Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сервис-ориентированные ИС

Инновационным предприятием: системы

Виды ИС для поддержки управления

«Клиент-сервер», Интранет, Екстранет, Интернет,

При решении вопросов компьютеризации на предприятии необходимо учитывать ряд факторов, связанных со спецификой финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, его экономическими возможностями, а также уровнем подготовки персонала. Подбор оптимальной конфигурации технических средств и программного обеспечения является серьезной проблемой, с которой сталкиваются предприятие. Это связано с тем, что среди сотрудников предприятия редко встречаются специалисты, разбирающиеся в вопросах компьютеризации бухгалтерского учета. Для разработки индивидуального проекта не у всякого предприятия хватит средств, поэтому важное значение здесь имеет правильный выбор типового проекта и адаптация его к конкретным условиям предприятия. При выборе типового проекта предприятию необходимо ориентироваться на хорошо зарекомендовавшие себя фирмы, ознакомиться с результатами конкурсов программ автоматизации бухгалтерского учета, которые регулярно публикуются в периодических изданиях.

Внутримашинное информационное обеспечение - это информационная база на машинном носителе и средства ее ведения.

К информационной базе относятся: база данных, структура которой отражает логическую связь данных (какой показатель из какого формируется), а также отдельные связанные массивы входных, выходных и промежуточных данных, хранимых на машинных носителях или жестком диске.

В базе данных хранится информация:

- информационно справочная (условно-постоянная),

- плановая (условно-постоянная),

- оперативная (учетная).

Структура базы данных отображается в информационно-логической модели данных предметной области.

Схема обработки массивов базы данных:

 

Входные данные Выходные данные

 

База данных База данных

 

База данных может быть в монопольном распоряжении одного ПК, а может быть централизованной базой данных в многопользовательном режиме – в сети. При сетевой технологии каждый пользователь может создать на своем ПК локальную базу данных – для своего АРМ. Использование баз данных в сети определяет распределенную обработку данных.

Существуют разные концепции сетевой обработки данных: «файл-сервер» и «клиент-сервер».

Технология «Файл-сервер» – в сети выделяется компьютер под файловый сервер. На нем находится ядро сетевой ОС и централизованно хранимые файлы. Для этой архитектуры характерен коллективный доступ к общей базе данных на файловом сервере. Запрошенные данные транспортируются с файлового сервера на рабочие станции, где и обрабатываются.

Технология «Клиент-сервер». Функции обработки данных разделяются между клиентами – рабочей станцией и машиной-сервером базы данных, где обработка данных осуществляется установленной там СУБД. Запрос на обработку данных выдается клиентом и передается по сети на сервер БД, где ведется поиск и обработка. Обработанные данные транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой этой архитектуры является использование языка SQL для запросов БД, что обеспечивает работу с общими данными из разнотипных приложений клиентов сети.

Обработку внутримашинной информации производят следующие средства:

- Система управления БД – СУБД.

- Программные средства ввода и контроля данных.

- Сервисные средства: кодирование, архивирование и др.

- Прикладные программы пользователей.

Классы информационных технологий. Информационные технологии в системах различаются типом информации, которая обрабатывается, но могут также объединяться в интегрированные технологии по мере взаимодействия между собою. НИТ системах классифицированы в зависимости от реализации разными техническими средствами (дискретные и сетевые взаимодействия), а также с использованием разных концепций обработки и сохранения данных. При этом осуществляется взаимосвязь и взаимодействие таких технологий: сохранение передачи операционной и аналитической обработки (OLTP и OLА), представление результатов обработки, сохранение, сервисное обслуживание, получение экспресс информации.

В системах применяются два класса технологий: технологии, которые реализуют информационную обработку информации, и технологии, которые реализуют аналитическую обработку. Первые ориентированы на поддержку ежедневной деятельности фирм. К их функциям относится вывод данных по заказам, отслеживание их выполнения, оформление платежей за товары и услуги и др. Такие технологии называются обработкой транзакций в реальном режиме времени (On-Lіne Transactіon Processіng, или OLTP).

Разрабатывая технологии для OLTP, ориентируются на бизнесы-процессы, которые происходят в определенной подсистеме. Все эти бизнес-процессы уже отработаны, и есть великое множество данных, в которых следует разобраться. Например, надо установить, насколько успешными были к тому времени производственно-экономические процессы.

Технологии, которые реализуют аналитическую обработку информации, ориентированы на решение стратегических вопросов жизнедеятельности фирмы вообще. Этим занимаются менеджеры всех уровней корпорации в границах той или другой СППР (Decіsіon Support System, или DSS). Эти технологии получили название аналитического оснащения процессов обработки информации в реальном времени (On-Lіne Analytіcal Processіng, или OLAP). Технологии OLAP никогда ни оперируют данными реального времени. Эти данные постоянно изменяются, поэтому строить анализ на их основе невозможно. В границах DSS, как правило, проводят сравнительный анализ, для которого требуются данные, не изменяющиеся во времени.

Технология OLAP оперирует итоговыми значениями: например, общий объем продаж за определенный период времени без учета любой специфики отдельной продажи.

Эта среда приемлема для САSЕ-генерированных, а также пакетных приложений. В будущем ведение процессов бизнеса будет центральной задачей системы «клиент – сервер».

Автоматизация процессов бизнеса. Каждое приложение на большой ЭВМ решает специальные задачи. Все они поддерживают процессы бизнеса, т.к. универсальность ЭВМ реализует автоматизацию процессов бизнеса и руководит ими. Они поддерживают работу отдельных сложных процессов на протяжении продолжительного времени, решают конкретные задачи (приложения). Главной функцией приложений, реализованных на больших ЭВМ, есть обеспечение выполнения правил бизнеса.

Правила бизнеса - это тысячи законов и правил, которые определяют нормальную работу корпорации.

Приложения, построенные на правилах бизнеса, обеспечивают отдельные шаги, которые определяют большие процессы бизнеса, поддерживая работу корпораций. Наборы правил влияют на процессы бизнеса. Правила могут применяться сразу или в разных последовательностях продолжительное время. Результат определяется правилами, которые происходят в определенной очередности и в определенное время. Например, проценты начисляют по счетам в том случае, если они остаются неоплаченными на протяжении 30 дней. В терминах технологии обработки информации это правило формируется так: если счет не оплачен больше, чем 30 дней, то начисляются проценты. Задача начисления процентов, в свою очередь, запускает набор правил бизнеса, условия которых задаются для определения размера процентов, которые начисляются.

Современная архитектура распределенных приложений не предоставляет определенного места для правил бизнеса, как показано в таблице, новый уровень правил бизнеса находится между верхним и нижним уровнями.

 

Таблица 5.1 – Расположение уровня правил бизнеса по содержанию

 

Уровень Содержание
Документ Приложение рабочего стола
Правила бизнеса Вычислительные процессы
Управление данными БД, реляционный SQL

 

Уровень документа - это уровень приложений рабочего стола. Он отвечает за обеспечение интерфейса пользователя для всей системы. Вследствие реализации этого технологического этапа пользователю выдается на экран документ, который может быть формой, графиком, объяснительной запиской или фрагментом ЕП.

Уровень правил бизнеса отвечает за политику организации. Правило есть точное выражение в форме «если, то». На практике множество решений, которые приходится принимать на уровне правил бизнеса, не имеют четкой формы. Программы этого уровня основываются на эвристических процедурах. Эвристическая процедура - это линия поведения, которая часто формулируется в вероятностных терминах. Например, если заказчик оплатит большую часть счетов своевременно, то ему можно разрешить немного увеличить кредит. Таким образом, уровень правил бизнеса отвечает за правила и эвристические процедуры.

Решения относительно координации и управления ресурсами являются безоговорочными. Управление ресурсами основывается на решениях типа «если, то». Поэтому решения по управлению ресурсами влияют на распределение непосредственно ресурсов, а не выдают обычные ответы типа «да/нет» на поставленный вопрос.

Уровень управления БД отвечает за поддержку согласованности и защищенности информации. Система никогда не должна случайно терять информацию. Поэтому применяются специальные технические процедуры дублирования информации, дорогие накопители на магнитных носителях и запоминающие устройства большой емкости. Кроме того, этот уровень должен следить за тем, чтобы доступ к той или другой информации получали исключительно те, у кого есть на это полномочия.

Основными средствами для построения уровня управления и работы с ним есть БД, средства создания БД и языки типа SQL.

На уровне документа проект отображает потоки работ от офиса к офису и от персоны к персоне без учета любых детальных форм или интерфейсов. На уровне процесса рассматриваются функции управления, на уровне БД - высокоуровневая интегрированная система моделей предприятия и подразделений корпорации.

Задачи автоматизированной системы научных исследований. АСНИ предназначена для получения, исследования, корректировки моделей, которые используются в других типах автоматизированных систем для проектирования, прогнозирования и управления. От других типов автоматизированных систем она отличается спецификой информации на выходе, который может иметь вид систематизированных расчетов, которые сопровождаются данными об условиях объектов и предельных ограничениях, которые должны учитываться при разработке прогноза развития или при проектировании объектов. АСНИ создаются на основе ПК. В отдельных случаях используется специальная аппаратура для соединения ПК с исследуемыми объектами, которая обеспечивает разные функции предварительной обработки информации, имеет гибкую структуру и максимальную изменяемость модулей.

В границах АСНИ решаются такие задачи:

- анализ потребления продукции и постановка научно-технической проблемы;

- поиск патентов исследований;

- теоретическое и экспериментальное исследование.

АСНИ имеют прямые связи с системами автоматизированного проектирования конструктора (САПОК) и технолога (САПРТ). Входной информацией в САПР служат данные технической задачи, результаты предпроектных исследований, методики проектирования, стандарты и каталоги. Выходной информацией в САПР являются промежуточные и окончательные данные на этапах проектирования, нужные для обеспечения работ на дальнейших стадиях жизненного цикла проектирования объекта.

Іntranet-системы. Іntranet-системы - локальная сеть, в которой в масштабах предприятия используется одна и та же технология, что и в Іnternet, и она доступна только сотрудникам определенной организации.

Основу интрасети составляет сеть предприятий. Она обеспечивает нужные соединения, предоставляет доступ к информации с любого рабочего места организации. Как и в Іnternet, для связывания и учета данных в интрасети используется сетевой протокол ТСР/ІР, что дает возможность присвоения уникального имени компьютерам и сети (Ір-адреса). Этот протокол обеспечивает механизм, с помощью которого компьютеры находят друг друга и объединяются. В интрасети применяется также протокол НТТР для передачи текстов, изображений и гиперссылок, которые указывают на Web-страницы.

Іntranet как понятие характеризует совокупность дополнительных признаков, присущих подобной сети: преобладающий производственный, а не рекламно-информационный характер задач, которые базируются на Іntrаnet; высокоскоростное соединение между сервером и рабочей станцией. Это снимает ряд ограничений Іnternet относительно объемов информации, которые пересылаются, и частоты обмена данными. Для организаций, которые уже имеют сетевую инфраструктуру, объем затрат на создание Іntrаnet незначителен. Интрасети предъявляют повышенные требования к безопасности сети и целостности данных.

Экспертные системы и их характеристики. Характеристика системы Project Expert. Project Expert позволяет разработать план и провести анализ эффективности инвестиционного проекта без отраслевых ограничений (включая строительство). Допустимая длительность проекта – 30 лет. Минимальный шаг расчета – один месяц, что позволяет производить расчеты проектов, имеющих сезонный характер, также корректно учитывать влияние на денежные потоки временных факторов в условиях инфляции. Ввод поступлений и выплат может производиться в двух вариантах. Количество различных вариантов (услуг), реализуемых в одном проекте, – до 400.

Project Expert имеет в своем составе инструментальные средства, позволяющие разработать детальный инвестиционный план проекта, включая разработку календарного плана проекта, построение сетевого графика с учетом различных условий взаимодействия стадий проекта между собой, и представить его в виде диаграмм GANTT и PERT.

Project Expert позволяет профессионально провести детальный финансовый анализ проекта. Имитационная (динамическая) модель денежных потоков (Cash Flow) позволяет не только рассчитать основные финансовые показатели эффективности проекта в различные периоды времени, но и выработать наиболее рациональную стратегию его реализации посредствам ранжирования набора факторов, отражающих возможные варианты развития проекта.

Оценка эффективности проекта. Расчет показателей эффективности проекта включает расчет рентабельности, расчет показателей платежеспособности и ликвидации. В него входит расчет таких показателей эффективности инвестиций, как период окупаемости, индекс прибыльности, чистая приведенная величина дохода, внутренняя норма прибыльности.

Распределение свободного капитала заключается в выплате дивидендов в определенных суммах и по срокам, а также условия, суммы и сроки размещения на депозите.

При анализе чувствительности проекта производится варьирование исходных данных – показателей инфляции, объемов сбыта, цен, производственных издержек, инвестиционных затрат, задержек платежей и т.п. Затем производится повторение процедуры расчетов и оценки результатов.

Кроме описанных модулей в различных информационных системах управления проектами могут встречаться другие модули – например: модуль составления план-графиков выполнения работ, обработки анкет маркетинговых исследований, расчета необходимых запасов и т.д. однако наличие или отсутствие этих подсистем не является определяющим для систем управления проектами, т.к. не оказывает влияния на главную цель таких систем.

Информационно-справочные системы управления. Состав внутрифирменной интегрированной системы управления. Рационализация управления, налаживание, отладка эффективных функциональных связей, всестороннее обоснование управленческих решений, могут быть достигнуты за счет автоматизации внутрифирменного управления предприятием. Требования относительно повышения уровня организации производства, обеспечения координации деятельности всех подразделений можно выполнить только интегрированием всех функций управления в единую интегрированную автоматизированную систему (ИАС). Ее основной целью является повышение эффективности управления всеми процессами - от организационно-экономических и технологических до проектирования изделий и технологий их изготовления. Благодаря этому достигается комплексная автоматизация процессов управления.

В состав ИАС входят разные типы автоматизированных систем:

АСНИ - автоматизированная система научных и производственных исследований и испытаний;

САПР - система автоматизированного проектирования конструкторского и технологического назначения;

АИС - автоматизированная информационная система общефирменного управления, которая охватывает основные функции управления предприятием;

АСУТП - автоматизированная система управления технологическими процессами изготовления продукции.

Виды процессов, которые охватываются автоматизацией в ИАС, приведены в таблице.

Внутрифирменная интегрированная автоматизированная система - иерархическая автоматизированная система управления предприятием, в которой осуществляется согласованное взаимодействие совместных автономных компаний.

Система создается как комплексная (табл. 5.2).

Технология хранилищ данных и обработка приложений. Информация является ключевым управляющим ресурсом. Технология хранилищ данных дает возможность получить точную информацию, постоянный доступ к которой есть преимущество этой технологии.

 

Таблица 5.2 – Общая характеристика и структура системы

 

Виды процессов Типы автоматизированной системы Уровень управления
Исследование АСНИ Научно-исследовательские и технические разработки
Проектирование САПР Подготовка производства
Организационно-экономические АИС Предприятие
Производственные АСУТП Производство

 

Технология обработки приложений в системах управления включает два этапа:

- предварительная обработка, которая основывается на графическом интерфейсе пользователя GUІ. В отдельных вариантах предварительной обработки еще используют терминалы. Клиент поддерживает её, обеспечивая интерфейс пользователей;

- окончательная обработка (ныне большинство данных сохраняется в нереляционних БД; технология «клиент-сервер» основывается на языке структурированных запросов SQL и реляционных БД).

Технология обработки приложений в системе «клиент-сервер» приведена в табл. 5.3.

 

Таблица 5.3 – Технология обработки приложений в системе «клиент-сервер»

 

Этап Содержание
Предварительная обработка Приложение рабочего стола
Графический интерфейс пользователя GUІ Вычислительные процессы
Окончательная обработка БД, реляционный SQL

 

Эта технология иллюстрирует тот факт, когда в корпоративных АИС простые приложения не требуют большой БД общего пользования и могут быть построены на рабочем столе. Большинство серверов корпоративной АИС - или файловые, или серверы БД типа Sybase, Oracle и DB2/2. Серверы подсоединяются к большим универсальным ЭВМ в основном для того, чтобы пользоваться БД. Довольно большие (многопроцессорные) серверы с надежными ОС и сложными программными средствами управления БД могут заменить большую универсальную ЭВМ. Поэтому организации используют серверы для замены БД, расположенной на большой ЭВМ. Однако корпорации продолжают пользоваться дополнительными БД на больших ЭВМ, это обеспечивает лучшую производительность, целостность и функциональность БД, то есть серверы и большие универсальные ЭВМ конкурируют на этапе окончательной обработки данных. Большие универсальные ЭВМ обрабатывают в целом процессы бизнеса.

На больших фирмах обработка отдельных заказов может занять несколько месяцев, а то и лет. Заказ может быть разделен на поставки, элементы которых требуют специального производства, сложных графиков отгрузки и доставки потребителям. После каждой поставки закрывают счета, отслеживают оплату и др. При этом много сил тратится на учет, на отображение в месячных, квартальных и годовых отчетах. Это свидетельствует о том, что организации тратят время на сложные процессы бизнеса, которые быстро изменяются.

Основные модули системы. В модуле окружающей среды описывается местная и экспортная валюты, исходный обменный курс валют, показатель инфляции для поступления и выплат на внутреннем рынках. К этим показателям относятся данные об инфляции обменного курса валют, сбыта, прямых издержек, заработной платы основных факторов, а также условия переоценки основных фондов. Кроме того, в модуль окружающей среды вводятся сведения о налоговом окружении.

Инвестиционные данные содержат информацию об организационных и других затратах подготовительного периода по проекту (сроки такого периода и соответствующие затраты); затраты на приобретение или разработку участков земли; затраты на приобретение или строительство зданий, сооружение коммуникаций с указанием сроков работ и условий амортизации активов; затраты и сроки на проведение работ по приобретению или изготовлению технологического оборудования, а также условия его амортизации.

В данных о сбыте продукции (услуг) приводятся: перечень продукции или услуг; цены на внутреннем и внешнем рынках; условия продаж (в кредит, с предоплатой) и методы стимулирования сбыта; физические обмены продаж по периодам на внутреннем и внешнем рынках; план маркетинга, включая затраты на рекламу и продвижение продукции на рынок.

Данные о производственных изделиях включают сведения о прямых производственных издержках на единицу продукции (затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия); постоянные (общие) издержки, административные издержки, торговые издержки.

Расчеты в потреблении капитала содержат расчеты инвестиционного плана, плана сбыта, производственных издержек и амортизационных отчислений. В рамках этих расчетов составляются отчет о прибылях и убытках; баланс, план денежных потоков (Cash Flow), а также определение потребности в капитале по суммам и срокам.

План формирования капитала состоит из формирования собственного капитала – перечня акционеров, условий привлечения капитала, дат взноса, сумм, указания вида валют платежа. Кроме того, в этом плане проводится уточняющий расчет финансового плана и бюджетного дефицита; определяется порядок формирования заемного капитала, источник займов, объема, валюта, условия привлечения займов и выплат по ним. В конце составляется заключительный расчет финансового плана.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите классы информационных технологий.

2. Автоматизация процессов бизнеса.

3. Каковы задачи автоматизированной системы научных исследований (АСНИ)?

4. Іntranet-системы.

5. Экспертные системы и их характеристики. Характеристика системы Project Expert.

6. Информационно-справочные системы управления. Состав внутрифирменной интегрированной системы управления.

7. Технология хранилищ данных и обработка приложений.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Данилевский Ю. Г. Информационная технология в промышленности / Ю. Г. Данилевський, И. А. Петухов, B. C. Шибанов. - Л.: Машиностроение, 1988. – 452 с.

2. Устинова Г. М. Информационные системы менеджмента / Г. М. Устинова. – СПб: Изд-во «ДиаСофт ЮП», 2000. – 368 с.

3. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии / Г. Р. Громов. - М.: ИнфоАрт, 1992. – 452 с.

4. Информационные системы в экономике / Под ред. В. В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 358 с.

5. Иванов П. Управление информационными системами: базовые концепции и тенденции развития / П. Иванов // Открытые системы. - №4. – 1999. - С.37-43.

6. Глущенко И. И. Стратегическое управление инновационной деятельностью / И. И. Глущенко. – М.: ТОО НЦП «Крылья», 2006. – 356 с.

7. Карминский А. М. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, влияющие на развитие корпоративных информационных систем | Системы поддержки принятия решения как составная часть ИС. Компоненты системы поддержки принятия решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.