Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление последствий Смуты




Борьба за независимость страны. Сил воевать с противниками у Михаила не было. Нужно было мириться с теми, с кем это было возможно. Со шведами договориться было нетрудно. Им не нужны были болотистые русские земли на севере страны. Их целью было отрезать Россию от Балтийского моря.
В 1617 г. со Швецией был заключен Столбовский мир (деревня Столбово недалеко от Тихвина, современная Ленинградская область). Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря.
Поляки были утомлены долгой войной и пошли на перемирие. В 1618 г. на 14,5 лет было заключено Деулинское перемирие (деревня Деулино близ Троице-Сергиева монастыря). Поляки возвратили русским отца царя митрополита Филарета и других бояр, но оставили за собой Смоленск - важнейшую русскую крепость на западной границе и другие русские города.
Таким образом, Россия потеряла значительные территории, но независимость России Романовы отстояли.
Романовы покончили с остатками воровских шаек в стране, применив самые жестокие меры. Так, большую опасность для царя Михаила Федоровича представляли отряды казаков атамана Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек после гибели Лжедмитрия II. Марина Мнишек была русской царицей, и ее сын от Тушинского вора - "воренок" - был законным претендентом на русский престол. Отряд И. Заруцкого бродил по стране и не признавал Михаила Романова царем. Романовы стали преследовать И. Заруцкого. Яицкие казаки выдали И. Заруцкого и Марину Мнишек московским властям. И. Заруцкий и 3-летний Иван - "воренок" - были повешены в Москве, а Марина Мнишек заточена в Коломне, где и умерла.
Романовы наполнили государственную казну:

  • они обложили налогом новые категории населения;
  • правительство пускалось в откровенные финансовые авантюры - резко повышало цены на соль (соль была важнейшим консервантом, население закупало ее в больших количествах), чеканили медную монету вместо серебряной;
  • брали взаймы у крупных монастырей и не возвращали долгов;
  • активно осваивали Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.

Эти основные меры позволили Романовым вывести страну из глубочайшего политического и экономического кризиса. Последствия Смуты Романовы смогли преодолеть за 30 лет.
В правление первых Романовых произошли важнейшие события русской истории: принятие Судебника 1649 г., церковные реформы патриарха Никона 1653 г., воссоединение Украины с Россией 1654 г.
Принятие "Соборного уложения" 1649 г. В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г. было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов.
"Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. "Уложение" было впервые отпечатано типографским способом тиражом в 2000 экземпляров.
В "Уложении" наиболее важными были три группы глав.



  1. В одной группе глав говорилось о преступлениях против царской власти и против Церкви. Любая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре, измена царю, оскорбление чести государя, а также бояр, воевод - казнью. Это свидетельствовало о том, что в России фактически сложилась абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране обладал царь. Монархия как форма правления начала складываться в России со времен Ивана III. В 1649 г. она оформилась юридически.
  2. Еще одна группа глав была посвящена правам дворян. Отныне по "Уложению" за дворянином признавалось право передачи поместья по наследству при условии, что сыновья дворянина также будут находиться на государевой службе. Эти статьи "Уложения" свидетельствовали о том, что дворянское поместье (получали за службу) приравнивалось к боярской вотчине (получали по наследству). Новый слой феодалов - дворянство - все более уравнивался в правах с боярством.
  3. Важнейший раздел "Уложения" был посвящен крестьянам и посадским людям. Отныне по "Уложению" крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из одного посада в другой, переход от одного ремесла к другому запрещались. Беглые посадские люди также подлежали розыску.

"Соборное уложение" 1649 г. завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.
Церковные реформы патриарха Никона. В правление Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные реформы. Они потрясли духовную основу общества - Русскую Церковь.
Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской католической церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя как центра мирового православия резко упал. В то же время после возведения московского митрополита в сан патриарха престиж Русской Церкви на православном Востоке резко возрос.
И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стремился к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.
Но к этому времени в Москве и Константинополе установились разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в русских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как русские церковные книги переписывались от руки.
Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь играла ту роль в православном мире, какую играла Константинопольская, т.е. стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Книгопечатание давало такую возможность.
В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Русская Церковь стала переходить на греческий церковный устав, богослужебные книги приводились в соответствие с греческими.
Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Внешне разногласия были незначительны и сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги; креститься двумя или тремя перстами; как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца и т.д..
Но причина неприятия реформ была более глубокой. Церковные споры в Византии были обычным делом. Византия была наследницей Римской империи. Византийцы впитали культурное наследие Рима. Они привыкли, могли мыслить. У восточных славян культурного наследия не было. У них не было традиции вести богословские споры. Поэтому еще со времен Древней Руси богословская ученость приняла характер беспредельной веры в книгу. Настоящим, истинным, ценным на Руси считалось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.
В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий, в частности родственницы первой жены Алексея Михайловича царицы М.И. Милославской боярыня Ф.П. Морозова и ее сестра Е.П. Урусова. Знатных сестер заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и умерли. Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозерск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрекся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.
Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем. Похоронен патриарх-реформатор под Москвой, в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, который построен по тому же плану, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
С тех пор единая Русская Церковь раскололась на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Анализ вида, последствий и критичности отказа — АВПКО (Failure Mode, Effects and Critical Analysis — FMECA)
  2. Вопрос 3. Признаки кризиса: распознавание и преодоление.
  3. Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.
  4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
  5. Ликвидация последствий ЧС.
  6. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий природных катастроф.
  7. Неправовые формы- это совершение таких действий, в результате которых юридических последствий не возникает
  8. Оперативные действия медицинской службы ГВГСС при ликвидации последствий аварий.
  9. Основы организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий природных катастроф
  10. Понятие и виды преступных последствий.
  11. Понятие о чрезвычайной ситуации. Задачи военной медицины в общегосударственной системе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.
  12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС О ПРЕОДОЛЕНИИ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ (извлечения)




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.235.48
Генерация страницы за: 0.005 сек.