Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация интеллектуальных возможностей




Сознательный индивид старается познать окружающий мир и его законы. Продуктивность познавательной деятельности личности определяется уровнем ее интеллекта. Эта зависимость простая и очевидная, так как латинское слово "intellektus" переводится, как "познание, понимание". Несмотря на эту простую зависимость, природа и сущность интеллекта остается неопределенной и загадочной. В истории психологии известен смешной случай, когда председатель был вынужден закрыть научное заседание, поскольку ни докладчик, ни присутствующие не смогли ответить на вопрос: "Что такое интеллект?" Этот случай произошел в 90-х годах XIX в. А в 60-х годах XX в. известный исследователь интеллекта Д. Векслер, психолог с мировым именем, в своей книге "Измерение и оценка интеллекта взрослых" рассматривал интеллект как "сущность, которую нельзя познать" и которой нельзя дать определения. Поэтому Векслер использовал так называемое "рабочее" определение интеллекта как глобальную способность индивида рационально действовать и правильно мыслить. К подобному выводу пришли и другие исследователи. Понятие интеллекта всегда было источником парадоксов. Казалось бы, что это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых.

Недостаточно удачной оказалась попытка свести интеллект к мышлению. Такая попытка принадлежит Дж. Гилфорду. Но известно, что интеллект находится в особом соотношении с процессом восприятия, а также неразрывно связан с другими психическими процессами, которые вообще не существуют как отдельные, самостоятельные акты. Имеют место исследования, в которых интеллект связывался с определенными свойствами темперамента, со способностью к обучению и овладению формальными операциями. Не менее сложным в проблеме интеллекта есть вопрос о его измерении. На поставленный вопрос: "Что такое интеллект?" один из психологов ответил: "Это то, что измеряется тестами интеллекта!" Первые попытки измерения интеллекта принадлежат двум исследователям А. Бине и Фр. Гальтону. Бине впервые подобрал ряд задач на проверку уровня проявления особенностей восприятия, памяти, понимания. Этот ряд задач получил название тестов (испытание). Приписывая за правильный ответ определенное количество баллов, Бине ввел количественную меру интеллекта IQ (коэффициент интеллекта). Дальнейшее использование тестов привело других психологов к выводу, что коэффициенты интеллекта измеряют не уровень самого интеллекта, а уровень осведомленности, знаний и опыта, или уровень независимых способностей, которые имеет данный субъект на момент тестирования. Поэтому тестовый подход к измерению интеллекта на сегодняшний день остается объектом критики. Вместе с тем, применение тестов на больших выборках индивидов в разных историко-социальных и культурных средах на протяжении столетия, позволяет обнаружить практически одинаковые распределения субъектов с разными значениями IQ относительно среднестатистической нормы. Распределение имеет вид нормальной кривой Гаусса.

Распределение показателей IQ в человеческой популяции по стандартизированному тесту Стенфорда-Бине.

За среднестатистическую норму принят IQ= 100 баллов, а стандартное отклонение с = ± 20 баллов. Из рисунка видно, что в диапазоне 80 < IQ < 120 баллов находится практически большинство индивидов (84%). Эти так называемые границы нормы интеллекта. Вправо в диапазоне 120 < IQ< 140 баллов находятся умственно способные индивиды, а индивиды с IQ > 140 баллов считаются умственно одаренными. На противоположной стороне (слева) в диапазоне 60 < IQ< 80 баллов находятся индивиды с интеллектом ниже нормы. Это тот контингент, который в области специальной психологии и педагогики рассматривается как контингент с задержкой психического развития (ЗПР). Индивиды с IQ < 60 баллов составляют патологический контингент умственно отсталых в человеческой популяции. По стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) количество умственно одаренных и умственно отсталых одинаковое (смотри рис). Исходя из толкования, интеллект как познание по-разному проявляется у индивидов в процессе обучения. Каждый учитель, уже на первых занятиях сталкивается с тем, что у учеников проявляются разные возможности в обретении знаний. По этим отличиям учитель вводит собственную субъективную шкалу типа: этот ученик очень смышленый, этот смышленый, этот не очень смышленый, этот бестолковый, а этот вообще ничего не соображает. Исходя из второго толкования ("понимание") нетрудно убедиться в том, что учитель действительно использует субъективную шкалу для дифференциации интеллектуальных возможностей учеников в процессе обучения. С особой силой эти интеллектуальные возможности проявляются у умственно одаренных детей. Они, как подчеркивает Н. С. Лейтес, постоянно испытывают сильную потребность в познании закономерностей окружающего мира.

Впервые индивидуальными отличиями интеллектуальных способностей людей заинтересовался Фр. Гальтон. В своей книге "Наследие таланта" он пытался доказать, что выдающиеся личности часто имели выдающихся родителей. Но это, образно говоря, правило, не существует без исключений. Расширенные исследования показали, что правило не всегда подтверждается. Фр. Гальтон для доказательств начинает использовать статистические методы. А они беспристрастно показали, что проблему индивидуальных отличий людей по интеллекту необходимо рассматривать с учетом двух переменных: природы и воспитания. Фр. Гальтон впервые использовал понятия "природа" для обозначения наследственности, а понятие "воспитание" для окружающей среды. Обе переменные, по мнению Фр. Гальтона, являются главными в определении интеллектуальных отличий. Однако сама по себе природа не сводится к наследственности. В особенности это касается природы психического. Природа индивидуальных отличий на уровне психических свойств однозначно включает в себя врожденное, обусловленное периодом внутриутробного развития. Именно это положение отстаивали Г. С. Костюк, С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов. Соотношение переменных "природа- воспитание" будет более полным, если его рассматривать, как соотношение "врожденно - приобретенное" Врожденное выступает в форме задатков, а приобретенное - в форме способностей. Задатки лежат в основе развития способностей, сами же способности являются продуктом развития и возникают в результате влияния окружающей среды, то есть обучения и воспитания. Опираясь на это отношение, можно сказать, что у каждого индивида существуют задатки, которые определяют природу интеллекта. Где предположение правомерное, во-первых, потому, что элементы интеллекта проявляются в поведении животных. Во-вторых, признание естественно обусловленных врожденных отличий в интеллектуальных задатках дает возможность понять, почему усвоение одних и тех же знаний разными индивидами дает разное продвижение в мышлении, и в умственном развитии. В-третьих, несмотря на всю условность понятия "умственная одаренность", в нем будто бы допускается наличие у конкретного индивида врожденных предпосылок, которыми он отличается от других. В общем, задатки выступают как мера интеллектуальных возможностей и под влиянием окружающей среды развиваются в интеллектуальные способности. Отличия в интеллектуальных возможностях проявляются в умственном развитии, которое у каждого индивида характеризуется собственной скоростью и легкостью. Таким образом, в психике индивида надо искать такой параметр, который действительно является врожденным и определяет успешность познания и понимания. О существовании такого врожденного параметра свидетельствует высокая (г = + 0,9) корреляция надежности тестов IQ. Такая высокая корреляция является доказательством того, что в основе познания и понимания индивида лежит так называемый общий интеллект, или "фактор". Исходя из высокой корреляции надежности можно утверждать, что "факторы " являются стойкими образованиями индивида, которые не развиваются с возрастом и не поддаются влиянию среды. Эта важное образование давно была подмечено человечеством, о чем говорит, например, такая пословица: "Если Бог ума не дал, то его не купишь". В проблеме интеллекта сложилась довольно неопределенная ситуация. С одной стороны существование врожденных задатков интеллекта не вызывает сомнения, а с другой, неизвестно, как это образование определить. Ответ на этот вопрос позволяют дать исследования, которые проводятся в границах темы "Психология времени". Как отмечалось выше, врожденные задатки зависят от конструктивных и функциональных особенностей индивидуального мозга. В наших исследованиях было показано, что индивидуальный мозг работает как часовой механизм и измеряет психологическое время личности. Единицей измерения времени выступает субъективный "шаг" (т), который у разных индивидов имеет собственную продолжительность. В границах четырех типологических групп этот "шаг" принимает значение от 0,7 с до 1,1 с. Измерение этого "шага" на разных отрезках субъективного времени позволяет ввести понятие качества индивидуальных часов. Исходя из качества, можно говорить про "хорошие" часы и "плохие" часы.

Как выяснилось, чем больше приближение собственных часов индивида к "хорошему", тем выше у него врожденный интеллектуальный потенциал, тем больше реализация познания и понимания на личностном уровне действующего субъекта.

Сравнивая квадратичные отклонения (показатель качества индивидуальных часов) у субъектов репрезентативной выборки с уровнем их психометрического интеллекта (IQ) (показатель IQ довольно часто называется "психометрический интеллект"), можно получить простую зависимость: чем меньше а, тем выше IQ личности.

График зависимости IQ от качества собственных часов индивида

Качество часов индивида, как и сами часы, являются урожденными, поэтому показатель качества (σ) следует рассматривать как один из индикаторов базового интеллектуального потенциала личности. Так, контингент чрезвычайно умственно способных и одаренных индивидов определяется тем, что показатель качества их собственных часов < 0,03 с. Реальный вариант "наилучших часов" в человеческой популяции удовлетворяет условию: σ > 0,01 с.

Собственные часы именно такого высочайшего "уровня" были выявлены в наших исследованиях у академиков, докторов и кандидатов наук, аспирантов, которые в прошлом закончили школу с золотой медалью, а университет с "красным" дипломом (диплом с отличием). При этом субъекты деятельности с таким качеством часов не обязательно приближались к "чистым" типам. Они занимали разные места в своих типологических группах, но все проявляли чрезвычайно высокую любознательность и познавательную активность, что разрешало некоторым из них заканчивать университетское обучение не за 5, а за 3,5 года. Надо также отметить, что кроме главного интереса к избранной научной деятельности, эти личности отличаются проявлением одаренности в разных направлениях. Многие из них проявляют себя в художественной, литературной, поэтической, спортивной, сценической, музыкальной деятельности с большим успехом. Исследования в избранной области пересекаются с другими областями и носят новаторский (междисциплинарный характер). Научные достижения многих обследованных одаренных личностей были отмечены дипломами и государственными премиями. Эти исследования уверенно доказывают, что индивиды с очень "хорошими часами" имеют высокий врожденный потенциал, мерой которого выступает показатель качества σ < 0,03 с. Противоположный контингент составляют индивиды с разной степенью умственной отсталости. Прежде всего качество их часов значительно ниже, чем у умственно одаренных. Так, у индивидов с ЗПР σ > 0,1 с (IQ < 80), что проявляется в их слабой способности к обучению по программе общеобразовательной школы. Это контингент индивидов, которые учатся на удовлетворительном уровне. У контингента с IQ< 70 (0,1 с < σ < 0,15 с)наблюдается скрытая форма умственной отсталости, но они уже не способны учиться в общеобразовательной школе даже на удовлетворительном уровне. В своих лекциях Крепелин говорил, что одной из сложных задач является проведение границы между психологической нормой интеллекта и умственной отсталостью. Эту задачу можно решить, используя показатель качества собственных часов индивида. У умственно отсталых часы спонтанно могут то спешить, то отставать. Переход от одного варианту хода к другому происходит прыжками. И чем больше прыжок в ходе часов, тем большая степень умственного дефекта. Особенности прыжков в ходе собственных часов у умственно отсталых позволяют выделить пять разновидностей олигофрении в степени дебильности. Кроме того, по отклонению? можно провести четкую границу между нормой интеллекта и умственной отсталостью, роль которой фактически выполняет прослойка, индивидов с скрытой умственной отсталостью. Подводя итоги, надо отметить, что врожденное качество собственных часов - мозга индивида, является одним из показателей интеллектуального потенциала личности, которую психологи назвали загадочным общим интеллектом. Приближение а -к 0 мы можем рассматривать как одну из фундаментальных признаков умственной элитарности личности. Наличие у индивида врожденных "хороших" часов следует рассматривать как одну из предпосылок для развития интеллектуальных способностей. Если индивид родился с "хорошими" часами, то у него есть потенциальная возможность проявить и высокий уровень понимания, и широту познания, и глобальную способность "правильно мыслить".

Можно привести очень точное выражение: "Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный", что точно подчеркивает значение качества собственных часов индивида для проявления уровня его интеллекта.


Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей

В проблеме соотношения задатков и способностей не был рассмотрен вопрос о специальных задатках и способностях. Среди огромного множества разновидностей человеческой деятельности есть такие, которыми может овладеть каждый индивид с нормой общего интеллекта, а есть и такие, которыми любой овладеть не может. Даже высокий интеллектуальный потенциал не может обеспечить успешность, скорость и легкость овладения некоторыми видами деятельности. В таких случаях психологи говорят об отсутствии у личности специальных способностей и стараются выяснить причины такой невозможности.

Рядом с общими способностями выделяют специальные человеческие способности, понимая под ними такие психологические особенности, которые присущи одним индивидам, и отсутствуют у других. К специальным способностям относятся музыкальные, художественные, математические, литературные, поэтические и прочие способности. Действительно, не каждый из нас может стать художником или поэтом, музыкантом или математиком (имеется в виду - способным) даже при использовании совершеннейших методов для развития специальных способностей. Исходя из соотношения "врожденно - приобретенное", будем учитывать, что задатки являются необходимым условием для развития способностей, а природа задатков скрыта во врожденных конструктивных и функциональных особенностях головного мозга человека.

В исследованиях И. П. Павлова и его сотрудников были установлены общие типы ВНД, одинаковые для животных и людей. Стараясь объяснить отличие между высшей нервной деятельностью человека и животного, Павлов подчеркивал, что в психике человека имеет место "чрезвычайное приложение" - речь. Это прибавление Павлов назвал второй сигнальной системой в отличие от первой сигнальной системы (образы ощущений и восприятия). Великий физиолог понимал, что в высшей нервной деятельности человека существует относительное преобладание одной сигнальной системы над другой. С его точки зрения по преобладанию люди могут быть разделены на три специальных типа: "художественный", "мыслительный" и "средний". Изобразим такое преобладание схематично:

· ІСС > ІІСС - "художник"

· ІСС = ІІСС - "средний"

· ІСС < ІІСС - "мыслитель"

Последователи Павловского учения о двух сигнальных системах начали изучать условные "рефлексы рефлексов", то есть образование у людей условных рефлексов не только на первосигнальный раздражитель (свет, цвет, звук, удар током), а и на слово, которое означает раздражитель. Такие исследования проводились, как физиологами, так и психологами. Кстати, исследование условных рефлексов на речевые раздражители велись и на кафедре психологии Одесского университета. Но результаты этих исследований мало что давали для дифференциации специальных задатков и способностей. Ученым понадобилось еще пол столетия, чтобы понять чем же действительно обусловлена детерминация специальных способностей. В конце XІХ и в начале XX столетия, встречаясь с фактами поражений больших полушарий головного мозга человека, исследователи обнаружили разные варианты нарушений и расстройств отдельных свойств высших психических функций (восприятия, памяти, речи, мышления, интеллекта, личностных свойств). Эти факты разрешили сделать вывод, что определенные участки коры больших полушарий головного мозга имеют свое специфическое назначение и функционально обеспечивают соответствующие составные психики в интегративной деятельности личности. Накопление фактов показало, что в левом полушарии сосредоточены центры речи, а правое полушарие обеспечивает образное отражение объектов окружающего мира. Направление таких исследований получило название "нейропсихология". Одним из основателей этого направления был профессор Лурия А. Р.

(Большой вклад в понимание функций правого и левого полушарий внесли наблюдение за пациентами в условиях нейрохирургического вмешательства. Для проведения операций использовался метод торможения функций одного из полушарий головного мозга. При заторможенности одного полушария, второе полушарие начинало вести себя в режиме максимума собственных функциональных возможностей. Ученые приходили к выводу, что в каждой личности находятся два человека: левополушарный и правополушарный. Так, левополушарный человек очень говорлив, находится в эйфоричном состоянии положительных эмоций, строит нереальные "прожекты", целенаправлен в будущее. Правополушарный человек, наоборот, молчалив, агрессивен, связан с образами прошлого. Как очень точно подметили известные исследователи функций правого и левого полушарий головного мозга человека Н. М. Брагина и Т. А. Доброхотова, личность переживает собственное время, которое "течет" слева направо. Здесь имеется в виду функционально асимметрическая ориентация левого полушария в будущее, а правого в прошлое.

Во многих экспериментальных исследованиях было выяснено, что восприятие предметов окружающего мира обеспечивается именно парной работой анализаторов (бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное ощупывание).

Каждый анализатор, как выяснилось, имеет свое центральное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Так, левый глаз, левое ухо, левая рука имеют свои представительства в правом полушарии, а правый глаз, правое ухо, правая рука - в левом полушарии. В парной работе один из анализаторов выполняет функцию ведущего, а второй ведомого. Соответственно с представительством анализаторов можно говорить о ведущем и ведомом полушариях головного мозга. Эти факты показывают, что левое и правое полушария функционально неравнозначны в обеспечении отображения предметной среды. Соответственно с этой функциональной неравнозначностью относительно медиальной плоскости пространство человека делится на левое и правое.

В других исследованиях было установлено, что преобладание функций правого полушария над левым обуславливает леворукость, а преобладание функций левого полушария над правым обуславливает праворукость} Так, изучая преобладания функций органов в парной работе анализаторов (ведущий - ведомый орган) были разработаны исследовательские приемы функционального преобладания левого - правого полушарий головного мозга человека. Объединяя все признаки преобладаний, ученые стали говорить о функциональных асимметриях больших полушарий головного мозга. Было также установлено, что преобладание может быть полным, или частичным (парциальным). Учитывая все накопленные в этом направлении факты, психологи пришли к выводу, что именно функциональные асимметрии мозга могут рассматриваться как задатки специальных способностей индивида.

Мы рассматриваем задатки как врожденные особенности строения головного мозга. Исследования в этом направлении показывают, что каждый индивид рождается полушарно асимметричным. Так, по данным некоторых исследователей, в человеческой популяции рождается приблизительно одинаковое количество индивидов с преобладанием функций правого полушария (левши) и функций левого полушария (правши). Но, в реальности количество леворуких индивидов встречается значительно реже. Здесь надо сделать некоторые объяснения. Во-первых, имеют место разные варианты разного преобладания функций - полное, или частичное.

Конечно, учитывая сложную структуру коры больших полушарий, вариантов частичного преобладания может быть намного больше, но задача тонкого расщепления этих вариантов преобладания не разрешима в дифференциальной психологии. Во-вторых, левое полушарие, рождаясь "немым", начинает "говорить" (напомним, что все центры речи находятся в левом полушарии) на определенном возрастном периоде развития индивида. В-третьих, так исторически сложилось, что человечество создало праворукую культуру. Все это вместе предопределяет торможение проявления леворукости у определенной части индивидов, которые родились с частичным преобладанием правого полушария над левым. Под влиянием указанных причин эти индивиды превращаются в "скрытых леворуких", сохраняя при этом преобладание функций правого полушария над функциями левого. Среди правополушарных под вышеупомянутым социальным давлением "выживает" и сохраняется около половины (по данным американских психологов 20-25%) леворуких индивидов.

Подводя итоги, следует отметить, что в специальной организации психики индивида главную роль играют врожденные функциональные асимметрии больших полушарий головного мозга. Именно последние и определяют задатки, степень проявления которых реализуется в специальных способностях личности. Существуя в единстве, функциональные асимметрии накладывают свою печать на индивидуальные свойства общего типа, прибавляя к формально-динамическим свойствам темперамента специальную направленность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.