Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Канта

1. Основные категории философии.

2. Этика.

3. Учение о праве (понятие и принципы).

4. Учение о государстве (понятие, цель, формы).

5. Отношение к революции и реформе.

6. Международно-правовые взгляды. Статья "К вечному миру".

1724 - 1804 гг.

Родился и жил в Кенигсберге (Германия). По отцу есть шотландское происхождение. Острая наблюдательность отмечается еще в раннем детстве. Рано примыкает к школе Лейбница и Вольфа. При этом склонности к философии у Канта не было. Учится в Кенигсбергском университете. Кант всегда выступал против "ходячей метафизики", не терпел назиданий. Считал, что эти люди предпочитают обширную мудрость глубокому изучению и основательному знанию. Написал статью "О недавно возникшем барском тоне в философии" 1796 г. Все статьи Канта имеют легкий слог. Какое-то время Кант находится в роли домашнего учителя. Начинается 7-летняя война. Кант не имеет прочного положения в университете. В Кенигсберг вступают российские войска. Кант был и русским подданным. Только в 46 лет Канту предлагают кафедру профессора. Он начинает создавать свои труды и освобождается от других дел.

Основные работы: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Разбирает вопрос о границах и условиях познания. Отстаивает в социальной философии самостоятельность этики.

Кант рассматривает две сферы духовной жизни человека. Первая - область опытного знания. Там наличествует детерминизм. Это уровень явлений в мире. Кант называет эту область теоретическим разумом. Исследуются явления.

Вторая область - это сфера постулатов и императивов. Здесь нет детерминизма. Нет причинно-следственных отношений. Здесь исследуется вещь в себе. Это практический разум.

Это разграничение всей жизни человека.

Вся умственная деятельность подразделяется на 2 вида: рассудок и разум. Рассудок - это активная способность связывать понятия и образовывать правила. Здесь важно опытное применение. Это сфера явлений. Это дает человеку знание о мире. Это теоретический разум.

Разум - это способность составлять принципы и образовывать идеи. Принципы - это объединение правил, а идеи - это обобщение понятий. Эта сфера дает понимание человеку. Это сфера практического разума.

Все суждения Кант подразделяет на 2 вида: аналитические и синтетические. Аналитические суждения - те, которые что-либо разъясняют. Синтетические всегда привносят что-то новое.

Кант - сторонник трансцендентального идеализма. Исследуется то, что предшествует опыту как необходимое условие.

В философии Канта переплетаются идеи Аристотеля и Платона. От Аристотеля берется учение о категориях. От Платона берет идеи разума. Влияние на Канта оказали Лейбниц, Вольф, Юм и Руссо. Кант очень любил Руссо.

Деятельность Канта распадается на 2 периода: докритический и критический. Докритический - исследование самых разных вопросов, критический - то, что сам создал, его учение, "Метафизика нравов" и "Критика практического разума". Право относится к практическому разуму.

Критика чистого разума строится на вопросе: способен ли разум человека постичь мир. Хотя до этого - 2 века рационализма. Отвечая на этот вопрос, создает 2 понятия: ноумен и феномен. Ноумен - это вещь в себе, постичь его нельзя. Феномен - это явление, познаваем. Мир в целом существует как ноумен. У человека - бесконечность познания. Она создает ситуацию, когда мир до конца познать нельзя. Формальная логика доводится до наивысшего предела. Ему принадлежит понятие антиномии - неразрешимого противоречия. Они могут быть логические (мир конечен - мир бесконечен; бог ест - бога нет; человек свободен - человек несвободен; с равной вероятностью можно доказать и то, и другое), диалектические (все относительно).

Критика практического разума - это этическое учение. Исследует волю человека. У человека есть разум и свободная воля. Как явление, как биологический организм человек подчинен внешнему миру, находится с ним в причинно-следственных отношениях. Человек - разумное существо, он причина своих действий. В этом смысле свобода не противоречит необходимости. Свобода - это способность человека самостоятельно что-то творить, осуществлять. Это было важно, потому что тогда господствовала другая теория - теория среды. Человек таков - каким его делают обстоятельства. Кант выступил противоположным образом. У человека есть свободная воля, он наделен способностью быть личностью. У человека есть возможность выбрать какое-то поведение. Человек может совершать действия, не зависящие от внешней среды. Человек свободен в выборе поведения.

Воля человека сама дает ему закон, или императив. Императивов два. Первый - гипотетический, или условный. Это практическое правило для достижения какой-либо частной цели. Второй - безусловный, или категорический. Это правило, которое является критерием нравственности поступка, то есть это мера общей для всех морали. Человек должен быть отрешен от всех своих частных целей.

Кант предлагает 2 формулы категорического императива. Первая - "поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства". Это голос долга. Гегель критиковал Канта за абстрактность этого понимания долженствования. Мораль всегда исторична. Кант не давал ответа, как именно надо поступать. Вторая формула - "смотри на человека всегда как на цель, а не как на средство".

Чтобы в тебе видели цель, надо вести себя достойно. Это основа аксиологического подхода (учение о ценностях). "Звездное небо над нами, нравственное начало - в нас". Отсюда автономия личности (дословный перевод auto и nomos - самозаконие).

Учение о праве Канта

Мораль регулирует внутренний мир человека. Право регулирует поступки, внешние действия людей. В праве возможно принуждение. Государство не должно вторгаться в умонастроения людей, во внутренний мир человека. Цель права - свобода всех. Средства - ограничение свободы всех. Это идея Руссо. В обществе со свободной волей каждый человек, если бы всегда следовал законам долга, право было бы излишне.

Право - это внешнее согласие действий человека с моральным законом.

Право - это внешнее принуждение, обеспечивающее свободу человека.

Свобода - это возможность делать все то, что не приносит вред другим лицам. Это дело каждого человека. Никто не вправе навязывать нам свое понимание свободы, счастья.

Право - это совокупность условий, при которых свобода одного человека совмещается со свободой других лиц. По сути это положение Декларации прав человека и гражданина.

Принципы права:

- равенство. Понимает его как равенство возможностей. Он против наследственных привилегий, против дворянства.

- свобода

- самостоятельность

Принимать законы могут не все люди, а только те, кто свободен от государства. Человек должен иметь свой источник независимого от государства дохода.

Принципы раскрываются в работе "О поговорке "может быть это и верно в теории, но не годится для практики". 1793 г. В это время во Франции якобинская диктатура, в Пруссии вступает в силу всеобщий свод законов. Кант пишет статью против теории утилитаризма, против англичан. Теория должна быть взвешенной и хорошей, тогда и с практикой все будет хорошо.

Принцип свободы.

Ни один человек не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет. Никто не должен человеку навязывать свои представления о счастье.

Правление должно быть отечественное, но не отеческое. В отеческом правлении нет свободы граждан. Правление отеческое есть величайший деспотизм.

Патриотический образ мыслей. Каждый в государстве, в том числе и правитель, должен заботиться о всеобщем достоянии.

Принцип равенства.

Люди в правовом отношении равны. Никто не может принуждать к чему-либо другое лицо, кроме как через публичный закон. Важно, чтобы не было наследственных преград. Поэтому он против наследственных привилегий. Можно передать по наследству вещь, но не титул.

Принцип самостоятельности.

Кант считает, что все лица равны и свободны в отношении существующих законов, но не равны в праве устанавливать законы. Различается гражданин и горожанин. Гражданин имеет право голоса. Чтобы быть участником во власти, нужно быть независимым в суждениях от государства. Надо не быть чиновником.

По содержанию предписаний право и мораль схожи, но в мотивах различны. Кант различает 2 сферы: моральность и легальность. Легальность предполагает внешнее согласие с законом. Мотивация здесь не важна. Моральность предполагает совершение действий человека в силу долга. За это Канта критиковали, говорили, что он слишком строго подходит к моральным требованиям.

Понятие права предполагает принуждение, а значит, и государство.

Учение Канта о государстве

Государство - это соединение множества лиц, подчиненных нормам права. Похоже на Цицерона, но у Цицерона понятие народа. У Цицерона есть идея об общей пользе, но Кант против этого.

Счастье каждый понимает по-своему. Государство не навязывает своего понимания общей пользы, иначе это деспотизм.

Задача государства - охрана права как внешнего принуждения. Только так можно обеспечить всеобщую свободу и правовое равенство людей. Это и есть основа для правового государства.

Кант - сторонник теории разделения властей. Все государства могут быть либо республики, либо деспотии. Если есть разделение властей - это республика, если нет - то это деспотия.

По количеству правящих лиц государства могут быть:

- автократия - правление одного

- аристократия - правление нескольких

- демократия - правление большинства

Кант - первый критик якобинской диктатуры. Он считал, что революция - это бессмысленный террор против народа. С помощью революции можно уничтожить тирана, но нельзя создать прочный порядок в обществе. В обществе ничего по сути не меняется после революции. В революции виновна тупость правительства, медлящего с проведением реформ.

Кант и теоретически осуждает революцию. Работа "О поговорке". Кант считает, что революция вытекает из принципа счастья. Суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым, становится деспотом. Тогда народ становится бунтовщиком. Счастье нельзя подводить под принцип. Правитель должен быть связан со своим народом через публично-правовое устройство государства. Кант - сторонник идеи общественного договора. Правитель может ошибаться, поэтому в государстве должна быть свобода печатного слова. В государстве надо сочетать дух повиновения и дух свободы. Должен быть либеральный образ мыслей в народе, но в рамках любви к своему отечеству.

Политико-правовая программа Канта

- отмена крепостного права

- ликвидация дворянства

- введение всеобщего равенства

- отделение церкви от государства

- стремление к республиканскому правлению

- свобода печатного слова

Труднее всего проводить реформы в аристократии.

Полемика с Руссо. Руссо считал, что надо научить людей быть свободными, а потом дать им свободу. Кант против этого. Считает, что надо предоставить народу возможность быть свободным.

Международно-правовые взгляды Канта

Работа "К вечному миру".

Кант рассматривает 6 условий заключения вечного мира. 1, 5 и 6 - строгие законы. 2, 3 и 4 - может быть отсрочка исполнения.

1) ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно создается основание для будущей войны

2) ни одно самостоятельное государство не может быть приобретено другим государством, нельзя его приобретать частным образом

3) постоянные армии должны сокращаться

4) государственные долги не должны использоваться для решения внешнеполитических дел

5) ни одно государство не должно насильственно вмешиваться во внутренние дела других (суверенитет)

6) не должно быть враждебности между государствами (нельзя использовать бесчестные военные хитрости)

Три статьи договора о вечном мире:

- государственное устройство должно быть республиканским

- федерализм

- право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства

Было еще добавление. Тайная статья договора о вечном мире. Есть класс философов в обществе. Государство даже в состоянии вооружения против другого государства должно принимать во внимание мнение философов о необходимости войны в данном случае. Надо позволить философу открыто выступать. Это полемика с Платоном. Идея Платона - философ на троне. Кант считает, что философы не должны быть королями, а короли - философами, так как власть не дает свободно мыслить. Надо, чтобы философы были, а чиновники к ним прислушивались.

Работа "Идеи всеобщей истории во всемирно гражданском плане" 1784 г.

Поводом к написанию была заметка в одной из газет, где Канту приписали идею о том, что он хочет построить идеальное государство.

Кант считает, что есть законы истории, которые не зависят от воли людей. Средства развития в обществе - это антагонизмы людей. Эгоизм людей вынуждает их к сотрудничеству. Он делает их зависимыми друг от друга. Задача людей - построить гражданское общество. Кант - сторонник построения гражданского общества. Надо создать гражданский союз, основанный на равенстве, свободе, самодостаточности лиц. Это можно сделать в условиях республиканского устройства и вечного мира.

Значение учения Канта

Идея правового государства. Термина нет, идея есть. Вся его теория - высшее проявление рационализма. Право - это не приказ государства, оно имеет своей основой самодостаточную личность. Кант создал теорию права и государства. Государство гарантирует право.

Теория Канта - это основа для аксиологического подхода к личности.

НЕОКАНТИАНСТВО

60-е гг. 19 в. в Германии лозунг "назад к Канту". Позитивизм Конта, Маркса порождают более внимательное отношение к Канту.

Две школы. Мальбургская, 70-е гг. 19 в. Это Рудольф Штаммлер. И Баденская школа. 80-е гг. Это Кистяковский, Новгородцев.

Два метода неокантианства:

- закон причинно-следственной связи. Все науки о природе.

- закон целеполагания. Это науки об обществе.

Ценность - это то, что важно для человека. Ценности все разные. Ценности присутствуют в действительности в качестве благ в объекте правоотношения и в качестве оценки в субъекте правоотношения.

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович

1866 - 1924 гг.

Работа "Об общественном идеале", "Критика современного правосознания"

Право - это идея, область нравственных постулатов. Право - конкретные права, обязанности индивида и государства. Двойственное понимание права.

Концепция естественного права. Предполагает исследование права как регулятивного постулата. В естественном праве сочетаются области права и нравственности. Подчеркивается неизменный характер нравственности. Право носит изменчивый характер. Оно может противоречить себе. Может противоречить идее нравственности. Концепция - естественное право с изменяющимся содержанием.

Концепция общественного идеала. Очень тщательно разбирает, что такое абсолютный и относительный идеал. Для России это социально-правовое государство.

Отстаивает право на достойное человеческое существование. Необходимо юридическое закрепление.

Научная критика марксизма. Впервые рассмотрел марксизм и противопоставил теорию и практику марксизма. Показал противоречия марксизма.

В работе показывается кризис социализма. Марксизм - высшее выражение социализма. Марксизм притязает на абсолютное значение. Через насилие хотят перейти к истинному царству свободы. Марксизм рассматривается как система безусловного рационализма. Это система абсолютного коллективизма. Марксизм отрицает ценность личности. Это делает Маркса не только ученым, но и пророком. То есть его утверждения надо принимать на веру. В марксизме проявляются 2 стороны: утопическая и реалистическая. По второму пути пошла немецкая социал-демократия. Это реформаторский социализм. В марксизме есть классовая теория, ее последовательное завершение - социальная революция. Против всех государственных учреждений. Тогда государство отомрет. В этом смысле близок анархизму. Но есть и реалистическая теория. Она сближает классы и не предполагает революцию. Эту теорию развивал Лассаль. Надо идти на компромиссы за улучшение рабочего труда. Порождены были противоречия в самом движении. Есть абсолютный и относительный социализм. Это противоречие в теории марксизма привело к разъединению социалистов на практике.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вольтер | Понятие информационного ресурса и информатизации, их характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.