Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы поиска идей инновации

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение явлений. Явления в науке бывают:

* нормальные, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Их можно объяснить, уточнить и совершенствовать путем построения моделей.

* аномальные, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и не укладываются в рамки действующих концепций.

При столкновении нормальных и аномальных идей возникает период неразберихи в науке, когда противоположные теории и модели соревнуются между собой. В этом случае необходим поиск новых путей, который является творческих процессом. В творческом процессе можно выделить три этапа:

* замысел, т. е., появление самой идеи. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Идея инновации - общее понятие об использовании определенных новшеств для пре­творения в жизнь какого-то замысла. Причиной появления идеи инновации являет­ся, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

* превращение идеи в план работы по устранению выявленного противоречия (изменению данного продукта или операции) на основе знаний, своего и чужого опыта, интуиции. Использование чужого опыта означает, что данный этап твор­ческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, па­тенты, на анализ и переработку информации, доступной для ис­следователя.

* реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе анализируется резуль­тативность ранее намеченного плана мероприятий и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В процессе создания инновации важная роль принадле­жит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономичес­ких показателей и явлений, интуиции.

Для поиска идей инноваций могут использоваться следующие методы:

1. Метод проб и ошибок. Сущность его – в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. Всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика ново­го продукта.

2. Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усо­вершенствованный метод проб и ошибок. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом заранее составленном списке, рас­сматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Каждый вопрос является пробой или серией проб. Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов.

3. Метод мозгового штурма ( «мозговая атака», «конфе­ренция идей») заключается в коллективной атаке воз­никшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи.

4. Морфологический анализ. Термин морфологический означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает воз­можность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы. Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо­ящей из шести последовательных этапов:

1 формулировка проблемы.

2 постановка задачи.

3 составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

4 составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, на­зываемую «морфологическим ящиком».

Морфологический ящик — это многомерная таблица. В простей­шем случае при методе морфологического анализа составляется дву­мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак­теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли­цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Условный пример. В качестве осей берем части продукта или эта­пы операции. Обозначаем их буквами А, Б, В, и т. д. Затем записыва­ет возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т. д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом:

А-1;А-2;А-3;А-4

Б-1;Б-2;Б-3

В-1;В-2

Г-1;Г-2

Из этого ящика извлекаем сочетания элементов, например: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее число вариантов в морфологическом ящике рав­но произведению числа элементов на осях. В нашем примере коли­чество вариантов равно 4x3x2x2 = 48. Из этих 48 вариантов выбираем один вариант. А для этого надо все их перебрать, т. е. проделать трудоемкую работу.

5 этап: анализ сочетаний.

6 этап: выбор наилучшего сочетания.

В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов выбираем только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения.

5. Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно по семи эта­пам:

1. анализ имеющейся проблемы. Здесь изучается проблемная ситуация, пересматривается различная информация, ставится главная цель нововведения в данной области.

2. анализ характеристик имеющихся аналогов но­вых продуктов или операций. Здесь выявляются оптимальные усло­вия хозяйственной ситуации для потребления инновации и опреде­ляются ее основные функции и характеристики.

3. формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. выбор основополагающих идей. На этом этапе генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика представляет собой совокуп­ность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. контроль идей.

6. оценка выбора одной оптимальной идеи.

7. превращение выбранной идеи в инновацию.

6. Метод фокальных объектов основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, кото­рый лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов со­стоит в следующем:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор 3 и более случайных объектов наугад из словаря, катало­га, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объек­ту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетания путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а за­тем совместно отобрать полезные решения.

7. Синектика -метод поиска идеи путем атаки воз­никшей проблемы постоянно действующими группами предварительно обученных специалистов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Он основан на принципах мозгового штурма. Тер­мин «синектика» - «совмещение разнородных элементов»..

В синектике используются следующие виды аналогий:

* прямая - означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями;

* личная - означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пыта­ясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у по­купателя этого нового продукта (операции);

* символическая - это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомление с проблемой.

2. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.

3. Решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд на нее с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, так как она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы инновационной стратегии | Методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.