Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы подсистем КИС




Системы автоматизации деловых процессов для КИС. Се­годня существует целый ряд систем автоматизации деловых про­цессов (САДП). Из зарубежных систем это, в первую очередь, Action Workflow фирмы Action Technologies и продукт фирмы Staffware Inc., который так и называется Staffware; из отечественных, например, система WorkRoute компании ВЕСТЬ АО.

Работа workflow-систем, как правило, основывается на том, что большая часть деловых процессов представляет собой перио­дически повторяемую, отрегулированную последовательность действий (выполнение заданий), которая может быть легко форма­лизована. Для этой цели в них с помощью специальных редакторов создаются так называемые карты деловых процессов, которые описывают, кто, когда, на каком рабочем месте (возможно, в уда­ленном филиале), с помощью каких программ и как должен обра­ботать те или иные данные. Заложенное в карту описание делового процесса позволяет автоматизировать формирование, активиза­цию, выполнение и контроль различных заданий.

Карта делового процесса создается с использованием не­скольких графических примитивов и затем может быть легко изменена. Таким образом, можно получить реально работающее workflow-приложение. В некоторых workflow-системах создание информационных моделей деловых процессов возможно только с помощью программирования, что представляет собой довольно кропотливый процесс, требующий к тому же специальных знаний. Так, в Action Workflow программирование используется для разра­ботки электронных форм, которые являются неотъемлемой частью бизнес модели, обеспечивая взаимодействие системы с пользова­телем на этапах делового процесса.

Важно отметить, что, несмотря на общий подход, workflow-системы сильно различаются по возможностям карт деловых про­цессов, в связи с чем при выборе такой системы необходимо опре­делить, насколько сложными могут быть структуры деловых про­цессов и какие в них поддерживаются типы этапов. Стандартный набор должен обязательно включать простой узел (выполнение элементарного действия, например редактирование первого вари­анта технического проекта), условие (ветвление дальнейшего хода делового процесса в зависимости от условий), ветвление (безус­ловное разделение процесса на несколько параллельных ветвей), объединение ветвей, скрипт (встроенный язык программирования для автоматического выполнения таких операций, как, скажем, обращение в базу данных внешней прикладной программы с из­влечением из нее предварительной информации по техническому заданию), множественные точки входа и выхода из делового про­цесса.

Предполагается, что значения переменных должны считываться не только из базы данных workflow-системы, но и из баз данных прикладных программ, поддерживающих наиболее рас­пространенные промышленные стандарты СУБД. Это позволяет интегрировать систему автоматизации деловых процессов с внеш­ними приложениями в разрезе совместного использования данных. К встроенному языку программирования, предъявляются такие требования, как простота (например, он должен быть семантически совместим с каким-либо распространенным языком, например, VBA), эффективность, наличие широких возможностей по управ­лению деловыми процессами и связанными с ними данными. Крайне желательно, чтобы скрипт мог работать с OLE-серверами, запускать внешние программы, взаимодействовать с МАРI-совместимыми почтовыми системами. Если workflow-система рассматривается как основа КИС, то для получения полной инте­грации с другими программами и облегчения этого процесса тре­буется наличие открытого программного интерфейса АРI, который бы позволил управлять системой из внешних программ.

За разработку стандартов и спецификаций на системы класса тсогкйото отвечает международная организацияWorkflow Management Coalition (WfMC).

Системы управления документами. Так как workflow-система позволяет объединить вокруг себя практически любые современные приложения, поддерживающие те или иные стандар­ты межпрограммного взаимодействия, функциональная направ­ленность интегрированного комплекса в принципе ничем не огра­ничена, однако некоторые сферы деятельности носят более распространенный характер, нежели другие, и поэтому выделились в самостоятельные направления.

Прежде всего, это относится к системам управления доку­ментами и делопроизводству, то есть к комплексу операций по созданию, управлению и исполнению документов, ведению элек­тронного архива, организации офисного документооборота. Для реализации таких функций объединяют workflow-систему с систе­мой управления документами (СУД). К системам данного класса относятся, например, DOCS Open американской фирмы РС DOCS, DocuLive (Siemens, Nixdorf), Documentum (Documentum Inc.). Как правило, СУД имеют богатые возможности по интегра­ции с внешними приложениями (офисными и прикладными про­граммами), которые и «снабжают» СУД документами. Кроме того, СУД изначально ориентирована на КИС масштаба предприятия, в связи с чем все промышленные системы выполнены в архитектуре клиент-сервер и способны работать практически на всех про­граммно-аппаратных платформах, т.е. характеризуются масштаби­руемостью, переносимостью, безопасностью и надежностью хра­нения данных, а также обеспечивают распределенный режим работы.

Как правило, составные части КИС поддерживают довольно широкий список оборудования и серверного программного обес­печения, это дает возможность уменьшить затраты, так как увели­чивается вероятность того, что необходимые базовые продукты в организации уже есть. На сегодняшний день основными платфор­мами, на которых должны функционировать входящие в состав КИС СУД, САДП и прикладное программное обеспечение, счита­ется Windows NT Server, Novell NetWare, основные разновидности Unix и промышленные СУБД Oracle, Microsoft SQL Server, Oracle или Sybase.

Важно отметить, что КИС на основе САДП и СУД являются довольно универсальными. Подобные комплексы, благодаря имеющимся инструментам интеграции, позволяют объединить офисный, (организационно-распорядительный) документооборот с инженерным, в который входит техническая, технологическая и чертежно-конструкторская документация (она, как правило, разра­батывается в САПР и ГИС, например вAutoCAD, MicroStation, КОМПАС), а также любые другие виды информации, вплоть до мультимедиа. Кроме того, в состав КИС могут органично входить программы бухгалтерского, складского и кадрового учета.

Минимальный уровень интеграции обеспечивает наличие от­крытых кодов командной строки: лучше, если программа поддер­живает стандарт OLE Automation, и, дополнительно, если она имеет сетевую версию, использующую для хранения своих струк­турированных данных SQL-сервер. Тогда возможно создание мощного и гибкого инструмента, отвечающего современным тре­бованиям по безопасности и надежности. Большинство отечест­венных фирм-разработчиков программного обеспечения уже вы­пустили или в ближайшее время выпустят версии программ, соответствующие промышленным стандартам межпрограммного взаимодействия. Кроме того, все зарубежные и отечественные офисные пакеты уже поддерживают OLE и поэтому могут интег­рироваться между собой и в рамках единой workflow-системы.

Существующие системы автоматизации деловых процессов, как правило, поддерживают одну из двух форм маршрутизации: жесткую или свободную. Первая определяется картой делового процесса, которая конструируется заранее. Таким образом, приме­нение жесткой маршрутизации допустимо там, где технология обработки документов или просто выполнения заданий хорошо формализуется. Большинство зарубежных систем управления относится именно к этому классу программ.

Так как одной из особенностей российского ведения хозяйства является наличие случайного или субъективного фактора, внося­щего некоторую неопределенность в структуру деловых процес­сов, в большинстве отечественных организаций обычно использу­ется свободная маршрутизация, когда последовательность этапов деловых процессов определяется (и доопределяется) на стадии выполнения заданий.

Таким образом, САДП должна учитывать и национальные особенности управления, и потому поддерживать обе парадигмы — и жесткую, и свободную маршрутизацию. Подобный симбиоз двух разных подходов позволяет избежать крайностей и получить то сочетание жесткой и свободной маршрутизации, которое наибо­лее оптимально соответствует специфике предприятия.

Средства обработки бумажных документов. Практически все современные СУД, хранящие документы, предоставляют те или иные функции по обработке бумажных документов. Обычно они реализуются с помощью специального модуля, который по­зволяет автоматизировать сканирование и сохранение образов многостраничных документов, а также их распознавание и анноти­рование. Последняя функция, в частности, дает возможность нано­сить на дополнительные слои произвольные пометки, сохраняя при этом первооснову.

При использовании специальных аппаратных средств (напри­мер, высокопроизводительных сканеров с поддержкой коррекции изображений и удаления искажений, дополнительных плат постоб­работки, фильтрации изображений) такой модуль позволяет соз­дать линию массового (промышленного) ввода документов. При­менение подобных комплексов обеспечивает не только высокую скорость преобразования данных, но и экономит место на носите­лях информации, благодаря более компактному представлению данных (за счет увеличения качества изображений и более мощных алгоритмов сжатия).

Как правило, часть участвующих в документообороте бумаг (по сути дела все, кроме тех, что предназначены для внешнего легитимного использования или предоставляются для отчетности в государственные органы) переводится в электронную форму и именно в таком виде визируется, согласуется и утверждается. В результате реализуется смешанный электронно-бумажный доку­ментооборот с необходимым организации соотношением бумаж­ных и безбумажных технологий.

Учитывая сравнительно большой объем документов, пред­ставленных в графическом виде, в КИС обычно включают средст­ва поддержки носителей информации с низкой удельной стои­мостью хранения (например, CD-RОМ, CD-RW, магнитооптические диски и библиотеки, стримеры), которые по­зволяют создавать сравнительно дешевые электронные архивы объемами до нескольких терабайт. Оптимальным модулем для выполнения функций интеграции с подобными хранилищами является СУД. При разработке КИС желательно выбирать СУД, которая поддерживает иерархическое многоуровневое (в смысле использования различных классов носителей) хранение докумен­тов. Например, оперативный архив документов может храниться на быстрых дисковых массивах сервера, обширные справочные материалы в магнитооптической библиотеке, а архив документа­ции за прошлые годы — на CD-RОМ.

Системы поддержки принятия решений OLAP. Важным моментом в функционировании КИС является необходимость обеспечивать помимо средств генерации данных также и средства их анализа. Имеющиеся во всех современных СУД и СУБД сред­ства построения запросов и различные механизмы поиска хотя и облегчают извлечение нужной информации, но, все же, не способны дать экспертную ее оценку, то есть сделать обобщение, группиро­вание, удаление избыточных данных и повысить достоверность за счет исключения ошибок и обработки нескольких независимых источников информации (как правило, не только корпоративных баз данных, но и внешних, расположенных, например, в Internet). Проблема эта становится все более важной в связи с лавинообраз­ным возрастанием объема информации и увеличением требований к информационным системам по производительности. Сегодня успех в управлении предприятием во многом определяется опера­тивностью принятия решений, данные для которых и предоставля­ет КИС. В этом случае на помощь старым методам приходит опе­ративная обработка данных (Оn-Line Analitical Processing – ОLAP). Преимущество OLAP заключается в том, что в отличие от классических методов поиска запросы здесь формируются не на основе жестко заданных (или требующих для модификации вме­шательства программиста и, следовательно, времени, то есть об оперативности речь идти не может) форм, а с помощью гибких нерегламентированных подходов. OLAP обеспечивает выявление ассоциаций, закономерностей, трендов, проведение классифика­ции, обобщения или детализации, составление прогнозов, т. е. предоставляет инструмент для управления предприятием в реаль­ном времени.

Суть работы OLAP состоит в формировании и последующем использовании для анализа массивов предварительно обработан­ных данных, которые еще называют предвычисленными индекса­ми. Их построение становится возможным исходя из одного осно­вополагающего предположения, — будучи средством принятия решений, OLAP работает не с оперативными базами данных, а со стратегическими архивами, отличающимися низкой частотой обновления, интегрированностью, хронологичностью и предмет­ной ориентированностью. Именно неизменность данных и позво­ляет вычислять их промежуточное представление, ускоряющее анализ гигантских объемов информации.

Сегодня доступен целый ряд различных систем OLAP, ROLAP (реляционный ОЬАР), MOLAP (многомерный OLAP) —Oracle Express, Essbase (Arbar Software), MetaCube (Informix) и другие. Все они представляют собой дополнительные серверные модули для различных СУБД, способные обрабатывать практически лю­бые данные. Интеграция КИС с системой оперативного анализа информации позволит во много раз увеличить эффективность первой, поскольку данные в ней будут не просто храниться, а работать.

Системы, основанные на применении Internet-технологий. Неотъемлемой чертой современных КИС стало применение Internet - технологий. Современные КИС поддерживают полно­ценную работу из обычного браузера, фактически, имеют так называемый тонкий клиент и специальное серверное программное обеспечение, обеспечивающее функционирование данного клиен­та. Как правило, такое техническое решение позволяет использо­вать стандартные хранилища данных (библиотеки документов, базы данных) из локальных, корпоративных и глобальных сетей, не требуя существенных затрат на дополнительное администриро­вание и поддержание целостности, надежности и безопасности хранения данных.

Многие небольшие и крупные фирмы используют информа­ционные системы и сети, чтобы сделать свой бизнес более конку­рентоспособным и повысить производительность. Использование Internet-технологий и других глобальных сетей дают предприни­мателям новые возможности. Например, информационные систе­мы могут оказаться полезными при расширении компании. При открытии новых офисов в регионах распределенные сети облегча­ют связь подразделений, территориально удаленных друг от друга.

В настоящее время сложилась четкая тенденция нацеливания фирм на выход на мировой рынок. Глобализация мировой эконо­мики увеличила ценность информации для компаний. Сегодня информационные системы обеспечивают коммуникационные и аналитические возможности, которые необходимы фирмам для обеспечения торговли и управления бизнесом в крупном масштабе. Управление корпорацией, взаимодействие поставщиков и потреби­телей, находящихся на разных континентах, 24 часа в сутки, обес­печение информацией руководства на местах и общее руководство предприятия - это задачи, решаемые информационной системой. Потребители с помощью информационных систем узнают все данные о продукции различных производителей 24 часа в сутки, что делает конкуренцию более жесткой.

Информационные системы необходимы для контроля потока информации в организациях, чтобы помочь оптимизировать управление трудовыми и материально-техническими ресурсами.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что обеспечивают корпоративные информационные системы (КИС)?

2. Что является основным управляющим фактором КИС?

3. Каковы важнейшие процессы в принятие стратегических решений?

4. Перечислите основные функции управления.

5. Методы управления в корпоративных системах.

6. Перечислите основные типы подсистем корпоративных информационных систем (КИС)?

 

Рекомендуемая литература

1. Гламаздин Е.С. Управление корпоративными программами: ин­формационные системы и математические моде­ли / Е.С. Гламаздин, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. – М.: ИПУ РАН, 2003. – 159 с.

2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.

3. Корольков В.Ф. Процессы управления организаци­ей / В.Ф. Корольков, В.В. Брагин. – Ярославль: ИЦ Яртелекома, 2001. – 416 с.

4. Кравченко В.Ф. Организационный инжиниринг. Учебное пособие / В.Ф. Кравченко, Е.Ф. Кравченко, П.В. Забелин. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 256 с.

5. Кульгин М. Технологии корпоративных сетей. Энциклопедия / М. Кульгин. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 704 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.