушения. Искушение есть искушение. Ты не должен раздражаться из-за этого, я хочу оторваться от этого. Я не хочу идти за ней…

Терапевт: Она очень большая и злая. Она хочет разрезать тебя. Она очень искушающая.

Клиент: Она очень плохая и очень деструктивная. Вней нет ничего хорошего. Она как плохой демон, как … демонический черт или что-то такое. Как демонический черт и она меня не так уж и заботит. Вообще. Мне она не слишком нравиться, эта вещь. Она очень плохая и очень злая. Она не хорошая. Она очень плохая. Она в прошлом и не собирается больше возвращаться. Она кончилась и говорит о деревьях, о цветах и траве и она кончилась. Я имею в виду, что она не вернется, но она сейчас, вот что я имею в виду.

Терапевт: Она плохая и деструктивная, как демонический черт. Она злая и в прошлом.

Клиент: Она не вернется, но сейчас она здесь. Я могу чувствовать ее. Она как воздух. Она надо мной. Она высоко надо мной и я могу чувствовать ее… могу почти потрогать. Она так близко, очень близко. Она как демон, демонический черт или что-то такое. «Хо-Хо-Хо», все это такое … очень плохо, очень плохо. Она давит на меня, очень давящая, она очень давит на меня, в ней много силы, она хочет схватить меня. Она хочет схватить меня. Чувство хочет схватить меня. Чувство хочет схватить меня.

Терапевт: Она очень близко и хочет схватить тебя.

Клиент: Чувство. Чувство… о, она на картинке. Чувство на картинке. Да, она там и я могу видеть ее. Мне она не нравиться. Она кончилась. Она как в прошлом и она больше не вернется. Она кончилась. Это просто деревья и цветы и то старое…. и оно не вернется.

Фаза 1 описывает фиолетовый демонический образ, который просто «висит там». Клиент испытывает это так, что он злой и сильный. Образ признан деструктивным и хочет «разорвать (клиента) на части»

Эта фаза содержит структурный способ быть само-интенциональным (трансформация жизненного опыта в образы). Клиент испытывает то, что «Она хочет вернуть меня в прошлое», «Она хочет чтобы прошлое вернулось, а я не хочу чтобы прошлое возвращалось как это было давно», «Оно кончилось», «Оно больше не вернется», «Прошлое не возвращается и это то как сейчас», «Это не прошлое», «Оно кончилось и я не хочу из-за этого раздражаться», «Это прошлое и оно больше не вернется».

Как проиллюстрировано этим примером, самоинтенциональное означает выразительную трансформацию прошлого опыта реальной жизни в образы.

 

Фаза 2. Оранжевая квадратная ненависть.

 

Клиент: Оно оранжевое, цвет оранжевый. Оно оранжевого цвета, это квадрат и он ненавидит меня. Я ему даже не нравлюсь. Оно ненавидит меня.

Терапевт: Оно оранжевое, квадратное и ненавидит тебя.

Клиент: Оно сильно меня ненавидит и пугает. Я пугаюсь этого. Я пугаюсь того, что он ненавидит меня.

Терапевт: Оно оранжевое, квадратное и пугает.

Клиент: И т.к. оно оранжевое то, что пугает меня и я пугаюсь плохой ненависти.

Терапевт: Оранжевая и плохая ненависть сильно тебя пугает. Эта ненависть сильно пугает тебя.

Клиент: Я пугаюсь из-за этого. Я сильно пугаюсь. Я пугаюсь оранжевой вещи. Она оранжевая

Терапевт: Ты пугаешься оранжевой вещи.

Клиент: Большая оранжевая квадратная вещь. Она оранжевая и квадратная и я ненавижу ее. Я ей не нравлюсь, потому что она меня ненавидит. Она ненавидит меня и я пугаюсь и она меня еще будоражит. Очень будоражит.

Терапевт: Тебя она будоражит

Клиент: Это возбуждает, я еще очень возбуждаюсь из-за этого. Что? (Слуховая галлюцинация).Я сильно ее пугаюсь. Она издает звуки. Она издает звуки.

Терапевт: Она оранжевая и издает звуки.

Клиент: Она издает звуки, она ненавидит меня. Она еще сильно возбуждает меня. Она меня будоражит. Да, она сильно будоражит. Я очень возбуждаюсь. Да, да. Так много ненависти и она пугает меня и она создает дискомфорт. Да она реальная … реальная, да.

Терапевт: Она реальная

Клиент: Она очень, очень реальная.

Терапевт: Вы указываете на нее. Она вверху на вашей стороне. Вы видите это.

Клиент: Я вижу ее. Вот там. Вот там.

Она вот там (показывает).

Терапевт: Она еще производит звуки.

 

Фаза 2 описывает оранжевый квадратный образ с ненавистью. Клиент очень напуган ей. Фаза 2 содержит само-указующие структурные способы(опыт реален, это феномен и он означает себя). Процесс клиента происходит следующим образом: «Она реальна,… да», «Она очень реальна», «Я вижу ее», «Вот там», «Вот там», «Она еще и издает звуки».

 

Фаза 3.Подлая девушка.

 

Клиент: Ну хорошо, я сделаю это. Я сделаю это. Она … Я не знаю. Мы туда идем. Что? Что? (Слуховые галлюцинации)

Терапевт: Ну хорошо, давайте поговорим о том, что вы видите.

Клиент: Ну, она не реальна, она не реальна. Что? (Слуховые галлюцинации) У-У(рыдания).У нее оранжевые волосы и зеленые глаза.

Терапевт: У нее оранжевые волосы и зеленые глаза.

Клиент: Она очень симпатичная. Она очень симпатичная. Она любит становиться подлой, когда я плохой. Меня это очень пугает.

Терапевт: Она симпатичная и подлая.

Клиент: Она такая, да. Нет, на самом деле. Она действительно с желтыми глазами и оранжевыми волосами. Боже! Это пугает меня. Сильно. Сильно. Да, и подлость и …что? (Слуховые галлюцинации). Да, а… Я вижу ее и я даже не хочу ее видеть. Она кончилась и больше не придет. Я даже вижу ее.

Терапевт: Вы видите ее.

Клиент: Да, это пугает меня. Да. Я думаю об этом. Я думаю, это пугает меня.

Терапевт: Когда Вы думаете об этом, это пугает Вас.

Клиент: Я пугаюсь. Я не хочу об этом думать. Я понял. Я понял.

Терапевт: Вы не хотите об этом думать, но Вы поняли это.

Клиент: Я понял. Она оранжевая. Это что-то помогающее. Это помогающее.

Терапевт: Она помогающая.

Клиент: Хотя она меня пугает, она пугает меня, но пока я хороший, пока я хороший, я… она друг.

Терапевт: Пока ты хороший она друг.

Клиент: Она пугающая.

Терапевт: Она пугающая.

Клиент: Страшная. Желтые глаза, оранжевые волосы у нее. Напоминает мне дракона. У нее такие глаза. У нее глаза как у дракона… Она сильная, она сильная, я слабый. И я хороший, но на еще и подлая. Вот видите, она может быть подлой! Я хороший, если я хороший и я хороший. Действительно, но она… очень подлая. Она может быть подлой и она пугает меня.

Терапевт: Она подлая и это пугает Вас.

Клиент: Она смотрит надо мной. Она смотрит надо мной, но ту нее глаза как у дракона. Правильно. Это как дракон, и когда она пугает меня и я пугаюсь.

В этой точке клиент расстраивается и хочет чтобы выключали магнитофон. На следующих двух сессиях образ превратился в монахиню, которая избила клиента за то, что он не понял школьный урок.

Фаза 3 содержит образ женщины, которую клиент описывает как симпатичную, подлую и страшную. У нее оранжевые волосы и желтые глаза. Это тоже сильно пугает клиента. Важным теоретическим наблюдением является то, что здесь происходит изменение к «первоначальному» опыту. Клиент воссоздает реальное воспоминание того, что его побила монахиня, которая наказала его за несделанные уроки. Эта фаза иллюстрирует само-референтное свойство галлюцинаций, что означает, что происходит символизация опыта внутри него самого. Это возвращант нас к «первоначальному» событию (монахининя).

 

Краткое изложение.

 

Глава описывает два положения теории и практики в отношении шизофреников и умственно отсталых клиентов. Первое - это пре-терапия. Второе - до-символическое.

Пре-терапия - это эволюция теории психотерапии Роджерса. Первое условия психотерапии у Роджерса - это психологический контакт. Роджерс ошибся описывая психологический контакт и при этом не описывая технику его восстановления, когда он затруднен. Пре-терапия - это теория психологического контакта. На уровне практики внутреннего психологического функционирования, это описывается как контакт функций. Уровень поведенческого измерения определен как контакт поведения. Пре-терапия развивает или восстанавливает психологический контакт, который необходим для лечения. Ранние исследования давали начальные доказательства конструктивой валидности, надежности и значительных продвижений в предсказанных направлениях.

Пре-символика - это эволюция экспериментальной теории и практики. Гендлин описывает галлюцинации как структурный предел, что в сущности означает, что опыт галлюцинаций не является частью процесса. Проблема в том, как двигаться от непроцессуальной структуры к процессуальной. Это требует сдвига к эпистемологическим основам от феноменологии к символике. Пре-символ описывает структуру и способы галлюцинаций. Термин само-интенциональный возвращает нас к такому аспекту галлюцинаций, как экпрессивная мотивация. Термин само-указующий возвращает нас к символической природе галлюцинации. Язык пре-символики имеет 2 свойства, он может быть символическим и феноменологическим. Случаи демонстрируют опыт существования этих способов и сдвиг от непроцессуальной к процессуальной структуре.

Методология и случаи, представленные в этой главе, я надеюсь, вдохновят читателей посмотреть на психотического клиента, как на до-экспрессивную личность. Галлюцинации не должны быть чем-то тревожащим для терапевта, скорее их надо воспринимать как возможность восстановления самости.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гістологія | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.23 сек.