Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость СППР

Определение СППР

Лекция 9. Системы поддержки принятия решений

СППР – системы, разработанные для поддержки процессов принятия решений менеджерами разных уровней в сложных ситуациях, связанных с разработкой и принятием управленческих решений.

Термин принадлежит американским ученым Гарри и Мортону (DSS) хотя первое поколение СППР мало, чем отличалось от традиционных управленческих ИС.

СППР – это интерактивные автоматизированные ИС, которые помогают лицам, принимающим решения (ЛПР), использовать данные и модели для того, чтобы решать неструктурированные и слабоструктурированные проблемы (задачи).

В СППР используются последние достижения в области информационных технологий, такие как:

а) OLAP – технологии;

б) Хранилища данных;

в) Витрины данных;

г) Data Mining;

д) Генетические алгоритмы;

е) Нейронные сети;

ж) Интернет - технологии.

Спектр использования очень широкий: в медицине, образовании, управлении социальными процессами, правительственная деятельность. Но чаще всего СППР используют в экономической сфере. На рынке программных продуктов наиболее известными являются такие СППР:

· SIMPLAN – Для поддержки корпоративного планирования;

· PIMS – поддержка принятия решений в маркетинге;

· IFPS – интерактивное финансовое планирование;

· PMS поддержка решений в управлении ценными бумагами;

· Precision Tree Prime Decision – поддержка принятия решений в экономике на основе древа решений;

· Decision Grid – поддержка принятия многокритериальных решений в экономике;

· Marketing Expert – поддержка принятия стратегических решений в маркетинге.

В последнее время появились новые классы компьютерных систем поддержки принятия решений:

· Исполнительные ИС (Executive Information System) – преимущественно ориентированы на поддержку деятельности первых руководителей предприятий и организаций (информация в виде диаграмм и графиков), используются диаграммы влияния.

· Групповые системы поддержки принятия решений (ГСППР) – для поддержки коллективной выработки решений (на пример PLEXSYS, Decision Explorer и др.).

· Системы поддержки принятия решений, построенные на знаниях (на пример GURU).

Чтобы устоять в условиях жесткой конкуренции, от бизнесменов требуется принимать решения максимально взвешенно и определять оптимальную финансовую стратегию. Эффективность управления крупным и средним бизнесом сегодня немыслима без применения передовых информационных технологий – СППР.

В самом общем виде процесс управления можно свести к решению 3 задач:

- Где мы находимся?

- Куда мы хотим прийти?

- Как мы туда попадем?

Для сложных систем характерно, что управлять ими приходится в условиях неполной информации, незнания закономерностей функционирования и постоянного изменения внешних факторов. Поэтому процесс управления имеет итерационный характер. После принятия решения и применения управленческого воздействия необходимо вновь оценить состояние, в котором находится система, и решить вопрос о том, правильно ли мы движемся по намеченному пути. Если отклонения нас не удовлетворяют, то необходимо переопределить процесс управления.

Современные информационные технологии при поиске ответов на поставленные вопросы позволяют аналитику формировать и решать следующие классы задач:

1) Аналитические – вычисление заданных показателей и статистических характеристик бизнес - деятельности на основе ретроспективной информации из БД;

2) Визуализация данных – наглядное графическое и табличное представление имеющейся информации;

3) Добыча знаний (data mining) – определение взаимосвязей и взаимозависимостей бизнес-процессов на основе существующей информации. К данному классу можно отнести задачи: проверка статистических гипотез, кластеризации, нахождения ассоциаций и временных шаблонов. Например, путем анализа экономических и финансовых показателей деятельности компаний, которые потом обанкротились, банк может выявить некоторые стереотипы, которые можно будет учесть при оценке степени риска кредитования;

4) Имитационные – проведение на ЭВМ экспериментов с математическими моделями, описывающими поведение сложных систем в течении заданного или формируемого интервала времени. Задачи этого класса применяются для анализа возможных последствий принятия того или иного управленческого решения (анализ „Что если?”);

5) Синтез управления – используется для определения допустимых управляющих взаимодействий, обеспечивающих достижение заданной цели. Задачи этого типа применяются для оценки достижимости намеченных целей, определения множества возможных управляющих воздействий, приводящих к заданной цели;

6) Оптимизационные – основаны на интеграции имитационных, управленческих оптимизационных и статистических методов моделирования и прогнозирования. Задачи данного класса позволяют выбрать на множестве возможных управлений те из них, которые обеспечивают наиболее эффективное (с точки зрения определенного критерия) продвижения поставленной цели.

Вряд ли стоит надеяться, что когда-либо будет создано комплексное ПО СППР, которое будет реализовывать все или хотя бы большую часть алгоритмов, применяемых при решении перечисленных классов задач. Не стоит полагать, что могут появиться на рынке ПО универсальные имитационные модели функционирования коммерческого предприятия, которые можно было бы адаптировать и использовать в СППР конкретной фирмы, однако, вероятно некоторые фирмы сделают ставку на разработку собственных имитационных моделей. Срок реализации такого рода проектов 1,5 – 2 года. Сегодня о реальном использовании ИТ при решении задач 5 и 6 классов рано, поскольку существующие в этих областях алгоритмы подразумевают наличие адекватной модели управляемой системы. Модели позволяют нам отображать явления и объекты реального мира на множество абстрактных символов и понятий, а связи между ними – связи между соответствующими абстракциями.

Бизнес представляет собой сложный объект, который строится из множества различных по свойствам подсистем, между которыми действует большое число разнородных связей. Предпринимательская деятельность состоит из целого ряда бизнес-процессов, которые существенно зависят от множества внешних факторов: законодательных, экономических, социальных, политических. Такие объекты называются сложные системы, а методы их изучения – системным анализом. Существующие практические результаты получены лишь в исследовании операций – применении количественных математических методов для обоснования решений. Но математика начинает работать лишь тогда, когда исследователь имеет модель системы. Почему же математических моделей практически нет в системе управления бизнесом?

Рисунок 9.1 - Процесс познавательной деятельности

Модель – формальное математическое описание.

В бизнесе процесс создания адекватных моделей осложняется двумя объективно существенными проблемами:

1) Накоплению у бизнесменов личного опыта (для выдвижения гипотез) препятствует динамичное изменение экономической ситуации. Интуиция, необходимая для выдвижения бизнес-гипотезы, просто не успевает вырабатываться. А с точки зрения современной психологии открытие совершается при помощи интуиции, которая уходит корнями в область человеческого подсознания и опирается на огромный личный опыт. Открытию, как правило, предшествует не одна, а множество гипотез.

2) Отсутствует возможность проведения целенаправленного эксперимента.

Следовательно, применительно к бизнес-деятельности процесс познания претерпевает разрыв как минимум в двух точках: на этапе гипотез и на этапе экспериментальной верификации моделей.

В настоящее время в бизнесе реально следует рассчитывать лишь на использование комплексного ПО, реализующего алгоритмы решения задач первого, второго и частично третьего и четвертого из перечисленных классов, сегодня мы являемся свидетелями стремительного прогресса в создании подобного ПО под общим названием OLAP.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диаграммы дерева узлов (Node Tree Diagram) | Аналитические (OLAP) системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.