Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя политика России в 2000-2004 гг

Выборы в Государственную Думу IV созыва и президентские выборы 2004 г. Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, качественному улучшению многопартийности должен был способствовать новый федеральный закон «О политических партиях», принятый в 2001 г. по инициативе президента В.В. Путина. Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации с массовой численностью. В ходе последующей за принятием закона перерегистрации многие мелкие партии прекратили свое существование. В то же время начали создаваться новые влиятельные политические организации как проправительственные, так и оппозиционные. Наиболее крупной и влиятельной партией среди проправительственных сил стала созданная в декабре 2001 г. партия «Единая Россия». Партия сформировалась на основе блока С.К. Шойгу «Единство» и блока Е.М. Примакова, Ю.М. Лужкова и М.Ш. Шаймиева «Отечество – вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой действующей власти в реализации намеченных целей.

Проблемы чеченского урегулирования. В 2000 г. продолжалась начатая в 1999 г. антитеррористическая операция в Чечне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы, однако не смирились с поражением. Используя помощь из-за рубежа, бандиты продолжили политику террора, взрывая жилые дома и захватывая в плен заложников. При участии международных экстремистских организаций террористы организовали в 2002-2004 гг. несколько крупных терактов на территории России (взрыв Дома Правительства Чечни в г. Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в г. Беслане).

Россия в начале 21 в. Начавшиеся в 90-е годы XX в. радикальные преобразования во всех жизни общества интенсивно продолжались и в начале нового столетия. Новому российскому руководству предстояло решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических позиций России и повышения её роли на международной арене.

Общественно-политическое развитие России в 2000-2004 гг.

К началу XXI в. окончательно определились государственные границы Российской Федерации, её территория. Общероссийская перепись населения 2002 г. показала, что по своей площади наша страна занимала первое место в мире. Численность населения составляла на середину 2002 г. составляла 145,2 млн. человек – на 1,8 млн. меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди жителей России насчитывалось 106,5 млн. горожан и 38,7 млн. сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на её территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80 % населения составляли русские.



В 2000 г. по инициативе президента В.В. Путина были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб ввиде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова нового гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В. Александров) написал поэт С.В. Михалков (автор текста гимна СССР).

Курс на укрепление государственности. Одним из первых шагов президента В.В. Путина в процессе укрепления российской государственности стала административная реформа. В мае 2000 г. были учреждены семь федеральных округов (Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Уральский, Центральный Южный). Главами округов назначались полномочные представители президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Целью административной реформы стало повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. Представители президента (полпреды) стали связующим звеном между центром и регионами.

Вторым шагом к укреплению государственности стало приведение в соответствие с Конституцией РФ законов субъектов федерации, прежде всего, национальных республик, объявивших о своем суверенитете в 1990-1991 гг. В этом процессе активную роль сыграли представители президента. В итоге, из конституций всех российских республик было изъято положение об их суверенном статусе.

В 2001 г. была начата работа по пересмотру сложившейся в 1990-е годы системы взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эта система строилась на основе двусторонних договоров и соглашений, многие из которых были далеки от соответствия российской конституции. Новое руководство страны поставило задачу свернуть договорную систему и регулировать взаимоотношения между центром и регионами только на основе федерального законодательства. Был положен конец «торгу о полномочиях» между Москвой и субъектами федерации, который продолжался в течение всех 1990-х годов. Одновременно президент Путин стал укреплять власть центра реализуя политику перераспределения доходов между федеральным и региональными бюджетами в пользу Москвы. В 1990-е годы доходы распределялись в пропорции 50 на 50, а к 2003 г. уже 63 на 37 в пользу центра.

Отмеченные шаги нового руководства страны позволили восстановить в России единое правовое пространство. С укреплением экономической федерации начали постепенно исчезать внутренние экономические барьеры между регионами страны, искусственно созданные в начале 1990-х годов.

Реформы управления. Став президентом, В.В. Путин предложил изменить порядок формирования верхней палаты российского парламента – Совета Федерации. В июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента становились не руководители регионов и местных парламентов, а их представители, работающие в СФ на постоянной основе. Бывшие члены верхней палаты парламента (президенты республик, губернаторы, председатели законодательных собраний) составили основу нового совещательного органа при Президенте – Государственного Совета России. В декабре 2001 г. Председателем обновленного Совета Федерации стал соратник президента Путина – С.М. Миронов, представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Осенью 2004 г. по инициативе президента Путина была проведена ещё одна реформа в системе государственной власти – переход от общенародного избрания руководителей регионов к утверждению их местными парламентами по представлению главы государства.

Руководство России с начала 2000 г. сделало упор не только на силовые методы решения чеченской проблемы. В июне 2000 г. временным главой Чечни был назначен обладавший большим авторитетом в республике Ахмат Кадыров (бывший муфтий Чечни). В республике на основе закона стали воссоздаваться органы государственной власти и местного самоуправления. С января 2001 г. в Чечне начала реализовываться федеральная целевая программа восстановления экономики и социальной сферы. В марте 2003 г. была принята Конституция Чеченской республики, которая утвердила Чечню как субъект Федерации в составе России. В октябре 2003 г. на всеобщих выборах Ахмат Кадыров был избран президентом республики. Несмотря на все принимаемые меры вылазки террористов продолжались. Бандитам удалось провести ряд успешных террористических атак против представителей местной администрации. В мае 2004 г. боевиками был убит презилент Чечни Ахмат Кадыров. Новый глава Чечни Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД, при помощи федерального центра продолжил курс по нормализации обстановке в республике.

В результате выборов в Государственную Думу IV созыва 7 декабря 2003 г. изменилась партийно-политическая конфигурация нижней палаты: были ос­лаблены силы, игравшие видную роль в политике 1990-х годов. Пяти­процентный барьер для прохождения в Думу не преодолели кандидаты от либерально-оппозиционных власти «Союза правых сил и «ЯБЛока», а КПРФ получила почти вдвое меньше прежнего число голосов (12,7% голосов вместо

24,2 % в 1999 г.). В парламент прошли ЛДПР (11, 6%) и новое объединение — блок «Родина» (9,1%), отстаивавшие национально-государственнические позиции и выступавшие за продолже­ние социально ориентированных рыночных реформ. Наибольший ус­пех сопутствовал партии «Единая Россия» (37,1 %), откровенно заявлявшей о себе как о партии поддержки президента. Этой партии, с учетом прошедших по одномандатным округам депутатов, удалось сформировать самую большую фракцию и возглавить все думские ко­митеты. В новой Думе сторонники президента получили конституци­онное большинство. Председателем Государственной Думы IV созыва стал один из лидеров «Единой России» Б.В. Грызлов.

Реализуемые В. В. Путиным идеи сохранения социально-полити­ческой стабильности при проведении назревших, необходимых стране реформ нашли поддержку у населения и отразились в ре­зультатах голосования по выборам Президента России 14 марта 2004 г. В. В. Путин получил 71,2% голосов участвовавших в выборах, канди­дат от КПРФ Н. М. Харитонов —лишь 13,7 %.

Россия и страны дальнего зарубежья. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Развивались на равноправной основе политические, экономические и культурные связи с ведущими странами мира – США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Президента В.В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел России И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Федерального Собрания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Внешняя политика России в 2000-2004 гг

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.242.76
Генерация страницы за: 0.106 сек.