Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В XVIII-XIX веках

Политические и правовые доктрины в США

Основными представителями политической и правовой мысли США данного периода являются участники освободительного движения североамериканских колоний, создатели государства США.

Томас Джефферсон (1743-1826) – основной автор Декларации независимости, третий президент США. Он высказывал идеи договорного устройства общества и государства, народного суверенитета, равенства всех перед законом, равенства граждан в политике. Он резко критиковал капитализм. Идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он поддерживал идеи независимости и самостоятельности североамериканских штатов.

В Декларации независимости были закреплены следующие положения:

- люди сотворены равными, наделены неотъемлемыми правами (на жизнь, свободу, стремление к счастью);

- правительство создается для охраны естественных прав людей, и власть проистекает из согласия народа повиноваться правительству;

- народ вправе изменить и уничтожить форму правления.

Джефферсон критиковал Конституцию США 1787 года за систему «сдержек и противовесов», а также возможность президенту переизбираться неограниченное количество раз. Он резко осуждал рабство.

Александр Гамильтон (1757-1804).Выражал интересы крупной буржуазии. Выступал за сильную централизованную государственную власть – федерацию, которая способна предотвратить демократическое движение народа, и за урегулирование конфликта с Великобританией.

Является последователем теории разделения властей. Считал, что наилучшей формой правления является конституционная монархия по примеру Великобритании. Если же установится республика, то необходимо наличие сильной власти президента, у которого должны быть очень широкие полномочия. Уделяет внимание судебной системе, выступает за независимость судей.

Утверждает, что исполнительная власть в лице президента и правительства не должна быть ответственна перед Парламентом. Основой стабильности общества является богатое сословие, поэтому нужно ввести высокий имущественный ценз для наделения граждан избирательным правом.

Томас Пейн (1737-1809) является наиболее радикальным представителем демократической, политической и правовой идеологии периода борьбы за независимость. В 1791 году публикует работу «Права человека», в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Утверждает, что война колоний за независимость благородна, так как борьба за независимость есть естественное право человека. Источником власти в государстве является народ.

Все гражданские права (свобода слова, равенства, совести и т.д.) должны защищаться и гарантироваться государством, так как они естественны. Только согласно воле народа формируется Правительство и суд, обязанностью которых является обеспечение свободы, безопасности и независимости, а также гарантий справедливости. Идеальным устройством, по его мнению, является демократическая светская республика.


8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В XΙX ВЕКЕ

8.1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича

8.2. Политические идеи В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова

8.3. Политико-правовые взгляды М.М. Щербатова

8.4. Политико-правовые учения А.Н. Радищева

 

8.1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича

Феофан Прокопович (1681-1736) – занимался церковной деятельностью. Его работы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».

Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.

Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.

Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям, как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.

Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.

При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.

Прокопович – сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления. Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха. Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство».

Самодержец – это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.

В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей.

В своих произведениях он оправдывал ничем не ограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.

Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее. Своё правление монарх реализует как требование естественного права, так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.

Ф.Прокопович особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Синода.

По его мнению, большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.

В государстве есть различные чины, каждый из которых занят полезным для общества делом. То же и «священство» – это всего лишь чин, а не государство в государстве, и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Французской буржуазной революции | Политические идеи В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.