Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий

Индустрия и инфраструктура туризма.

Следующими важными дефинициями, которые следует определить, является «туристская индустрия» и «туристская инфраструктура».

 

Одна из первых дефиниций была дана Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971г. Индустрия туризма – это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.

Последовавшие затем попытки конкретизировать содержание понятия индустрии туризма и описать ее отраслевую структуру натолкнулись на трудности. Они возникли из-за того, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Так в США в сферу обслуживания посетителей вовлечены 24 отрасли (Мироненко, Твердохлебов, 1981). Еще одной причиной является то, что до настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. В этой связи вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы индустрии туризма сложно.

В ст. 1 Федерального закона «Об основах турист­ской деятельности в РФ» приведено следующее определение понятию туристская индустрия. Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также ор­ганизаций, предоставляющих туристско-экскурсионные ус­луги и услуги гидов-переводчиков.

По мнению С.Р. Ердавлетова (2005),в понятии индустрия туризма сочетается не только основной технологических процесс, но и все реальные хозяйственные связи, возникающие при организации обслуживания рекреанта (туриста). Само определение индустрии туризма опирается комплексным характером туристско-рекреационного потребления. Мы согласны с мнением С.Р. Ердавлетова, но уточним его содержание. Индустрию туризма составляют предприятия и организации, выпускающие товары и услуги, производство которых тесно связано с туризмом: гостиницы; предприятия питания; транспортные предприятия; экскурсионные бюро; предприятия по производству сувениров; учебные заведения туристского профиля; информационные и рекламные службы; научно-исследовательские и проектные организации туристского профиля; предприятия по производству туристских товаров и т.п.

Индустрия туризма производит услуги, которые востребуются туристами благодаря труду туроператоров. Туроператоры из всего этого многообразия формируют туристский продукт, обладающий более ценными потребительскими свойствами, нежели каждая из услуг, взятая в отдельности.

Специфические свойства индустрии туризма заключаются в ресурсной ориентации в размещении туристских организаций, сезонностью и цикличностью в производстве туристских услуг, в высоких требованиях к уровню развития социальной инфраструктуры и информационных сетей.

Инфраструктура – сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых как для самого процесса производства (производственная инфраструктура), так и для обеспечения повседневной жизни населения (социальная инфраструктура). Рассматривается как фактор регионального развития.

В определении же туристской инфраструктуры мы будем придерживаться мнения В.Г. Гуляева (2003), который рассматривает и нфраструктуру туризма как комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам. По его мнению в условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное условно-классификационное содержание. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий туристской индустрии. Это автономные, самостоятельные предприятия с высокой степенью диверсификации (разнообразия) деятельности, где туристская деятельность подразумевается в том числе, и в ряде случаев, не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроператорами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта). Объекты инфраструктуры индустрии туризма в рыночной экономике приобрели статус объектов, обслуживающих туризм в том числе. Это касается дорожной инфраструктуры, систем связи, телекоммуникационных систем и др.

Необходимо разграничить понятия индустрия туризма и туристская отрасль. Поскольку объективную основу структуры отраслей народного хозяйства составляет общественное разделение труда, а не признак конечности потребления, постольку последний может служить критерием отнесения ряда предприятий не к отрасли а к собирательному понятию «индустрия туризма». Другими словами в отрасли реализуется основной технологический процесс, а в индустрии туризма помимо него и все реальные хозяйственные связи, возникающие при организации обслуживания туриста. Если же не видеть различий между отраслью и индустрией туризма и принять за критерий формирования отрасли конечное потребление, то эта отрасль будет выступать как собирательная сфера, различные предприятия которой разбросаны по отдельным отраслям хозяйства.

Когда говорят, что туризм - это отрасль, подразумевают, конечно, не са­мый процесс путешествия, а именно систему его обеспечения. Но в неко­торых работах можно встретить более свободную трактовку понятия от­расль "отраслью хозяйства объявляется сам отдых". В этом есть своя ло­гика, ибо отдых - это процесс восстановления сил трудящихся, то есть один из видов воспроизводственных процессов производительных сил. (Гера­симов, 1969).

 

Для того, чтобы рассчитать влияние туризма на экономику региона необходимо определить границы туристской индустрии. Для этого необходимо определить критерии, по которым можно будет отнести предприятия к туристской отрасли. Ирена Енджейчик (2003) выделяет три главных критерия, отнесения хозяйствующих субъектов к турбизнесу.

Значение оказываемой субъектом услуги или производимого им продукта для реализации путешествия и туристского пребывания: основные туристские услуги (по проживанию, питанию, транспортные, организационные, посреднические и т.д.); туристский продукт, расширяющий основное предложение и специализированный на удовлетворении туристских потребностей (изготовление сувениров, производство спортивного оборудования, услуги проводников и экскурсоводов, производство индивидуального туристского снаряжения и т.д.); дополнительные услуги (банковское финансовое обслуживание, страховое обеспечение, торговля, развлекательные и парикмахерские услуги, проектирование и строительство объектов туризма, обеспечение безопасности, медицинское обслуживание и т.п.).

Зависимость продаж производимого продукта от величины туристского спроса, причем на данный продукт может существовать (и, как правило, существует) спрос местного населения; примерные пропорции между туристским и местным спросом может представляться следующим образом:

- услуги проживания (100% продаж этих услуг приезжим гостям);

- услуги питания (70% продаж услуг приезжим гостям и 30% местному населению);

- транспортные услуги (50% продаж услуг приезжим гостям и 50% местному населению);

- услуги проектирования и строительства (30% продаж туристским инвесторам и 70% продаж другим инвесторам);

Считается, что хозяйствующий субъект можно отнести к туристскому бизнесу, если продажи производимого им продукта, как минимум, на треть зависят от туристского спроса.

Туристские потребности, для удовлетворения которых предназначен производимый субъектом продукт: непосредственные потребности приезжих гостей (путем предоставления услуг проживания, питания и т.д.) и косвенные потребности приезжих гостей (путем предоставления услуг/продуктов туристским инвесторам либо иным туристским хозяйствующим субъектам).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Откуда появились индейцы. | Условность отнесения предприятий к индустрии. Необходимо проводить дополнительные исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.