Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №46. Внешнеполитическая деятельность команды М.С. Горбачева




Уже в своих первых выступлениях М.С. Горбачев изложил положения нового внешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: "…на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной мере реализовывались новые возможности для снижения напряженности и наибольшего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении".
Этот поворот во внешней политике получил название "новое мышление". В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми.

  • Советское руководство определило три основных направления внешнеполитической деятельности:
    • смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
    • урегулирование региональных конфликтов;
    • признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Западное направление. В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, положившая начало возобновлению политического диалога двух ведущих держав мира. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений между СССР и США.
СССР стал предпринимать конкретные мероприятия, которые подчеркивали его приверженность новому курсу. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в Европейской части СССР. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. В СССР начались сокращение Советской Армии, конверсия военного производства.
В октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, в центре которой находился вопрос о сокращении и контроле над вооружениями. В итоге в декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на территории Европы, принадлежавших обеим сторонам. 2 декабря 1989 г. во время встречи на Мальте М.С. Горбачев и президент США Д. Буш заявили, что их страны больше не являются противниками. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). По мнению многих партийно-государственных деятелей, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.
Серьезные изменения произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. М.С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем, открыта граница ГДР с Западным Берлином и ФРГ. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.
В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора.
СССР потерял свои позиции в Восточной Европе.

Восточное направление. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана.
К вводу советских войск в Афганистан в 1979 г. СССР подталкивали многие внешние обстоятельства. США активно пытались проникнуть и закрепиться в Иране, Пакистане, создавали в этих районах свои военные базы. В свою очередь, Иран, Пакистан и некоторые другие государства задолго до Апрельской революции 1978 г. в Афганистане поддерживали оппозиционные силы, выступавшие против независимой внешней политики короля Афганистана Захир-шаха и правительства М. Дауда. Все это создавало серьезную угрозу на юге СССР, и с этим нельзя было не считаться.
В условиях соперничества двух "сверхдержав" ни одна из сторон в крупных военных конфликтах не могла одержать решающую победу, т.к. они опирались на примерно равную материальную и военную поддержку этих держав. В Афганистане СССР оказывал помощь правительственным войскам, а США, Пакистан, Иран и другие государства - моджахедам.
Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в 1989 г.
Советское руководство перешло к политике умиротворения в районах "региональных конфликтов" Южной Африке, Персидском заливе, Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке.
Советское правительство приняло ряд законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека.

Итоги внешнеполитической деятельности. Закончилась "холодная война", угроза ядерной войны была отодвинута, улучшились отношения СССР со многими странами.
Но позиции СССР в Восточной Европе, статус мировой державы были утеряны. В 1990 г. Президенту СССР М.С. Горбачеву была вручена Нобелевская премия мира.

Лекция №47. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 1990-е годы. Рыночные реформы и их последствия.

"Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после распада Советского Союза в конце 1991 г. включала в себя 89 регионов, включая 21 автономную республику. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет РФ. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием Президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.
Президент Б.Н. Ельцин заявил о своем стремлении продолжить курс реформ. Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию", идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше.
Главой экономического блока реформ стал Е.Т. Гайдар, фактически возглавлявший правительство России на протяжении всего 1992 г. в ранге вице-премьера (формальным главой правительства с ноября 1991 г. – до июня 1992 г. был лично Ельцин).

  • Программа реформ включала следующие направления:
    • либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;
    • свобода торговли;
    • проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;
    • жесткие меры налогового обложения.

Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для ее подъема, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

Однако реформаторы не учитывали два серьезных фактора, характерных для экономики России начала 90-х:

  • Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:
    • преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;
    • высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.

Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.
Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.
С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоемкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали социальные расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям.

Приватизация государственной собственности охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который стал бы опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.
Таким образом, приватизация в масштабах всей России не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и ее роста. По другому обстояло дело в некоторых регионах России, особенно в Москве и национальных республиках, где процессы разгосударствления определялись местной властью. Например, московская приватизация дала экономический эффект, который позволил за счет полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.
В целом по России приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю государственной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Но государство в лице Российского фонда федерального имущества (РФФИ), ответственного за приватизацию не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.
По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1992 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказалась тяжелая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн. человек) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.
Резкое снижение социальной защищенности граждан России привело к высокой смертности - более 1 млн. человек ежегодно. С 1992 по 1995 г. уровень преступности возрос в 1,5 раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 - 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 - 40 раз - среднюю пенсию граждан России.
В стране все больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, ученого и др.
Как показывает опыт преобразований в развитых странах Запада, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учетом национальных традиций и находиться под контролем общества.

Итоги "первой пятилетки" новой России. Экономические итоги пятилетия неутешительны. За это время производительность труда в российской промышленности снизилась до 45%. Безработными стали 13% трудоспособного населения. За период реформ разрыв в уровнях душевого дохода между 10% наиболее обеспеченного населения и 10% обездоленных вырос до соотношения 20:1. Многие социальные новшества оказались неэффективными: страховая медицина, негосударственные пенсионные фонды и др. Значительно сократились ассигнования на науку и образование - с 2 до 0,32%.
Разочарование охватило большинство граждан, на глазах которых происходил расцвет коррупции и преступности. Сильно довлела над правительством России идея отказа (под видом борьбы с монополизмом) от государственной поддержки крупного производства. Реформаторы так же отказались от идеи государственного регулирования. Под видом приватизации происходило банкротство, разорение крупных объединений и концернов. Были нарушены естественные связи между предприятиями, результатом чего стали остановка производства и безработица.
Произвол в экономике под лозунгом народной приватизации привел к тому, что стоимость национального богатства страны была явно занижена.
Не улучшилось положение и в сельском хозяйстве. Не выполнена государственная программа повышения плодородия земель, являвшихся основой роста урожайности. Внесение минеральных удобрений упало до 30 кг на гектар. Государственная комплексная программа механизации и электрификации сельскохозяйственного производства не финансировалась.
Правительством были свернуты и все социальные программы на селе: строительство жилья, объектов культуры и здравоохранения, дорог, газификация, водоснабжение и т.д. Налоговая, ценовая, кредитная, инвестиционная политика полностью расстроила финансовое состояние сельскохозяйственной отрасли.
"Островком стабильности" среди регионов Российской Федерации, где не было допущено падения производства продуктов питания, в 1990-е годы являлась Республика Татарстан. Здесь сохранились колхозы и совхозы, 96% их работали на прежней организационной основе.

Изменения в социальной структуре населения и их последствия. Радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали либерализация цен, установление свободы торговли, приватизация государственной собственности, означала переход к рыночной экономике, возвращение к капиталистической модели развития общества.

В стране сложилась многоукладная экономика, состоящая из государственного капитализма (бывшие общенародные предприятия), частного капитализма (приватизированные предприятия), мелкотоварного производства, коллективного хозяйства. Направление экономического развития страны стал определять крупный, средний и мелкий бизнес. Бизнес-сообщество усилило сырьевую и подорвало наукоёмкую ориентацию производства.

В 1990-е годы сформировался класс предпринимателей (новой буржуазии), владеющий средствами производства и информации и класс наёмных работников, лишенный собственности. Численность первого класса составила около 15 млн. человек (вместе с членами семей). Его вершина – олигархи, стали фактическими хозяевами новой России. По замыслу либеральных реформаторов, передел собственности должен был привести к появлению «эффективного собственника», который сделает Россию процветающей страной. На деле передел собственности привел к невиданному обогащению немногих нуворишей за счет основной массы российского населения.

В 1990-е годы произошло массовое бегство капиталов за рубеж и спад производства. Экспорт капитала из России в 1990-е гг. составлял, по разным оценкам, от 20 до 100 млрд. долларов, а импорт капиталов в виде иностранных инвестиций в российскую экономику всего 3-4 млрд. долларов в год. Все это неизбежно привело к падению производства, к сокращению национального богатства страны.

Лекция №48. Общественно-политическое развитие России в первой половине 1990-х годов. Становление президентской республики.

После распада Советского Союза началась ликвидация прежних структур власти и управления. Все бывшие союзные учреждения и ведомства на территории России согласно Указу Б.Н. Ельцина передавались в распоряжение российских управленческих структур. Главной официальной резиденцией Президента России стал Московский Кремль.

25 декабря 1991 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию.

Противостояние двух ветвей власти. С начала проведения рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих граждан страны. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (Президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: сильная президентская республика или парламентская республика на основе власти Советов.
В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ сложился оппозиционный блок "Российское единство", который объединил противников правительственного курса реформ. Сторонниками блока постепенно стала большая часть депутатов. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ Президент РФ Б.Н. Ельцин предложил провести референдум о доверии Президенту и Съезду народных депутатов. В результате упорной борьбы между двумя ветвями власти решено было провести референдум 25 апреля 1993 г.
В референдуме приняли участие более 69 млн. человек (65% общего числа граждан), в целом граждане России поддержали Президента Б.Н. Ельцина и проводимые им реформы. Но формула подсчета голосов на референдуме, определенная Верховным Советом (считались голоса от всего списочного состава избирателей) позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ.
Часть оппозиции перешла к насильственным действиям. В результате столкновений демонстрантов с милицейскими силами во время первомайского праздника 1993 г. получили ранения несколько сотен человек и погиб один работник милиции. Складывающаяся обстановка приобретала все более опасный характер.

Конституционный кризис 1993 г. Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент Ельцин принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне Президента. 4 октября 1993 г. после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были несколько сотен убитых и раненых.
События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но несомненно это были трагические страницы новой российской истории. "Черный октябрь" разрушил систему Советов. Всенародное голосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что придет на смену Советам.

Выборная кампания 1993 г. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в новый парламент – Федеральное Собрание и референдум по вопросу о принятии Конституции России. Между политическими партиями развернулась борьба за голоса избирателей. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Локо"), Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Партия российского единства и согласия. Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блоки «Выбор России» и "Я-Б-Локо" – отстаивали идею конституционной федерации, КПРФ – восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР – возрождение российского государства в рамках до 1917 г., ПРЕС – развитие в стране местного самоуправления.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в новый парламент вошли представители 8 партий. ЛДПР, ставшая главной сенсацией выборов, благодаря своему лидеру В.В. Жириновскому, яркому оратору популистского толка получила 24 % голосов, «Выбор России» Е.Т. Гайдара - 15,5 %, КПРФ – 12,4 %. Остальные голоса распределились между более мелкими партиями и движениями.

Новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу первого созыва возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар).

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1994-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

Российская конституция 1993 г.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся всенародно избираемый Президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.
Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% избирателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума). Так или иначе народным голосованием были закреплены правомочия Президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г., получила формальное одобрение на свое существование 30 млн. российских избирателей из 106.
Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собрания было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и частично Татарстана.
Первым итогом 1993 г. было следующее. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего это был выбор в пользу президентской республики, в которой представительные органы играли второстепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законотворчества, парламентарии не могли вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.
Вторым итогом года явилась ликвидация вертикали законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по типу, названиям, функциям. Высший представительный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что его обе палаты действуют самостоятельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и связям с избирателями.
В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли Законодательные собрания республик, краев, областей. Это уже не подчиненные, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные органы власти, занимающиеся местными делами.
В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредоточивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от высших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национальностей и др.), контролируются Президентом через институты Совета Безопасности и другие конституционные механизмы.

Чеченская проблема в 1990-е годы. Главным дестабилизирующим фактором общественно-политического развития России в 1990-е годы стала Чечня. Осенью 1991 г. чеченские националисты во главе с генералом Джохаром Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чечено-Ингушской республики, вывели Чечню из её состава и провозгласили независимую республику «Ичкерию», заявив о выходе из состава России.

Российское руководство оказалось тогда в сложном положении. С одной стороны Ельцин и его команда были заинтересованы в отстранении от власти сил поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный Совет Чечено-Ингушской республики), с другой стороны, чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России.

Политическая борьба между ветвями власти внутри России и начавшиеся экономические реформы не позволили руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Федеральный центр признал разделение Чечено-Ингушетии на две республики, что было затем закреплено в Конституции РФ 1993 г. и был готов предоставить Чечне широкую автономию в составе России, но это не устроило лидеров сепаратистов. В 1992-1993 гг. в республике проводилась активная политика по подготовке к войне с центром и массовая обработка местного населения оголтелыми националистами.

В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепаратисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным ведомством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из «Ичкерии».

Постепенно вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В августе 1996 г. между руководством РФ (с российской стороны секретарь Совета Безопасности РФ А. Лебедь) и сепаратистов (с чеченской стороны – А. Масхадов) была достигнута договоренность о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни до конца 1996 г. и проведении в республике в начале 1997 г. президентских выборов. Эти необдуманные соглашения («Хасавьюртовские договоренности») как показали последующие события были глубоко ошибочными со стороны федерального центра и привели в дальнейшем к трагическим последствиям.

Состоявшиеся в Чечне в начале 1997 г. выборы принесли победу А. Масхадову. Решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено до 2000 г. Федеральные войска начали покидать Чечню. Однако соглашение, подписанное в августе 1996 г. поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода республики из состава Российской Федерации, но и вовлечь в этот процесс другие северо-кавказские регионы России, прежде всего Дагестан.

В борьбе за свои интересы руководители сепаратистов не гнушались ничем, в том числе интересами собственного населения, они встали на путь террора и беззакония. В эффективности этого средства борьбы с людьми лидеры Ичкерии убедились в 1995-1996 гг. Захватывая больницы с тысячами безвинных заложников в городах Буденновске и Кизляре, террористы пытались добиться от правительства России уступок. В 1997-1999 гг. все северо-кавказские регионы России страдали от бесчинств, грабежей и насилия банд наемников-террористов, которые грабили поезда, разоряли населенные пункты, наладили сеть по торговле людьми. В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жилой дом в Буйнакске (Дагестан), в сентябре 1999 г. – два жилых дома в Москве и жилой дом в Волгодонске (Ростовская область).

Терпение руководства России иссякло. Хасавьюртовские договоренности с сепаратистами были признаны ошибочными и расторгнуты. В сентябре 1999 г. правительство России начало широкомасштабную антитеррористическую операцию в Чечне.

К весне 2000 г. широкомасштабные боевые операции в Чечне были прекращены. Но боевики продолжали проводить террористические акты и диверсии. Правительство России с начала 2000 г. поставило задачу восстановления в Чечне экономической и социально-политической жизни.

Выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы 1996 г. На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые "ущемляли" интересы страны.

Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом Россия" объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

17 декабря 1995 г. в России были проведены выборы в Государственную Думу II созыва. В выборах приняли участие 64% населения страны. В состав Думы вошло 450 депутатов. За места в нижней палате парламента вели борьбу 43 политические партии и объединения. Лишь четырем из них удалось преодолеть 5% барьер. Больше всего голосов получила КПРФ - более 22%, на втором месте оказалась ЛДПР - 11%, на третьем - правительственный блок "Наш дом - Россия" во главе с премьер-министром В.С. Черномырдиным. За блок "Яблоко" Г.А. Явлинского проголосовало 7% избирателей, принявших участие в выборах. Потерпело поражение политическое объединение Е.Т. Гайдара "Демократический выбор России – объединенные демократы", получив менее 5% голосов.
Прошедшие выборы продемонстрировали власти, что значительная часть населения страны не поддерживает политику, проводимую руководством страны. Председателем Государственной Думы второго созыва стал представитель КПРФ Г.Н. Селезнев.
На 16 июня 1996 г. были назначены выборы Президента, и политические силы страны приступили к их подготовке. Основными соперниками были действующий Президент Б.Н. Ельцин и лидер КПРФ Г.А. Зюганов. По итогам второго тура выборов 03 июля 1996 г. Б.Н. Ельцин получил 53,7%, его соперник Г.А. Зюганов - 40,3%.
Осенью 1996 г. в 50 российских регионах прошли выборы глав администраций. В Совете Федерации не осталось сенаторов, назначенных в свое время Б.Н. Ельциным. Теперь должность главы администрации стала выборной. Характерно было то, что победителями становились не политики, а опытные хозяйственники и умелые администраторы. Председателем Совета Федерации второго созыва стал глава администрации Орловской области, в прошлом член Политбюро и секретарь ЦК КПСС Е.С. Строев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.