Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-правовая теория Платона




Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ)

Для классического периода характерна развитая философия, возникновение рационального подхода к объяснению политики и права.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) считал, что все сущее состоит из атомов и антиподов, состояние которых приводит к возникновению многообразия предметов и явлений. Их связь обуславливается необходимостью. Эта необходимость заставляет людей соединяться с другими людьми.

Человек – животное от природы, способное ко всякому учению и имеющее помощниками во всем руки, рассудок и умственную гибкость. Люди должны соблюдать меру во всем.

Общество и государство есть результат общественной эволюции из природного состояния. Государство создается для достижения счастья каждого. В основе его лежат общение и дружба.

Главная цель государства – достижение эвтюмии («хорошего расположения духа»), т. е. состояния безмятежности и гармонии души. Достичь эвтюмии поможет демократия, которая, в идеале, должна сочетаться с компонентом правления аристократии.

Мудрецам законы не нужны, так как они живут в соответствии с нормами морали, живут незаметно. Законы же нужны для толпы.

Демокрит рассматривает нормы регулирования социальных отношений, выше всего ставит мораль. Право есть лишь вспомогательное средство, которое искусственно создано людьми.

Он считал естественным деление людей на богатых и бедных. Однако богатством следует пользоваться разумно, оно должно использоваться, принося пользу народу.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами, появившимися в V в. до н. э. в Древней Греции. Они обучали искусству побеждать противника в спорах и судебных тяжбах, распространяли среди граждан знания о политике, философии и праве. Они впервые признали человека и его благо высшей ценностью.

Софистыделятся на два поколения:

1) старшие (Протагор, Гиппий, Горгий, Антифонт);

2) младшие (Фрасимах, Калликл).

Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют.

Мир полон искусственных изобретений, которые разрушают эту меру. К ним относятся писаные законы, так как они есть властные ограничения в отношении людей. Закон часто воплощает тираническое начало и не стремится к подлинному благу человека. Истинное благо дается природой, так как именно в ней заключается справедливость.

Природе вещей должен соответствовать условный естественный закон, который для человека должен быть важнее, чем позитивные государственно-правовые законы.

Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа, и законы, создаваемые людьми, максимально соответствующие естественному закону.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)изначально был учеником и последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов).

Сократ отвергал релятивизм софистов и пытался объяснить объективный характер этических и нравственных норм, а также обосновать нравственную природу государства и права.

Он отождествлял закон и справедливость.

Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских.

Он оперирует понятием «народная нравственность».

Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа.

Монархия есть правление при добровольном согласии народа на основе законов политии. Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя (самая худшая форма правления). То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы, то есть правление немногих избранных в интересах и с согласия большинства – аристократия. Если большая часть народа участвует в управлении государством – демократия.

Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием, но если же гражданин признает власть государства и общества – он должен всемерно выполнять их предписания.

Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности – это воплощение свободного выбора граждан.

 

Платон (427-347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений. Он считается основателем объективного идеализма.

Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства.

Его работы: «Государство», «Законы», «Политик».

В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными, это лишь отражение идей.

Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности.

Законы – это принципы жизни общества, требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости.

Благо – это то, что сохраняет.

Все то, что ведет к переменам – зло.

Таким образом, благо состоит в стремлении человека к справедливости, которая устанавливается для всего общества и для каждого человека.

Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев.

Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду, люди собираются вместе, чтобы жить сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство.

Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами. «Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

Минимальное количество людей для государства – 3-5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы:

1) производители (ремесленники, торговцы);

2) стражи (воины – защита порядка);

3) мудрецы-философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия).

Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться:

1. Мудрость – высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве. Ей могут обладать правители.

2. Мужество – правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.

3. Рассудительность – это согласование лучших качеств людей и обуздание худших.

4. Справедливость.

Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:

1) по количеству властвующих:

- единовластное правление;

- олигархия;

- народовластие;

2) по содержанию деятельности государственных институтов:

- тимократия (власть военных);

- олигархия;

- демократия;

- тирания.

Наилучшим Платон считает аристократическое общество как правление достойных. При этом единственным ориентиром политики должны быть законы. Общество не должно нарушать позитивный закон и сложившиеся обычаи.

В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих).

Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей.

Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей.

Самыми тяжкими преступлениями по Платону являются святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д.

Преступления он делит на: злостные; совершенные в ярости и неумышленные.

Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Нужно строго регламентировать торговлю, установить поощрения только для мелкой торговли.

Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел:

· суд посредников;

· суд соседей;

· профессиональные судьи.

Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.

Он предлагает создать «ночной дозор» (стражу).

Основные идеи:

1) порядок осуществления власти устанавливается законом;

2) гражданин может иметь семью, дом в собственности и земельный надел, который принадлежит государству и передается по наследству;

3) нет классов, но вводится четыре сословия, которые определяются по имущественному цензу;

4) гражданами могут быть только свободные;

5) частная собственность должна быть уравненной, исключается роскошь;

6) форма нового государства есть смешение принципов монархии и демократии (во главе 37 избранных правителей).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.