Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, научные подходы к формированию региональной политики




Методы регионального анализа

Цели, научные подходы к формированию региональной политики

Тема 2. Региональная политика как инструмент регионального управления

Тема 9. Государство и право России в период становления

и укрепления империи (XVIII в.)……………………………….……….….67

Лекция 9. 1. Особенности отечественной государственности и

изменения в правовом статусе различных социальных групп

российского общества в XVIII в……………………………..…………...68

Лекция 9. 2. Формирование и развитие органов власти и управления

абсолютизма в Российской империи (XVIII в.)…………………..……..87

Лекция 9. 3. Систематизация права Российской империи.

Регулирование гражданско-правовых отношений в ХУШ в….………106

Лекция 9. 4. Развитие уголовного и процессуального права

в Российской империи в XVIII в…………………….…………………..122

Тема 10. Российское государство и право в период нарастания

цивилизационных противоречий в XIX в……………….……………….146

Лекция 10. 1. Реформы российской государственности

и изменение правового статуса населения российской империи

в первой половине XIX в………………………….……………………..147

 

Лекция 10. 2. Основные тенденции развития российского права

в первой половине XIX в………………………………………….……..172

Лекция 10.3. Правовое обеспечение проведения

Крестьянской (1861 г.) и Судебной (1864 г.) реформ в России…….…193

Лекция 10.4. Проведение Земской (1864 г.) и Городской (1870 г.)

реформ и других преобразований в ходе Великих реформ

в России………………………………………………………….………..210

 

Глоссарий…………………………………………………………….………..230

 

Список литературы……………………………………………….………….254

 

 

 

 

 

Основной задачей управления всегда является достижение определенных целей. Цели региональной политики многоплановые. Их можно классифицировать по таким признакам, как содержание, время, уровень управления.

По содержанию цели региональной политики разделяют на экономические, политические, экологические и научно-технические.

По признаку времени выделяют цели долгосрочные (10-15 лет и больше), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (1-2 года).

По уровню управления выделяют общегосударственные цели и цели территориальных единиц.

Постановка и реализация заданий и достижение целей регионального управления осуществляются через соответствующий организационно-экономический механизм, базовой составляющей которого является система взаимосогласованных во времени и пространстве планов и программ.

Научный подход - это стратегия исследования. От того, насколько обоснована с научных позиций региональная политика, зависит успех в социально-экономическом развитии региона. И, наоборот, игнорирование процесса познания, опора только на интуицию чреваты самыми отрицательными последствиями во всех сферах жизни людей, общества.

В середине XX в. обоснована пространственно-временная парадигма.

Ее основой является позиционный принцип функционирования объектов в геопространстве, согласно которому уровень экономического развития регионов во многом определяется их положением относительно центров роста производства, науки, культуры и т.д. Т.е. существует такая оптимальная точка, вкоторой объекты функционируют лучше всего. Если объект находится вне этой точки, то на него действует сила, названная «давлением места» (или «позиционным давлением»).

Вторая основная идея этой парадигмы - неразрывная связь жизнедеятельности людей с окружающей природной и социально-экономической средой положена в основу

Пространственно-временная организация основывается, таким образом, на единстве людей и природы, то есть социального и географического, или социально-географического пространства.

Большие противоречия существуют между социальной и географической составляющей социально-географического пространства. Это обусловлено тем, что каждая часть целого «стремится» развиваться по своим собственным законам. Одна часть его - социальная - в тенденции быстро нарастает, расширяется, а другая - природная, или географическая, - изменяется медленно, а по отдельным компонентам остается неизменной и даже сокращается.

Непрерывность социально-географического пространства предполагает его дискретность как частного, так и общего характера. Другими словами, социально-географическое пространство подвержено дифференциации, то есть распадению на образования, сохраняющие свойства и параметры «своего» пространства. В качестве примеров можно назвать этническую, экономическую, политическую пространственные общности.

Генетический подход позволяет выявить генезис (греч. genesis - происхождение) и эволюцию (лат. evolutio - развертывание) региональных систем, то есть социально-географического пространства в процессе исторического развития. Познание хода развития региона, его пространственных общностей дает возможность объяснить особенности его современного состояния, определить перспективы развития.

Например, не зная истории города трудно разобраться в его архитектурно-планировочной структуре, определить эффективность и масштабы развития туристической деятельности.

В восстановлении исторического прошлого большое значение имеет изучение реликтов: остатков древних построек, оборонительных рубежей, культурных свидетельств - берестяных грамот, предметов украшений, монет и т. п.

Важное значение для обеспечения региональной политики имеет изучение традиционного природопользования коренных народов. Это обусловлено тем, что традиционное природопользование является основой жизнедеятельности этих народов, необходимым условием их существования. Если не будет условий для занятия привычным трудом, исчезнут (ассимилируются) и коренные народы; одновременно исчезнет и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющей богатство не только коренных народов, но и всего человечества.

Проблемный подход базируется на фундаментальных положениях теории познания, законах развития природы, общества, мышления.

Проблема - это барьер, трудность, стоящая перед человеком, организацией, регионом, обществом на пути к достижению цели. Соответственно под проблемой понимают либо препятствие на пути к цели, либо расхождение между желаемым и действительным. Преломляясь в сознании людей в виде противоречий (и проходя сквозь «призму» потребностей и мотивов деятельности), общественные законы конституируются в целях, причем эти цели характеризуют не какие-то идеализированные состояния, а конкретные результаты, которые должны быть достигнуты, и в соответствии с которыми должны быть организованы ресурсы.

Проблемный характер региональных исследований всегда был свойственен отечественной науке. Особенно от стал актуальным в условиях индустриализации страны, освоения восточных и северных территорий. В 1967 году обоснована концепция узловой хозяйственной проблемырайона. В исследованиях территориальных структур (экономических районов) ученые исходят из внутренних противоречий, без которых не может быть развития районов и даже самих районов. Только при наличии противоречивых процессов происходит ломка границ региональных образований, формируются новые образования, в которых связываются в единый узел все факты и явления, свойственные данной территории (району).

Понятие о проблеме как концентрированном выражении противоречий пространственно-временного развития составляет сущность проблемного подхода, имеющего важное значение для региональной политики. Его характерная черта - комплексность, системность, то есть как раз то, что характеризует региональную политику, которая фактически всегда направлена на решение сложных проблем.

Острота некоторых проблем возросла в такой степени, что они стали охватывать весь мир или большую часть его, приобретая таким образом глобальный характер. Глобальные проблемы ассоциируются с теми сферами общественного развития, где налицо наибольшее обострение противоречий, порождаемых текущими и ожидаемыми в будущем ситуациями, где диспропорции роста и дисфункциональные состояния достигли или могут достигнуть в обозримой перспективе катастрофических последствий.

Осознание глобальных проблем, не исключает и следование проблем локальных, свойственных конкретному региону. Поэтому необходимо правильно сформулировать и выделить главные локальные и глобальные проблемы из всего многообразия проблем, выработать на государственном и региональном уровнях стратегию их решения.

Таким образом, взаимосвязь между рассматриваемыми категориями может быть представлена в виде следующей логической цепочки: противоречия (проблемы) - потребности - интересы - цели. При всей условности она полезна при создании обобщенной теоретической модели регионального развития, различных ее составляющих.

Геополитический подход имеет непосредственную связь с проблемным подходом. Являясь по существу его разновидностью, он вместе с тем имеет самостоятельное значение. Центральное место в нем занимает изучение явлений взаимодействия субъектов общественных отношений в географическом пространстве. Следовательно, налицо исвязь его с пространственно-временным подходом.

Традиции геополитических исследований берут начало в работах ученых древности, отмечавших зависимость организации общественных отношений от условий географической среды. В оценке геополитической ситуации проявляются интересы государств, политических партий, этносов, отдельных политических деятелей, а также лиц, принимающих решения на уровне регионов.

Задачи геополитики состоят в исследованиях факторов возникновения, распространения и реализации интересов заинтересованного субъекта общественных отношений в географиче ском пространстве. Субъект общественных отношений, или субъект геополитики, - это та часть общества, целостность и содержание которого обеспечиваются общими интересами развития в географическом пространстве.

Геополитические проблемы особенно остро ощущаются в условиях кризиса. На устранение кризисных ситуаций направлены геополитические решения. Для их принятия используются основные принципы и методологические приемы проблемного подхода: сначала формулируется проблема конфликта, затем выявляются причины возникновения и возможные варианты решения.

Особое место в решении геополитических проблем занимает динамично развивающаяся наука политология, направленная на изучение механизма распределения и осуществления политической власти в обществе. Учет географических факторов в выявлении механизма возникновения, распределения и осуществления политической власти составляет суть частной задачи политологии и геополитических исследований.

Рассмотренные подходы представляют собой основу для выбора и использования конкретных методов регионального анализа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.